Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 22.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование проектной деятельности на уроках литературы для повышения интереса к чтению | Щербань Вера Викторовна. Работа №354884

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются особенности применения проектной деятельности на уроках литературы как способа повышения интереса учащихся к чтению. Анализируются ключевые принципы организации проектной работы, её влияние на читательскую активность школьников, а также роль педагога в стимулировании творческого подхода к освоению литературных произведений. Автор подчёркивает значимость индивидуального и коллективного подхода в проектной деятельности, позволяющего ученикам лучше осмыслить произведения и углубить их личное восприятие текста.

Ключевые слова: проектная деятельность, литература, интерес к чтению, творческое развитие, педагогическая практика, осмысление текста.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ

 

Щербань Вера Викторовна, учитель русского языка и литературы

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 24, г. Комсомольск-на-Амуре

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности применения проектной деятельности на уроках литературы как способа повышения интереса учащихся к чтению. Анализируются ключевые принципы организации проектной работы, её влияние на читательскую активность школьников, а также роль педагога в стимулировании творческого подхода к освоению литературных произведений. Автор подчёркивает значимость индивидуального и коллективного подхода в проектной деятельности, позволяющего ученикам лучше осмыслить произведения и углубить их личное восприятие текста.

Ключевые слова: проектная деятельность, литература, интерес к чтению, творческое развитие, педагогическая практика, осмысление текста.

 

Современное образование требует внедрения методик, способных не только повысить академическую успеваемость учащихся, но и способствовать формированию их личностного интереса к учебным предметам. Литература, являясь уникальной областью искусства, обращается к внутреннему миру человека, формирует его эстетическое сознание и эмоциональное восприятие. Однако в последние десятилетия наблюдается снижение интереса школьников к чтению, что ставит перед учителями литературы задачу поиска новых способов увлечь учащихся художественным словом. Одним из эффективных методов в этом направлении является использование проектной деятельности, которая позволяет сделать процесс изучения литературы более осмысленным и увлекательным.

Проектная деятельность на уроках литературы способствует активному вовлечению учеников в учебный процесс, так как предполагает самостоятельный выбор тематики, исследование литературных произведений и творческое осмысление изученного материала. Этот метод основывается на принципах проблемного обучения, когда учащийся становится не только объектом, но и субъектом образовательной деятельности. Работая над проектами, школьники развивают исследовательские, аналитические и коммуникативные навыки, что не только расширяет их знания о литературе, но и формирует устойчивый интерес к чтению.

Одним из ключевых преимуществ проектной деятельности является её способность делать произведение ближе и понятнее для школьников. Литературный текст, который на первый взгляд может показаться сложным или далеким от современных реалий, раскрывается через интерпретацию и творчество. Например, изучая произведения Александра Сергеевича Пушкина, ученики могут исследовать вопросы, связанные с историческим контекстом эпохи, символикой художественного образа или взаимоотношениями героев. Создание исследовательского проекта о судьбе Татьяны Лариной или анализ мотивов "маленького человека" в прозе Николая Васильевича Гоголя позволяет не только лучше понять авторский замысел, но и увидеть в героях отголоски современных проблем.

Проектная деятельность стимулирует школьников к более глубокому чтению и интерпретации текста, так как она предполагает активное взаимодействие с материалом. Одной из форм таких проектов может стать создание "читательского дневника", в котором учащиеся фиксируют свои впечатления от прочитанного, задают вопросы к тексту, анализируют ключевые эпизоды и даже рисуют иллюстрации к наиболее запомнившимся сценам. Такая работа помогает ученикам воспринимать литературу не как обязательный предмет, а как способ познания мира и самих себя.

Кроме того, проектная деятельность может быть направлена на междисциплинарное исследование, что делает изучение литературы ещё более увлекательным. Например, изучая произведения Льва Николаевича Толстого, учащиеся могут сопоставить описания военных событий в "Войне и мире" с реальными историческими фактами или обратиться к особенностям нравственной философии писателя. Подобные проекты позволяют выйти за рамки привычного восприятия художественного текста, рассматривая его как многогранный источник знаний и культурного опыта.

Важной частью проектной работы является её коллективный характер, который способствует развитию навыков сотрудничества и взаимопомощи. Учащиеся, работающие в группах, учатся распределять роли, анализировать идеи друг друга, принимать совместные решения и решать возникающие проблемы. Например, при создании инсценировки по мотивам произведения ученики не только интерпретируют текст, но и обсуждают костюмы, реплики, сценарные особенности, что требует от них активного взаимодействия. Такие проекты помогают детям не только лучше понять литературное произведение, но и формируют у них чувство ответственности и уважения к чужому мнению.

Роль учителя в организации проектной деятельности является ключевой. Педагог выступает координатором и наставником, который помогает ученикам выбрать направление исследования, определяет этапы работы, поддерживает их творческие начинания и мотивирует к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы. Учитель также должен учитывать возрастные особенности учеников и их уровень подготовки, чтобы предложенные проекты были не только интересными, но и выполнимыми. Важно создавать атмосферу сотрудничества и доверия, в которой каждый ученик будет чувствовать свою значимость и уникальность.

Проектная деятельность в контексте литературного образования способствует не только развитию у школьников аналитического мышления, но и формированию эмоционального отклика на прочитанное. Работа над проектами помогает увидеть в художественном тексте ответы на актуальные вопросы современности, открыть для себя новые смыслы и найти личные точки соприкосновения с авторской идеей. Такое осмысленное чтение создаёт условия для формирования у школьников устойчивого интереса к литературе и мотивирует их обращаться к книгам не только в рамках школьной программы, но и за её пределами.

Таким образом, использование проектной деятельности на уроках литературы представляет собой эффективный инструмент, позволяющий значительно повысить интерес учащихся к чтению. Она даёт возможность ученикам осознанно и творчески подходить к изучению художественных произведений, углубляя их понимание текста и обогащая внутренний мир. В условиях современного образовательного процесса проектная деятельность становится неотъемлемой частью формирования читательской культуры школьников, способствуя их интеллектуальному и личностному развитию.

 

Список литературы

1. Бойко, Е. А. Применение технологии проектной деятельности на уроках русского языка и литературы / Е. А. Бойко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 37 (484). — С. 107-109.

2. Борисова, М. Ю. Проектная деятельность на уроках литературы в основной школе / М. Ю. Борисова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 1 (27). — С. 19-22.



 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X