Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКОРОГОВОРКИ В ЗАКРЕПЛЕНИИ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ СВИСТЯЩИХ И ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. Автор: Богаченко Юлия Алексеевна

Автор: Богаченко Юлия Алексеевна
Скороговорки представляют собой фразы, построенные из сложных сочетаний звуков, слогов, слов трудных для произношения. Само их название указывает на то, что произносить их надо чисто (чистоговорки), скоро, быстро (скороговорки).


Автор: Богаченко Юлия Алексеевна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКОРОГОВОРКИ В ЗАКРЕПЛЕНИИ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ СВИСТЯЩИХ И ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Для воспитания звуковой культуры речи, её фонетической выразительности, в детском саду используется разнообразный речевой материал: звукоподражания, потешки, считалки, загадки, пословицы, чисто – и скороговорки.

Скороговорки представляют собой фразы, построенные из сложных сочетаний звуков, слогов, слов трудных для произношения. Само их название указывает на то, что произносить их надо чисто (чистоговорки), скоро, быстро (скороговорки). Чистоговорки произносятся в обычном темпе, а скороговорки – в ускоренном. Указывая на роль скороговорки в формировании звукопроизношения, З. Савкова справедливо отмечает: «Скороговорки – это удивительный жанр фольклора, созданный народной мудростью не для пустословия, а специально для тренировки движений речеобразующего органа, который был бы способен воспроизводить все звуки родного языка». Скороговорка относится к жанру потешному, развлекательному. Корни этих произведений устного творчества лежат в глубокой древности. Это словесная игра, входившая составной частью в веселые праздничные развлечения народа. Многие из скороговорок, отвечающие эстетическим потребностям ребенка и его стремлению преодолевать трудности, закрепились в детском фольклоре, хотя явно пришли из взрослого.

Сшит колпак,

Да не по-колпаковски,

Кто бы тот колпак

Перевыколпаковывал?

Скороговорки всегда включают в себя нарочитое скопление труднопроизносимых слов, обилие аллитераций («Был баран белорыл, всех баранов перебелорылил»). Этот жанр незаменим как средство развития артикуляции.

Скороговорки с большим успехом могут быть использованы для развития разных сторон звучащей речи для преодоления вялости и малоподвижности артикуляционного аппарата (улучшают подвижность мышц языка, губ, нижней челюсти), закрепления правильного произношения звуков, выработки отчетливой и ясной речи (дикции).

Скороговорки могут быть использованы в работе с детьми любого возраста: произнесение шуток-чистоговорок – в младшем дошкольном возрасте; чистоговорок – в среднем, скороговорок – старшем. Упражнения с использованием чисто и скороговорок могут быть применены как на занятиях родного языка, так и вне их (во время игр «Кто лучше скажет», «кто скажет быстро и не ошибется», «кто лучше придумает?», для детей старшего дошкольного возраста). Детям младшего и среднего дошкольного возраста предлагаются небольшие по объему, простые по содержанию чистоговорки. Их смысл должен быть понятен детям, близок их жизненному опыту. Переходить к быстрому произнесению чистоговорок следует лишь после того, как дети научатся четко и ясно произносить их в медленном и умеренном темпе.

Воспитателю следует использовать те скороговорки, которые по содержанию больше всего подходят к тому или иному речевому занятию. Одни и те же чистоговорки можно использовать неоднократно и с различной целью. Например, чистоговорку «Лежит ежик у елки, у ежа иголки», можно использовать для закрепления звуков (ж), (л); «Соне в оконце светит солнце» для закрепления звуков (с), (ц); тренировки голосового аппарата, когда детям предлагают произнести ее громко, тихо. А потом быстро, умеренно, медленно, с выделением голосом какого-то одного слов.

Формирование правильного звукопроизношения в детском саду осуществляется в несколько этапов: уточнение и закрепление правильного произношения изолированного звука, закрепление звука в слогах, в словах, фразах. Чисто- и скороговорки как речевой материал используются лишь после того, как дети научатся правильно произносить звуки в изолированном виде или в простых звукосочетаниях.

Закрепление звуков в слогах предоставляет особую трудность так как бессмысленное их повторение, как правило, не вызывает интереса у детей. Шутки – чистоговорки удобны в том отношении, что с их помощью воспитатель имеет возможность поупражнять детей в правильности и четкости произношения отрабатываемых звуков в слогах и словах. При произношении шуток-чистоговорок, воспитатель обращает внимание на правильность и четкость произнесения закрепляемых звуков, которые даются в определенной последовательности: сначала – простые, затем – сложные. Для закрепления звуков берутся шутки-чистоговорки, насыщенные не только твердыми согласными, но и мягкими.

В старшем дошкольном возрасте воспитатель предлагает более сложные шутки-чистоговорки, на дифференциацию звуков, близких по звучанию и произношению, например для различения свистящих и шипящих звуков: «Саша сушила шубу на солнце!», твердых и мягких согласных, например – ли – ль: «Морская волна сильна и вольна», звонкие и глухие: «Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку»; звуков (с) – (з): Са-за, Са-за, Са-за-за улетела стрекоза; звуков (л) ((л)) и (р) ((р)): «Лара у Вали играет на рояле».

В среднем и старшем дошкольном возрасте шутки-чистоговорки можно применять не только в качестве речевого материала для формирования правильного звукопроизношения, но и для развития и совершенствования речевого слуха. Воспитатель предлагает детям задания на подбор слов к определенной группе слогов: «Ра-ра-ра, за рекой видна … (гора); Су – су- су, живет леса в … (лесу).

Скороговорки – незаменимый речевой материал для совершения дикции детей старшего дошкольного возраста. При произнесении их необходимо добиваться, чтобы дети не только быстро произносили фразу, но, что очень важно отчетливо и ясно произносить слова и каждый звук в отдельности.

В среднем и старшем дошкольном возрасте дети еще не всегда могут управлять своим голосовым аппаратом, менять темп, громкость речи, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности. Чисто- и скороговорки с большим успехом можно использовать для тренировки. С этой целью детям предлагают следующие упражнения: произнести чистоговорку тихо (вполголоса, громко), быстро (умеренно, медленно) выделять голосом во фразе отдельные слова (группы слов), с вопросительной (утвердительной) интонацией.

Одну и ту же чистоговорку можно предлагать детям произносить по-разному: в умеренном темпе, но тихо (громко, вполголоса, шепотом); с обычной громкостью, но быстрее (умеренно, в слегка замедленном темпе).

Можно предложить произнести чистоговорку с различной громкостью по частям: «Маше каша надоела» - тихо (один ребенок), «Маша кашу не доела» - вполголоса (другой ребенок), «Маша, кашу доедай, маме не надоедай» - громко, в назидательном тоне (третий ребенок).

Упражнения можно проводить с группой детей и индивидуально. При групповом произнесении скороговорок следует обращать внимание на то, чтобы дети с ускорением речи не усиливали громкость их произношения. Старясь быстро произнести скороговорку, дети часто непроизвольно произносят ее несколько громче обычного. Детям, у которых быстрый темп речи, чаще следует предлагать произносить чистоговорки в замедленном темпе и, наоборот, дошкольникам с замедленной речью – в обычном темпе или слегка ускоренном.

В старшем дошкольном возрасте чистоговорки можно использовать для совершенствования фонематического слуха. Воспитатель произносит чистоговорку: «Нашей Маше дали манной каши» и просит детей перечислить (назвать) лишь слова, в которых есть звук (ш) (Маше, нашей, каши).

Предлагаемые детям чисто- и скороговорки должны опираться на принцип учета доступности их произношения.

Таким образом, фонетическая правильность детской речи является составной частью общей речевой культуры и охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение. При умелом, правильном подборе и использовании скороговорок педагог может способствовать усвоению всех разделов звуковой культуры речи дошкольниками.

 

 

 

Список литературы:

Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М., Мозаика-Синтез.

Рубинштейн С.Л. Речь и мышление: Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.

Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников.

Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Под. ред. В.И. Яшиной.

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x