Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование системы музыкального воспитания Карла Орфа в современном дошкольном образовании» | Тимофеева Татьяна Васильевна. Работа №205649

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Тимофеева Татьяна Васильевна
 

ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗЫЦИРОВАНИЕ –

«ЗНАКОМАЯ НЕЗНАКОМКА»

          Каждый педагог, прочитав заглавие, вспомнит непременно Карла Орфа, потому что элементарное музыцирование пришло в мировую педагогическую практику благодаря ему и его коллегам — Г. Кеетман, В. Келлеру, помогавшим в создании системы музыкального воспитания. Хотя имя Орфа известно любому музыканту в нашей стране, его идеи несправедливо забыты. Последнее можно объяснить только искренним недопониманием их ценности и заблуждением, будто его система у нас неприменима. Такое расхождение и музыкантов, педагогов-мастеров своего дела, позиция которых, в определенной степени, влияет на формирование общего настроения по данному вопросу.

«Использование системы музыкального воспитания

Карла Орфа

в современном дошкольном образовании»

 

 

ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МУЗЫЦИРОВАНИЕ –

«ЗНАКОМАЯ НЕЗНАКОМКА»

Каждый педагог, прочитав заглавие, вспомнит непременно Карла Орфа, потому что элементарное музыцирование пришло в мировую педагогическую практику благодаря ему и его коллегам — Г. Кеетман, В. Келлеру, помогавшим в создании системы музыкального воспитания. Хотя имя Орфа известно любому музыканту в нашей стране, его идеи несправедливо забыты. Последнее можно объяснить только искренним недопониманием их ценности и заблуждением, будто его система у нас неприменима. Такое расхождение и музыкантов, педагогов-мастеров своего дела, позиция которых, в определенной степени, влияет на формирование общего настроения по данному вопросу.

Немало лет прошло с тех пор, когда вышли блестящие публикации О. Леонтьевой и Л. Баренбойма о системе Орфа, ставшие библиографической редкостью. Они и сейчас являются единственными изданиями на русском языке, по которым педагоги знакомятся с концепцией К. Орфа. Однако очевидно, что составить о ней полное и адекватное представление лишь по публикациям очень трудно. Поэтому если сказать, что система элементарного музыкального воспитания К. Орфа для многих — «знакомая незнакомка», то это не будет большим преувеличением.

За прошедшие десятилетия педагоги нашли новые, оригинальные пути развития и способы адаптации идей Орфа к различным национальным условиям музыкального воспитания и образования. Все их находки постепенно вливаются в русло широкой реки, именуемой «система Карла Орфа», в которой каждый педагог может найти для себя близкое и нужное.

Не получившая заслуженного внимания и вдумчивого анализа в официальной педагогике система Орфа пришла тем не менее к нашим детям, и, что очень важно, пришла она «снизу»: педагоги почувствовали и увидели в ней так много нового, ценного, что вопрос, принять ее для себя или нет, часто просто отпадал. Оставалась потребность овладеть системой Орфа, работать в этом ключе.

Карл Орф, создавая свою музыкально-педагогическую концепцию, адресовал её прежде всего педагогам, работающим с детьми в сфере музыкального воспитания, а не образования. Поэтому его система максимально приближена к возможностям и интересам обыкновенного ребенка. Не случайно и ее название — «Элементарное музыцирование», в котором слово «элементарное» имеет смысл «первичное», ведущее свое начало от самых основ, простое, доступное каждому, но не примитивное. Музыцирование здесь понимается как глубокая и органичная взаимосвязь музыки, движения и речи, естественная в том смысле, что любое интонационно - ритмически произнесенное слово — это первооснова музыки, а на музыку человек откликается движением. Соединение музыки, слова и движения составляет существо урока по принципам Орфа.

Орф - урок одинаково интересен для учителей начальных классов и музыкальных руководителей детских садов, для хореографов и ритмистов, музыковедов и руководителей театрализованной деятельностью детей. А также — и прежде всего — для обыкновенных детей и взрослых, не имеющих никаких других целей, кроме желания музицировать, общаться и получать от этого удовольствие.

Орф-урок не просто урок музыки в сложившемся у нас традиционном понимании. Его необычность сразу становится заметна даже педагогам, использующим отдельные элементы этой системы в своей работе. Первое, что удивляет, привлекает и делает мгновенно сторонником системы Орфа, —особая атмосфера урока, в которой увлеченность, внутренний комфорт, раскованность испытывают почти все. Один из способов создания такой атмосферы — широкое применение коммуникативно-двигательных игр, которые могут Проходить как с музыкой, так и без нее. Ощущение себя свободным от условностей среди расположенных к доброжелательному общению людей — вот та ступенька, с которой начинается вхождение в увлекательнее действо под названием «Орф - урок».

Блестящая мысль начинать коллективное музыцирование, которое само по себе является актом коммуникации, с подобных игр потому и обретает своих горячих сторонников на практике, что это ощущение завораживает, включает в игровое общение не только детей, но и взрослых. Подобная атмосфера желанна на любом уроке, но на уроке музыки просто бесценна. Именно она позволяет осуществишь идею урока, главную содержательную суть которого составляет «активная творческая деятельность детей». А каждое слово во фразе «активная творческая деятельность детей» наполнено реальным смыслом. Дети на самом деле все время действуют, а не пассивно слушают педагога, действуют творчески, поскольку ставятся в условия, в которых они могут и им необходимо фантазировать, проявлять индивидуальность.

Для отечественной музыкальной педагогики система К. Орфа представляет особый интерес с точки зрения практически полного разрешения проблемы творческого музыкального воспитания и обучения. Много страниц написано, у нас о детском музыкальном творчестве, необходимость его декларирована многократно, но лишь отдельным талантливым педагогам удалось реально воплотить эту идею в жизнь, и то в сфере профессионального музыкального образования. Немало было сломано копий в спорах о том, нужно ли творчество вообще обычным детям, а в дошкольном возрасте — тем более, возможна ли методическая систематизация приемов и способов организации подобного урока. И если на первый вопрос сейчас наша педагогика отвечает положительно, то два других так и остаются открытыми.

Между тем универсальный ключ к детскому музыкальному творчеству, подходящий почти ко всем музыкальным культурам и системам музыкального воспитания, прекрасно с ними совместимый, дал в руки педагогов именно Карл Орф, чем и заслужил мировое признание не только как композитор. Этот ключ не только система методических приемов и подходов. Но прежде всего правильное понимание целей и задач творческого музыцирования. Главным здесь является не создание музыкальных шедевров для слушателей, а сам творческий процесс, необходимый детям, возможность их самовыражения. Творчество детей в Орф - уроке понимается как умение и желание сделать что-то по-своему, индивидуально, возможно даже оригинально. «Сыграй, станцуй, как ты хочешь», — эти поистине магические слова распахивают перед ребенком невидимые ворота в мир фантазии, находчивости, изобретательности, где он не скован почти никакими ограничениями. Возможность быть принятым без всяких условий (хорошо придумал, интересно или не очень, просто повторил) позволяет ребенку быть самим собой, а значит, проявлять свою индивидуальность. Опытные и чуткие педагоги знают, что даже на самом интересном и увлекательном занятии глаза ребенка загораются истинным счастьем только в одном случае: если ему предоставляют свободу и предлагают самому сочинять, придумывать то, что он хочет и как он хочет.

Результатом такой детской творчески-игровой деятельности на Орф - уроке становятся различные виды элементарных форм импровизации как наиболее естественного для детей вида творческой деятельности. Спонтанность, сиюминутность рождения и воплощения многих идей, атмосфера

незапрограммированного для ребенка творчества составляют суть деятельности детей на Орф - уроке. Двигательные, инструментальные, интонационно-речевые импровизации и различные комбинации из них, умело направляемые и организуемые педагогом, позволяют практически решить один из «вечных» вопросов нашей музыкальной педагогики — обучение и воспитание через творчество. Использование простейших движений в танцах и играх, несложных остинатных аккомпанементов в инструментальных сопровождениях к пению позволяет свести до минимума этапы разучивания и организовать урок как учебно-занимательное музыцирование — пение и танцы с инструментами и с удовольствием. В создании этого действа дети принимают самое непосредственное участие: все предложенные ими варианты принимаются и воплощаются, не подвергаясь сколько-нибудь негативной оценке и критике. Детские импровизации на Орф - уроке являются коллективными. Именно эта их особенность позволяет каждому ребенку найти в ней свое место, независимо от уровня его музыкальных способностей. Роль ребенка может быть очень небольшой и очень простой, но важно само его участие в сотворчестве.

Подходы Орфа к музыкальному воспитанию не только всесторонне учитывают возможности маленьких детей, но и ставят во главу угла глубокое уважение личности ребенка. Это безусловное уважение является той психологической базой, на которой только и возможна организация любого вида творческой деятельности детей. Система музыкального воспитания К. Орфа, несомненно, содержит идеи западной педагогики, имеющей как положительные, так и спорные стороны. Однако для разрешения проблемы творческого обучения необходимо понять важность соблюдения двух ее ключевых позиций:

отношение к ребенку как к самоценной личности, уважение, принятие любых его индивидуально-творческих проявлений; создание на уроке, занятии атмосферы игры, соблюдение принципа «для ребенка, а не над ребенком». На эти позиции должен встать любой педагог, желающий работать по принципам Орфа, принять их и сделать своей педагогической философией.

Игра для ребенка является потребностью, непроизвольной, внутренне мотивированной деятельностью, в ней он чувствует себя удобно, от нее не устает, учится в ней искусству общения. В игре его умственные, эмоциональные качества включаются в творческий процесс. Это самое комфортное и благоприятное пространство для его развития, саморазвития. В такой игре неизбежно изменяется роль педагога. Он оказывается не в очень привычной для себя ролевой ситуации: не только мудрый наставник, «ментор», но и участник, организатор, вдохновитель импровизационных музыкальных игр детей. Вдохновитель, который может поставить двойку только себе, если урок элементарного музыцирования не удался, а дети были в нем пассивны и работали без удовольствия. Можно говорить об особом, высоком уровне игрового импровизационного общения педагога с детьми на Орф-уроке, а не просто о создании фрагментарных игровых ситуаций в педагогическом процессе. Игровое общение на занятиях с детьми обладает огромным творческим потенциалом, богатством эмоциональных оттенков, неожиданностью поворотов, сменой ситуаций и ролей. Дети с удивительным вдохновением и радостью откликаются на возможность такого общения. Однако педагог должен быть естественным в ситуации игры, участвовать в ней вместе с детьми с заинтересованностью, получать от игры искреннее удовольствие.

Система элементарного музыкального воспитания Орфа не педагогическая догма. Она обладает необходимой гибкостью, универсальностью, которые обеспечивают ей удивительную жизненность на протяжении десятилетий. Современное прочтение этой системы позволяет увидеть в ней глубокие корни и связи, а также сочетать ее идеи с другими педагогическими концепциями, лучшими методиками отечественных и зарубежных педагогов, что дает возможность оптимально и комплексно подходить к решению задач музыкального воспитания, обучения, образования. В каждом конкретном случае следует говорить о том или ином авторском варианте адаптации системы К. Орфа.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×