Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование проектной технологии в развитии универсальных учебных действий учащихся на уроках английского языка ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Путятина Оксана Валерьевна

Путятина Оксана Валерьевна

Учитель  английского  языка

МБОУ  Г.Иркутска СОШ № 72

 

 

Использование  проектной  технологии  в  развитии  универсальных учебных действий  учащихся  на уроках английского языка

 

Изучение языка не всегда продвигается так, как мы этого хотим. На промежуточном уровне может возникнуть момент, когда требуется дополнительный импульс, стимул для изучения иностранного языка. Таким стимулом в моей работе стало применение информационных и проектных технологий. Мотивация лежит в самом проекте. Ученику, наконец, предоставлена возможность использовать приобретенные языковые навыки в новых реальных ситуациях.

«Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность» - эти слова Бернарда Шоу очень актуальны и в настоящее время. Только сделав что-то своими руками, мы можем однозначно заявить, что мы готовы и можем использовать это в своей деятельности.

Со своими учениками я стараюсь работать согласно выражению  «Послушай - и ты узнаешь, посмотри - и ты поймешь, сделай – и ты научишься».

Применение проектной методики повышает интерес учащихся к изучению путем развития внутренней мотивации . А позитивная мотивация - это ключ к успешному изучению.

Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении , но это эффективное средство от однообразия, скуки, оно способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний.

Применение проектной методики особенно актуально на старшей ступени обучения иностранным языкам средней общеобразовательной школы. Именно на завершающем этапе обучения учащихся на первый план выступает самостоятельное использование иностранного языка как средства получения новой информации, обогащения словарного запаса, расширения лингвистических знаний и применения их в новых областях окружающей действительности .

Проектная методика как новая педагогическая личностно-ориентированная технология отражает основные принципы гуманистического подхода в образовании:

- особое внимание к индивидуальности человека, его личности ;

- чёткость, ориентация на сознательное развитие критического мышления обучающихся.

Таким образом, проектная методика является альтернативой традиционному подходу к образованию, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении.

Проект - это также реальная возможность использовать знания, полученные на других предметах, средствами иностранного языка.

Иностранный язык, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Задача, стоящая перед школой, заключается в первую очередь во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий, какой является проектная методика.

          Интегральным показателем качества в контексте модернизации образования является компетентность, которая определяется не через сумму знаний и умений, а характеризует умение человека мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт.

Отсюда вытекает основная задача образования: научить ученика деятельности решения задач, решения проблем в различных сферах жизнедеятельности.

Следуя этому, компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях:

 1) в познании и объяснении действительности;

2) при освоении техники и технологии;

3) во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков;

4) в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, члена семьи, покупателя, клиента, зрителя, горожанина, избирателя;

5) в правовых нормах и административных структурах, в потребительских и эстетических оценках;

 6) при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда;

7) при необходимости разрешать собственные проблемы: жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов.

Метод проектов   возник в 1920-е гг. в сельскохозяйственных школах США в связи развивающейся там все шире и шире идеей трудовой школы.

Проектное обучение было направлено на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не только запоминать и воспроизводить знания которые дает школа, но и уметь их применять на практике.

Общий принцип, заключался в установлении непосредственной связи учебного материала с жизненным опытом учащихся.

           «… знание, которое можно назвать знанием, умственное воспитание, ведущее к какой-нибудь цели – дается лишь в процессе близкого и реального участия в активностях социальной жизни» «Обучение посредством деланья »

         Метод проектов позволяет создать на уроке иностранных языков исследовательскую творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный творческий познавательный процесс на основе методики сотрудничества.

    В настоящее время предлагаются различные варианты проектов и путей их реализации. Это коллаж, эссе, текст, рисунок, модель, видеоролик, сайт, презентация и другие. Это разнообразие форм проектов позволяет каждому ученику подобрать вид работы, который ему по душе.

 Применение проектной  методики  способствует:

·     формированию и развитию внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению иностранными языками ;

·     повышению мыслительной активности учащихся и приобретению навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью, расширению сферы иноязычного общения;

·     языковому и речевому развитию учащихся, совершенствованию иноязычной коммуникативной компетенции в целом;

·     развитию  индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, совершенствованию первичной и вторичной языковой личности;

·     более результативному решению задач образования, развития и воспитания личности учащегося.

Проектная методика обучения  широко использует   «эго-фактор»   (я-фактор),  предполагающий преломление всего обучения через личность учащегося, через его потребности и интересы.

Проектирование помогает учащимся осознать  роль знаний в жизни и обучении – знания перестают быть целью,  а становятся средством в подлинном образовании.

Проектная деятельность позволяет сделать более легкий переход от собственного мира учащихся к англоязычному миру через иностранный язык.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.

              Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать её, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни к меняющимся условиям жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Главные цели введения в школьную практику метода проектов:

·      показать умение отдельного ученика или группы учеников использовать приобретённый в школе исследовательский опыт;

·      реализовать свой интерес к предмету исследования; приумножить знания о нём и донести это до заинтересованной аудитории;

·      продемонстрировать уровень обученности иностранным языкам; совершенствовать умение участвовать в коллективных формах общения;

·      подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.

Организуя работу над проектом, важно соблюсти несколько условий:

·       тематика проектов может быть связана со страной изучаемого языка, так и со страной проживания; учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран, подходов в решении тех или иных проблеет и т.д.;

·       проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных, по возможности аутентичных, источников информации;

·       необходимо вовлечь в работу над проектом всех учащихся класса, предложив каждому задание с учётом уровня его языковой подготовки.

·       Выполнение проектов предполагает информационный диапазон, исследовательский и языковой аспекты.

          Информационный диапазон. Это означает, что ученик должен уметь ориентироваться в большом количестве источников (письменных, устных, изобразительных); отобрать те сведения, события, факты, которые помогут ему наилучшим образом раскрыть предмет своего исследования и исключить более частные, второстепенные сведения, детали.

          Исследовательский аспект. Ученик должен уметь выбрать из многочисленных проблем, связанных с темой проекта, те, которые значительны по своей важности, познавательны, интересны для окружающих, актуальны. При этом ученик должен обладать способностью анализировать материал, сравнивать, прогнозировать, обобщать, делать выводы, опираясь на свой жизненный, учебный опыт, эрудицию, творчество.

         Языковой аспект. Ученик должен уметь описать или устно изложить средствами ИЯ ход и результат своего исследования. По жанру в обоих случаях изложение должно быть близко к общенаучному стилю, носить академический характер. При этом важно выразить авторское отношение к предмету исследования, к рассматриваемым проблемам.

Использование проектной методики дает возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать их творческие способности, проверять и проявлять себя в лидерстве. У школьников появляется личная ответственность за свои знания, умения включать их в реальную деятельность

          Проектная методика в рамках ретроспективного анализа основывается на личностно-деятельностном подходе, который означает переориентацию всего учебного процесса на постановку и решение самим школьниками познавательно-коммуникативных и исследовательских задач. Это позволяет рассматривать проектное обучение как одну из наиболее продуктивных и интенсивных методик, которая способствует достижению высоких результатов обученности и образованности личности. .

         Основная задача учителей состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике обучения иностранным языкам. Именно осмысление и применение этого метода в новой учебной, социально-культурной ситуации, в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития, позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.

Учебные программы по английскому языку предлагают различные виды проектов после изучения определенного раздела. Домашнее задание в виде проекта стимулирует учащихся к творческой деятельности, несмотря на разный уровень обучающихся владением  предмета.  Я работаю по программе М.З. Биболетовой «Enjoy English».  Такие проекты как « Школа будущего», « Школьная мода», « Семейные тайны», « Древние цивилизации», «Местное чудо» и другие, предлагаемые в 10 классе, позволили мне увидеть своих учащихся с другой стороны. Интерес, творческое мышление, исследовательская деятельность и ,наконец, сам продукт, представленный учениками доказали мне, что еще не использованы все ресурсы  стимуляции обучающихся к работе.  Ученики, слабо знающие предмет, смогли преодолеть коммуникативный барьер и получили новый толчок к изучению иностранного языка.

Одновременно с плюсами применения проектной технологии в учебной деятельности, существуют и минусы, выраженные противоречиями между требованиями программы для общеобразовательных учреждений к уровню обученности иностранными языками выпускников с одной стороны, и реальным уровнем владения иностранным языком с другой;

преобладанием все еще традиционного подхода к содержанию и организации занятий по иностранным языкам;

большим желанием учащихся к внедрению нововведений в учебный процесс и сосуществованием определённой осторожности со стороны учителей к восприятию и применению новых педагогических технологий .

Также, существует опасность  возникновения ,актуальной на сей день,  проблемы. В результате такого подхода  систематическое усвоение знаний под руководством учителя на уроке подменяется  работой по выполнению заданий-проектов.  Вследствие  этого уровень общеобразовательной подготовки школьников может  резко снизиться.  Ребенок будет успешен в своей творческой деятельности, в использовании и применении иностранного языка в конкретных ситуациях, но абсолютно беззащитен при сдаче ЕГЭ. Моя задача учителя – найти способ решения этой проблемы. И я его найду !

 

 

Пожалуйста, подождите.
x
×