Статья Использование современных образовательных технологий как фактор повышения качества образования. Автор: Пантелеева Татьяна Павловна

Автор: Пантелеева Татьяна Павловна
Статья о современных образовательных технологиях, применяемых мною на уроках химии (из опыта работы)


Автор: Пантелеева Татьяна Павловна

Использование современных образовательных технологий как фактор повышения качества образования

 

Пантелеева Татьяна Павловна,

преподаватель химии

ГПОУ «Сыктывкарский лесопромышленный техникум»

Жизненный уровень населения и благосостояние государства зависят от качества подготовки специалистов, их профессиональной компетентности, способности решать практические и теоретические задачи, стоящие перед народным хозяйством и обществом в новых социально – экономических условиях.

Техникум, в котором я работаю, готовит специалистов для лесной отрасли. Мы живем и работаем в отдаленном северном регионе России, ее «лесной провинции». В Сыктывкаре на р. Вычегде расположен химический гигант по переработке древесины ОАО «СЛПК», наши студенты проходят практику на данном предприятии.

Ребята, поступающие на учебу в наш техникум (после 9-го класса школы), имеют слабые знания по естественнонаучным дисциплинам, поэтому у них заниженная мотивация к изучению этих дисциплин. Главная задача у студентов, которые уже выбрали дальнейшую работу, лишь успешная аттестация по профессии и получение диплома. Большинство из них уже на первых уроках химии задают мне вопросы: «А зачем нам химия? Мы поступили только для получения профессии. Как химия может быть связана с выбранной мною специальностью?»

Поэтому вся моя преподавательская деятельность направлена на то, чтобы стимулировать формирование и развитие познавательного мотива студентов, вызывающего положительные эмоции. Каждый урок ориентирован на развитие личности ребенка, познавательных и созидательных способностей, чтобы в будущем каждый из выпускников мог применить полученные знания в практической деятельности.

Наряду с традиционными методами использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности студентов за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания.

Проблемное обучение

Разноуровневое

обучение

Проектные методы обучения

Исследовательские методы обучения

Технология использования в обучении игровых методов

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Информационно-коммуникационные технологии

Здоровьесберегающие

технологии

Система инновационной оценки

Часто в своей практике использую интегрированные уроки с проектной деятельностью. Они ориентированы на предметную связь, интеграцию предметов, предполагают использование различных педагогических технологий, являются важным этапом в формировании мировоззрения студентов, развития их мышления. Ведут его, как правило, несколько специалистов предметников.

Порядок подготовки уроков:

Проводится анализ учебного материала двух и более дисциплин, с целью определения общей темы, которая будет основой такого урока.

В моей практике такими уроками были: химия и биология; химия, биология, география; химия и информатика; химия и дисциплины общепрофессионального цикла.

Совместное, тщательное планирование хода урока педагогами, в котором четко будет определена роль каждого из них. Необходимо знать, что такой урок должен состоять из дополняющих друг друга, но не дублирующих частей из разных предметов. Хорошо, если будут разработаны задания, которые дадут студентам возможность, используя изученный материал на двух и более предметах, творчески применить знания, навыки и умения, решить доступные им проблемы на основе взаимодействия, увидеть результаты своего труда и в итоге получить от занятия радость и удовольствие.

Подведение итогов. Оценивание и оформление результатов деятельности студентов.

 

Особенно целесообразны интегрированные уроки в профессиональном образовании, т.к.:

профессиональные знания будущих специалистов формируются в комплексе, тогда как разрозненное изучение дисциплин не дает представления о целостном явлении, дробя его на разные фрагменты;

форма проведения

интегрирован

ного урока увлекательна и необычна. Использование на уроке различных видов деятельности дает возможность поддерживать внимание на высоком уровне;

повышают потенциал студентов, ведут к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Данные уроки формируют умения сравнивать, обобщать и делать выводы.

дают возможность самореализации

в творческом процессе преподавателю, способствуют формированию профессиональных компетенций студентов.

Такие уроки требуют длительную подготовку с привлечением студентов. Поэтому провожу интегрированные уроки в каждой группе один раз в полгода. В качестве примера приведу уроки по теме «Углеводы» и «Загрязнение и охрана окружающей среды».

Тема урока «Углеводы»

Цель: формировать проектную культуру для дальнейшей адаптации к профессиональной и социальной мобильности, выработать новый стиль поведения для проектирования своей профессиональной деятельности, оперативно и самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.

Структура урока.

Организационный момент

.

Защита проектов с демонстрацией опытов.

Видео-пауза.

Текущий контроль (компьютерное тестирование в программе

MyTestX

)

.

Актуализация знаний студентов.

Подведение итогов урока.

Продолжительность: 1 академический час.

 

Тип урока: интегрированный (химия, информатика и ИКТ).

 

Формы: групповая, индивидуальная.

 

Методы: метод проектов, исследование, демонстрация, компьютерный контроль.

 

Технологии: информационные, коммуникационные.

 

Межпредметные связи: химия, информатика, биология, история, литература, медицина, связь с жизнью, ПМ 02. «Оборудование, техника и технология электросварки» общепрофессионального цикла, ПМ 01. «Ведение процессов отлива и обезвоживания на БКДМ».

 

Оборудование: химическое оборудование и реактивы, компьютерный класс, проектор, фотоаппарат или видеокамера.

 

Ход урока

Организационно-мотивационный этап (начало урока)

Железо ржавеет, не находя себе применения,

Стоячая вода гниёт или замерзает на холоде,

А ум человека, не находя себе применения, чахнет.

Леонардо да Винчи

 

Т.П. Мы приветствуем вас на нашем уроке. Учёные доказали, что нужно каждое утро съедать 20 г чёрного шоколада и у вас никогда не будет депрессии. Предлагаем вам шоколад, чтобы вы позитивно настроились на урок.

К знанию ведут три пути:

размышление – самый благородный,

подражание –

самый

лёгкий,

опыт – самый горький.

Хотелось бы, чтобы каждый из вас научился пользоваться каждым из этих методов.

Е.Н. Сегодня на уроке присутствуют:

Н.Н. – аналитик результатов вашей деятельности (жюри);

Е.Н. – специалист по масштабному использованию компьютеров;

Т.П. – химик-экспериментатор и весь наш дружный педколлектив.

Ваша задача: доказать, что самые распространённые углеводы присутствуют в продуктах и в обиходе.

Сегодня вы представляете работу команды по определённой тематике, ваш эмпирический путь познания будет на экране. Цель любого исследования – путь к истине.

 

Защита проектов с демонстрацией опытов

Предварительно каждому студенту группы даётся возможность выбрать то направление для исследований, к которому он проявляет интерес. Итак, распределение осуществляется по группам: «Целлюлоза», «Сахароза», «Крахмал», «Глюкоза».

Задания

 

Для группы «Целлюлоза»

 

Изучить свойства целлюлозы (исследовательская работа).

Применение целлюлозы.

Установить, какие виды бумаги и картона выпускают на СЛПК.

Подготовить презентацию.

Опыты по целлюлозе

Вата + аммиачный раствор

Cu

(

OH

)

2

растворение.

Обугливание бумаги (доказательство содержания

C

в углеводе)

 

Образцы бумаги и картона.

 

Оборудование:

NH4OH (конц.), CuSO4, вата, пробирка, стеклянная палочка, держалка, спиртовка, лист бумаги с надписью H2SO4 кислотой, спички.

 

Для группы «Сахароза»

 

Свойства сахарозы (исследовательская работа).

Проверить, подвергается ли гидролизу сахар в горячем чае.

История развития сахарной промышленности, нахождение в природе.

Как получают сахар в России?

Найти фильм или подготовить презентацию.

 

Опыты на сахарозе

Сахар + сигаретный пепел

горение.

Сахар +

Cu

(

OH

)

2

ярко-синий раствор

без изменения.

Обугливание сахара с помощью

H

2

SO

4

.

Опыт «Змея подколодная».

Гидролиз сахарозы.

 

Оборудование и реактивы:

сахар (твёрдый), сахарная пудра, сигаретный пепел, CuSO4, NaOH, спички, спиртовка, держалка, H2SO4 (концентрированная), H2O в стакане, асбестовая сетка, сухое горючее, питьевая сода, 3 чистые пробирки.

 

Для группы «Крахмал»

 

В каких продуктах питания содержится крахмал? Как можно его обнаружить (исследовательская работа)?

Проверить, подвергается ли гидролизу крахмал. Какие продукты получаются (исследовательская работа).

Свойства и применение крахмала.

Подготовить сообщение.

 

Опыты по крахмалу

 

Растворение крахмала в воде.

Реакция с йодом.

Нагревание йод-крахмал, крахмальный клейстер.

Обнаружение крахмала в белом хлебе, картофеле, вареной колбасе.

Гидролиз крахмала под действием ферментов слюны.

 

Оборудование и реактивы:

крахмал – 2 пробирки, H2O в стакане, I2 (раствор), спиртовка, спички, держалка, CuSO4, NaOH, образцы белого хлеба, картофеля, вареной колбасы.

Обнаружение глюкозы в продуктах распада крахмала.

 

Для группы «Глюкоза»

 

В каких фруктах содержится глюкоза (исследование)?

Свойства глюкозы, исторический аспект.

Подготовить небольшой доклад.

 

Опыты по глюкозе

 

Глюкоза +

Cu

(

OH

)

2

ярко-синий раствор

(многоатомный спирт)

кирпично-красный осадок (альдегид).

Глюкоза +

Ag

2

O

Ag

«

серебряное зеркало

»

.

(альдегид)

Растворение глюкозы.

 

Оборудование:

2 пробирки с твердой глюкозой, H2O в стакане, CuSO4, NaOH, Ag2O, спиртовка, спички, держалка.

 

Видео-пауза

Предоставление возможности каждому студенту сообщить о своих исследованиях. Предварительная работа со студентами по развитию у них умений делать вывод, держаться уверенно, работая на камеру.

Видеоматериал пустить параллельно с защитой проектов после выступлений каждой группы.

 

Текущий контроль (компьютерное тестирование)

Работа на компьютерах в программе MyTestX.

Тест «Углеводы» с вариацией вопросов и ответов (составитель: Пантелеева Т.П.)

 

Актуализация знаний

студентов

 

Кроссворд «Углеводы»– Пантелеева Т.П.

УглеводыElenaPrihodko

 

Если не будет Интернета, то перекинуть этот этап урока на домашнее задание:

http://learningapps.org/display?v=pdi8ia1xt

http://learningapps.org/264275

 

Подведение итогов

Реализация диагностической (измерительной) функции осуществляется жюри. Оценку за тест каждому выставляет компьютер. Каждой команде вручается приз в соответствии с оценкой жюри:

1 место – чупа-чупс «Фруктовый рай» с содержанием глюкозы;

2 место – морковь «Сахарная» с содержанием сахарозы;

3 место – самый распространённый продукт с повышенным содержанием крахмала (картофель);

4 место – брюссельская капуста с содержанием целлюлозы и микроэлементов.

Студенты должны определить, какой углевод содержится в данном призе.

Рефлексия. Просим выразить своё отношение к уроку с помощью смайликов на компьютере.

 

Аннотация. Урок позволяет показать связь различных дисциплин, делает обучение целостным и системным. В ходе подготовки урока развивается сотрудничество преподавателей и студентов. Быстрый замер уровня усвоения информации студентами, активизация обучающей функции при контроле знаний. Использование активных методов обучения, разнообразие подготовительной работы студентов к уроку. Большой охват аудитории при различных формах взаимодействия. Групповые формы работы направлены на сплочение студенческого коллектива, обеспечивают формирование у обучающихся умений самостоятельно и избирательно применять различные средства ИКТ, включая дополнительное цифровое оборудование, пользоваться комплексными способами представления и обработки информации. Студенты приобретают опыт использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Компьютеризация образования относится к числу крупномасштабных инноваций. Возможности современной вычислительной техники в значительной степени адекватны организационно-педагогическим и методическим потребностям образования. Возможности компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначального становления личности студента, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений. Для мотивации в содержание урока включён региональный компонент образования (ГПОУ «СЛТ» готовит специалистов для лесной отрасли, ОАО «Монди СЛПК») и материал с профессиональной направленностью (Покрытие электродов).

Тема урока «Загрязнение и охрана окружающей среды»

Цель: Формирование у студентов потребности порождать новые знания, новые идеи, умений работать в команде, развитие способности интегрировать знания из различных предметных областей, умения применять полученные знания при решении практических проблем (проектов).

Структура урока:

Организационный момент.

Постановка проблемного вопроса.

Работа в команде.

Защита проектов.

Самооценка,

взаимооценка

и оценка сторонних наблюдателей.

Подведение итогов.

 

Продолжительность: 1 академический час.

Тип урока: интегрированный (химия, биология, экология).

Формы: групповая, индивидуальная.

Методы: проблемное, исследовательское, метод проектов, словесно-наглядные, обучение в сотрудничестве, ИКТ.

Технологии: информационные, коммуникационные, компьютерные.

Межпредметные связи: химия, биология, экология, связь с жизнью,

ПМ. 03 Обезвоживание, прессование бумажного полотна на прессах различных конструкций.

Оборудование: компьютер, проектор, принтер цветной, ватман, фломастеры и другие канцелярские принадлежности.

Ход урока:

Организационно-мотивационный этап (начало урока).

 

Постановка проблемы (демонстрация слайда).

Самое прекрасное в природе – это отсутствие человека.

Блисс Карман

Преподаватель: Почему так выразился канадский поэт?
Студенты: Высказывают мнения; в ходе обсуждения приходят к выводу, что человек загрязняет природу.

Ключевое слово: Загрязнение.

Преподаватель: А что необходимо сделать человеку, чтобы поменять эту фразу на обратный смысл?

Студенты: Высказывают мнения, идет обсуждение. Любить природу, беречь её, охранять.

Ключевое слово: Охрана.
Преподаватель: Как можно сформулировать тему урока?
Студенты: Загрязнение и охрана окружающей среды.
Постановка проблемного вопроса: (демонстрация слайда). Эти категории на разных чашах весов. Что необходимо предпринять, чтобы загрязнение и охрана были на одном уровне? (Пусть это будет нашей проблемой).

Постановка целей и задач группам.

Всех студентов

делим на 4 команды, которые будут работать над темами

Литосфера

,

Гидросфера

,

Атмосфера

”, “

Биосфера

”.

 

Демонстрация слайда:

1) Сформулировать цель.

2) Определить задачи.

3) Оформить в виде газеты.

4) Подготовиться к защите проекта.

 

На работу отводится 20 минут, на защиту проекта 3-4 минуты.

 

3. Работа в командах.

4. Защита проектов.

5. Самооценка, взаимооценки, оценки сторонних наблюдателей.

6. Подведение итогов.

Темы по проектной деятельности студентов за учебный год:

«Вода. Растворитель. Растворение»

«Белки»

«Нефть и способы ее переработки»

«Альдегиды»

«Жизнь с приставкой нано

У всех студентов, участвовавших в интегрированных уроках с проектной деятельностью, значительно возрос интерес к предметам, в том числе химии. Они научились самостоятельно ставить проблему и находить ее решение, показывали более высокие результаты в проверочных работах. Возросло число студентов, желающих попробовать свои силы в интегрированных уроках с проектной деятельностью. При использовании таких форм и методов у студентов возникает потребность порождать новые знания, новые идеи, способность к социальной и профессиональной мобильности, умений работать в команде, оперативно и самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.

Литература:

Методика организации и проведения нетрадиционных уроков в образовательном процессе учреждений СПО «

Профтехобразование

» Столица, Научные исследования в образовании 2012г., №12, с 46-58

Николаева, Л.С., Лесных, Л.И. Использование нетрадиционных форм занятий. Специалист 1992г., №2

Маркачев

А. Е.,

Боровских

Т. А.,

Чернобельская

Г. М. «Применени

е метода проектов», журна

л «Химия в школе» №2, 2007г., с.34-36

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x