Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование русского фольклора на музыкальных занятиях. | Иванова Ярославна Анатольевна. Работа №316338

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики ценностной ориентации детей на основе фольклора, как важнейшему среству формирования отношения к действительности, как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Духовность проявляется в гармоничном слиянии мысли и чувства, в любви к людям, уважении к личности другого человека, стремлении понять и постигнуть красоту окружающего мира, природы, искусства, в интересе к своему делу и к повседневной жизни. Воспитание ценностных ориентаций особенно  благоприятно у детей дошкольного возраста. Всестороннее воспитание личности содержит несколько аспектов. Во-первых это процесс целенапрвленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. Также задача эстетического воспитания формирования эстетических вкусов и идеалов личности,-развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4 имени Виталия Валентиновича Бианки»

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

«Использование русского фольклора на музыкальных занятиях»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

музыкальный руководитель

Иванова Я.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020г.

Использование русского фольклора на музыкальных занятиях

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практике ценностной ориентации детей на основе фольклора, как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Духовность проявляется в гармоничном слиянии мысли и чувства, в любви к людям, уважении к личности другого человека, стремлении понять и постигнуть красоту окружающего мира, природы, искусства, в интересе к своему делу и к повседневной жизни.

Воспитание ценностных ориентаций особенно благоприятно у детей дошкольного возраста. Всестороннее воспитание личности содержит несколько аспектов. Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. Также задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Одним из средств воспитания ценностных ориентаций личности является фольклор. Формы ознакомления с народной культурой могут быть самыми разнообразными: занятия познавательного характера, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, празднования, музыкальные развлечения. Для дошкольного возраста ведущей формой знакомства с духовно-эстетическим идеалом является детская литература, мультипликационные фильмы и кино, а также те незаменимые для воспитания ребенка фольклорные жанры, которые используют мамы и бабушки (сказки, песни, пестушки, потешки). Книжные, мультипликационные или герои кино, будь то люди, звери, или фантастические вымышленные существа, наделенные человеческими качествами, являются носителями добра и зла, милосердия и жестокости, справедливости и лживости.

Фольклор – синтез многих искусств, объединенных в гармоничное целое. Таким образом, учитывая ценностно-ориентированную сущность фольклора можно сделать вывод, что искусство и фольклор является основным средством всестороннего воспитания личности. В народной педагогике мы сталкиваемся не с научно-педагогическим представлением о всестороннем развитии личности, а с православно-педагогическим пониманием личности как иерархически организованной структуры: телесное (физическое воспитание), душевное (организация радостного сотрудничества) и духовное (стремление к идеалу совершенного человека).

Существует немало систем эстетического воспитания детей, базирующихся на различных видах искусства: музыки, живописи, языках, танце и их сочетаниях.

Хочется отметить, что эти системы являются плодом работы ума педагогов и исследователей, тогда как неисчерпаемый кладезь народной мудрости, в котором откристаллизировался многовековой опыт человечества в области передачи культурных традиций, зачастую остается невостребованным. В фольклоре гармонично и естественно сочетаются все такие виды искусства, на которых базируются современные системы, зачастую менее совершенные, ибо умственные конструкции отдельных людей не могут превосходить суммированный опыт народа.

Фольклор многофункционален: во – первых, он выполняет значительную эстетическую функцию, сопровождая каждодневную жизнь явлениями искусства – песнями, танцами, произведениями устного народного творчества, изделиями народных умельцев; во – вторых познавательную: из разнообразных фольклорных жанров ребенок узнает об устройстве мира, отношениях людей и т.д.; в – третьих, нормообразующую или нравственную: постигает, что такое добро и зло, любовь и ненависть, дружба и т.п. и учится их различать; в четвертых, коммуникативную: учит общению, простым человеческим отношениям между детьми в коллективе (детском саду, классе), а также на улице. Фольклор формирует язык. Через сказки, былины, пословицы, поговорки, различные песенные жанры ребенок постигает красоту родного языка.

Занятия по фольклору – результативная форма воспитания, развития и обучения дошкольников, неизменно вызывающая их глубокий интерес и большую эмоциональную отдачу. Да и как не принять участие в игре, не залюбоваться красотой окружающего мира? Как отказаться от удивительных переплетений сказки с реальностью, от мечты и фантазии? Как отказаться от возможности выразить себя, при этом находя поддержку и взаимопонимание коллектива? Традиционная народная культура создает здесь самые благоприятные условия. Важно только собрать именно те ее формы и средства, благодаря которым на занятии будет царить атмосфера добра, красоты и творчества. «Всему свое время» - метко сказано в народе. Испокон веков дети, живя в условиях традиционной культуры и постепенно впитывая ее, включались в исполнение лишь того, что было им доступно. Дети обычно не допускались к участию в сложных народных ритуальных действиях, несущих в себе сильнейший энергетический комплекс специфического воздействия, - детей инстинктивно берегли от всевозможных перегрузок («мал еще», «нос не дорос» и т.п.) то же самое можно сказать и о протяжных, лирических песнях: конечно, дети их слышали, но сами не пели: и голосок еще неокрепший, да и о каких душевных жизненных переживаниях расскажет через песню ребенок. Время придет – и память подскажет как выразить свои чувства через лирическую песню, через ее заветные звуки. Детям предназначались в первую очередь всевозможные игры, доступные и понятные, простые для запоминания, развивающие смекалку, ловкость, творческую активность. Для музыкальных занятий фольклорный материал отбирается тщательно, учитываются не только возрастные особенности детей, но и условия его освоения. Разнообразные припевки, прибаутки, поговорки, загадки, считалки, докучные сказки, молчанки и многое другое – все это прочно усваивается именно на занятии (дома повторяется, если необходимо) в творческой, часто игровой форме. Многолетняя практика организованного (не бытового) освоения фольклора детьми показывает, что удачно подобранный материал всегда находит живой отклик у воспитанников. Зачастую создается впечатление, что, показывая что-то новое, обращаешься к глубинным пластам детской генной памяти, мгновенно отвечающей знаниям. Вот уж поистине «Новое – это хорошо забытое старое».

Условия занятия предъявляют свои требования и к самой игре, и к ее всевозможным формам проявления. Здесь вносится элемент большей ответственности каждого ее участника: и за себя, и за окружающих, и за то, как складываются коллективные отношения. «Игра – дело серьезное», - эта мысль постепенно обретает реальную форму общения, основанного на взаимопонимании и внимательном отношении детей друг к другу. Творческая дисциплина, царящая на занятии, объединяет всех присутствующих общими интересами, действиями, настроением и совместно достигаемыми результатами. Без особого труда дети импровизируют элементы движений, интуитивно создавая при этом соответствующее настроение. Для этого им достаточно представить себя действующим лицом той или иной песенки. Если предлагается игра с заранее определенными правилами, то и здесь каждый, как того требует вариативная природа фольклора, проявляет себя индивидуально, по – своему.

Так при обыгрывании песенки «Дрема» главный герой сидит в центре круга, сначала «дремлет», затем «просыпается» - все это обычно проделывается с индивидуально выраженной мимикой, пластикой движений. Наконец Дрема выбирает себе замену, усаживает нового Дрему на свое место. Далеко не всегда это оказывается простой задачей, и подчас незамысловатая игра становится уроком бережного и чуткого отношения к товарищам.

Широким полем для детской фантазии являются такие песенки, как «Стоит в поле теремок». Текст здесь практически повторяется из строфы в строфу. Но героем каждой из них становится новое действующее лицо – зверек, птичка. Кто только вспомнится, тот и пойдет поселяться в теремок, в дружную семью его обитателей. Каждый ребенок изображает своего героя, пытаясь передать его повадки. Здесь же возникают импровизированные диалоги, творческая мысль ребят рождает новую сказку с новым сюжетом, полную неожиданностей и приключений. Задача музыкального руководителя – поддержать малейшее проявление каждой индивидуальности, обратить на нее внимание остальных так, чтобы и им захотелось в чем-то выразить свою творческую самостоятельность.

На музыкальном занятии большое внимание уделяется воспитанию и развитию детских голосов. Они хрупкие, нежные, они еще только формируются, а потому малейшая небрежность, допущенная в работе с ними, может иметь самые серьезные последствия. Итак, звук, которым поют дети, должен литься свободно без напряжения и крика, быть естественным и выразительным. При этом приучаем детей слушать и слышать окружающих. На первых порах, если у ребенка еще только налаживается координация голоса и слуха, можно рекомендовать ему исключительно тихое пение, либо беззвучную артикуляцию (петь «рыбкой»). На первых занятиях очень полезно ограничиться попевками, позволяющими осваивать буквально два звука. Таковы предлагаемые песенки-игры «Паучок», «Кисонька-мурысанька», «Петух». Добиться естественности, выразительности и свободы звучания, помогает проговаривание текстов песенок в музыкальном ритме (только ни в коем случае не на определенной высоте, а в протяжно-речевом режиме - иначе внимание детей отвлекается на поиск этой определенной высоты. Так быстрее запоминается сама песенка, сразу же формируется ее эмоционально – выразительный строй, в увлекательной форме закладываются основы звонкого, чистого, свободно «летящего» звука. К ритмодекламации можно еще до пения (если не удается спеть интонационно чисто) подключить игровые движения. Когда детей заинтересует игра, «жестокий тренаж» точного интонирования будет проходить незаметно, т.к. для ее продолжения они с удовольствием выполняют все необходимое. Большим подспорьем в работе над звуком становится внятная и выразительная декламация всевозможных считалок, поговорок, сказочек, загадок и т.д. Одним из важнейших путей приобщения дошкольников к традиционной народной культуре, к пониманию ее своеобразия является ознакомление с народным календарем, охватывающим весь годовой круг и различные события жизни человека. Исстари жизнь человека находилась в органической связи с явлениями окружающей его природы. Занятия по фольклору также тесно связаны с годовым кругом. В первый год обучения каждому месяцу посвящена отдельная тема. На занятиях обращаем внимание на приметы месяца, запоминаем его старинные названия, соответствующий песенно–игровой и поэтический материал. Из отведенных на каждую тему часов здесь, как и в дальнейшем, то, что предназначается для запоминания, удобнее пройти с самого начала, а затем – повторять и закреплять. К слову сказать, дети очень любят повторять песни – игры независимо от темы, практически в течение всего года и даже не одного, что стоит только приветствовать. Важно, чтобы инициатива исходила именно от них, чтобы не было принуждения. Во второй год обучения обязательно идет речь о приметах и присущих каждому месяцу высказываниях, только более объемно. Вместе с тем сами темы укрупняются: в основном они сосредоточены на временах года, объединяющих месяцы. Здесь распределить материал можно следующим образом: о времени года – в начале темы, о каждом месяце с сопутствующим материалом – по примеру первого года обучения.

С третьего года обучения в годовой круг все больше вписываются традиционные события из жизни подрастающего поколения: свадебные игры с куклами, посиделки, святочные забавы и т.д. Все они напрямую связываются с календарными датами, т.е. речь о годовом круге продолжает идти в обновленном ракурсе. Существенным дополнением к кратким сведениям о народном календаре и соответствующих обычаях становятся рассказы о песенных жанрах, сочетающих слово, напев, движение и инструментальное сопровождение. Расширение круга знаний о календаре и народных обычаях происходит не только за счет обновления и усложнения материала, но и за счет привлечения особого внимания детей к важнейшим средствам выразительности народной песни: ритму, интонационному и диалектному строю. Освоение основ народной традиционной культуры на музыкальных занятиях – процесс многоплановый и увлекательный. Вместе с ребятами проживаешь каждый год, наблюдая, как они растут творчески, развивают в себе самые лучшие задатки, постигая азы народной мудрости.

Итак, одной из серьезных проблем современного музыкального образования становится возникновение некоего интонационного барьера между современной развлекательной музыкой (как правило, западного происхождения) и творческим наследием русских композиторов – классиков. Нарушаются естественные законы и нормы передачи от поколения к поколению национального музыкального генофонда, который во все времена и у всех народов был основой классической музыки. Именно в этом причина кажущейся сложности интонационно-ритмического и жанрового содержания русских народных песен и хореографических форм. Не будет преувеличением сказать, что уже несколько поколений наших соотечественников оказались отторгнутыми от национальных фольклорных истоков. Вряд ли современные дети и подростки выносят из стен общеобразовательных школ необходимые представления о народной музыкальной культуре, хотя определенные усилия в этом направлении и предпринимаются (в тех случаях, когда находятся учителя музыки, способные вести эту работу на достаточно высоком качественном уровне). Весьма поверхностные и разрозненные знания из области народной музыкальной культуры получают и воспитанники многих музыкальных училищ и вузов.

Речь идет не о сумме тех или иных теоретических и практических знаний из области национального музыкального фольклора, а о целостной системе художественно – эстетических воззрений, о своего рода ментальности, которая должна быть выработана у музыкантов профессионалов в период учебы. Только так можно воспитать у российской музыкальной молодежи уважение к национальным культурным традициям. Между тем значительная часть современных молодых людей не может перейти психологический порог при восприятии народной музыки, не может преодолеть сложившиеся стереотипы собственного музыкального мышления. С трудом воспринимаются характерные для национального музыкального творчества средства выразительности – лад, многоголосие и др. Наибольшее отторжение обычно вызывает нетемперированная система интонирования, которая музыкантам академического склада кажется фальшью. Последнее обстоятельство частично связано с тем, что региональные певческие традиции в России имеют свою специфику; даже носители этих традиций подчас не в состоянии адекватно воспринять пение своих «коллег» из других районов и областей страны.

Неприятие могут вызвать и тембр, и манера исполнения (так далеко не все слушатели приемлют некие «тонким» голосом пинежких исполнителей – (Архангельская область) критическое отношение может вызвать даже стилистика поведения певцов и танцоров.

Именно поэтому, так важно, что российская музыкальная фольклористика, в настоящее время утвердившаяся как наука нацеливает специалистов (музыковедов, педагогов) на проведение всесторонних теоретических исследований русской народной музыкальной культуры. Сложились определенные научные школы, откристаллизовались те или иные методологические подходы к исследовательской работе. На карте страны становится все меньше белых пятен – территорий, которые не подверглись бы предварительному, более или менее углубленному обследованию специалистами соответствующего профиля. Собраны обширные материалы, включающие в себя аудио – и видеозаписи народных исполнителей, сделанные во время фольклорных концертов и различного рода экспедиционных поездок на места; выходят в свет статьи и монографии, посвященные народному искусству и т.д. Иными словами, указывая на непростую ситуацию, сложившуюся в российском социуме (в частности, в молодежной субкультуре) вследствие экспансии с Запада образцов так называемого «поп арта», нельзя не говорить и о некоторых позитивных моментах, непосредственно связанных с фольклором.

Использование в процессе занятий высококачественных аудио – и видеозаписей; акцент на фольклоре как синтетической художественно – образной системе; рассмотрение каждого единичного фольклорного образца в контексте его реального существования (бытия) в той или иной историко–этнографической диалектной среде. Ориентация учебного курса на выявление специфики русских региональных традиций в области музыкальной культуры; отказ от нейтральной, усредненной категории «русская народная песня». Проникновение в ходе обучения в художественно – выразительную сущность и «устройство» многоголосных песенных структур, выявление их отличий обусловленных устоявшимися музыкальными традициями того или иного региона. Практическая направленность обучения, выражающаяся в частности, в «распевании» одноголосных образцов песен.

 

Список литературы:

1. Скворцова Л. «Формирования у детей интереса к русскому фольклору» Дошкольное воспитание, 2004.

2. Ветрова В.В. Ладушки, ладушки - М, 1995.

3. Ветрова В.В. Ладушки.-М. 1994.

4. Мир детства и традиционная культура - М.,1994.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×