Использование сервисов проектирования ментальных карт в преподавании курса информатики и ИКТ

Автор: Ивайловская Алиса Георгиевна

v\:* {behavior:url(#default#VML);}

o\:* {behavior:url(#default#VML);}

w\:* {behavior:url(#default#VML);}

.shape {behavior:url(#default#VML);}

Normal

0

false

false

false

RU

X-NONE

X-NONE

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:8.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

line-height:107%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;

mso-fareast-language:EN-US;}

Ивайловская А. Г.

Магистр информатики и вычислительной техники,

Учитель информатики

МБОУ г. Иркутска СОШ №22

г. Иркутск, Российская Федерация

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

Современные требования к образованию в рамках ФГОС побуждают учителей применять новые методы активизации познавательного процесса учеников. Идти в ногу со временем и использовать современные интернет-сервисы для разнообразия уроков особенно актуально для учителей информатики. Аппаратная составляющая занятия уже готова (компьютерный класс, подключенный к сети Интернет), остается только продумать программную реализацию интересного и познавательного урока.

В этом могут помочь ментальные (интеллектуальные) карты. Диаграмма связей, известная также как интеллект-картакарта мыслей или ассоциативная карта — метод структуризации концепций с использованием графической записи в виде диаграммы.

Диаграмма связей реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. Является одним из инструментов управления личными знаниями, для которого достаточно карандаша и бумаги.

На русский язык термин может переводиться как «карта мыслей», «интеллект-карта», «карта памяти», «ментальная карта», «ассоциативная карта», «ассоциативная диаграмма» или «схема мышления». Методика разработана психологом Тони Бьюзеном, пример представлен на рисунке 1.

Использование сервисов проектирования ментальных карт в преподавании курса информатики и ИКТ

Рисунок 1. Пример ментальной карты

Во всех сферах нашей жизни мы имеем дело с информацией. Зависит очень многое от того:

1)    как мы ее воспринимаем,

2)    как мы ее «обрабатываем»,

3)    как мы ее организуем,

4)    как запоминаем,

5)    насколько быстро, точно и наглядно.

Ментальные карты это альтернатива «плоской» текстовой схеме фиксирования информации (конспектирование, записи, пометки и пр.), которая не приспособлена к  структурированию и запоминанию информации.

Ментальные карты как бы вносят третье измерение в этот процесс – информацию в них очень удобно организовывать, и ее элементы очень легко связывать между собой. К тому же карты «оживляют», визуализируют фиксируемую информацию с помощью разных приемов (картинки, значки, цвета, контуры и пр.). Это очень помогает как ее «опознаванию» с одного взгляда, так и запоминанию.

Визуализируя непривычным способом свои конспекты обучение становится живее и организованнее. Для проведения интерактивного урока информатики необходимо ознакомиться с любым из сервисом онлайн конструирования ментальных карт, которые позволяют создать проект в режиме реального времени, автоматически сохраняют изменения.

Старшеклассникам предлагается начать проектирование с ключевого понятия новой темы урока. Для примера в данной статье приведем тему из курса информатики 11 класса «Вредоносные и антивирусные программы», фрагмент работы представлен на рисунке 2. В начальном «облачке» ставим термин «вредоносная программа», а от него далее раскрывается тема:

1)    виды вредоносных программ;

2)    их классификация;

3)    развернутое определение каждого понятия;

4)    способы защиты технических устройств.

Использование сервисов проектирования ментальных карт в преподавании курса информатики и ИКТ

Рисунок 2. Фрагмент ментальной карты «Вредоносные программы»

Каждая ветвь прорабатывается учеником самостоятельно. Тем самым побуждая его к познанию новой темы, выбору собственного оформления проекта, проявлению творческой деятельности. Благодаря процессу конструирования ментальной карты ученики учатся самостоятельно сосредотачиваться на главных аспектах предложенной к освоению темы, выделять основные термины и осуществляют познавательную деятельность в ходе всего урока.

В дальнейшем ученики приобретут опыт проектирования ментальных карт и в личных целях, ведь они являются не только средством наглядного представления процесса нашего мышления, но и одновременно его диагностикой. Сама форма карты, то, как она визуально выглядит, говорит об отношении к выбранной для отображения теме, о том, насколько понятны ее отдельные аспекты (представленные основными ветвями), о способе восприятия этой информации. Если обобщить приведенные выше рекомендации и правила, то в их основе лежат несколько принципов:

1)    ментальная карта должна активировать восприятие и память;

2)    стремление к большей четкости карты дает больше осознанности в мышлении;

3)    анализ уже нарисованной карты дает подсказки к «устройству» мышления по заданной теме.

Таким образом, внедряя новый интерактивный элемент при изучении стандартных тем дисциплины «Информатика и ИКТ» педагог даст ученикам лучше усвоить новый материал, активизирует мышление детей и осуществит переход на новый уровень преподавания в целом.

Список использованной литературы

1)    Бехтерев С. В. Майнд-менеджмент. Решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт. — М.: «Альпина Паблишер», 2011. — С. 312. — ISBN 978-5-9614-1474-5.

2)    Бьюзен Т.   Супермышление / Т. Бьюзен, Б. Бьюзен.  М.: Попурри, 2007. — С. 320.  ISBN 978-985-15-0017-4.

© Ивайловская А.Г., 2016

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x