Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование современных педагогических технологий для достижения метапредметных результатов на уроках литературного чтения» | Барбашина Татьяна Владимировна. Работа №207599

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Барбашина Татьяна Владимировна
В статье представлена работа по испольованию современных педагогических технологий для достижения метапредметных результатов на уроках литературного чтения

ТЕМА:«Использование современных педагогических технологий для достижения метапредметных результатов на уроках литературного чтения»

Приоритетной целью школьного образования вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря- формирование умения учиться. Основной принцип моей работы заключается в том, чтобы научить ребенка учиться, для того чтобы он понимал – что он делает и для чего он это делает.Исходя из этой установки, сформулировала проблему своей педагогической деятельности: Использование современных педагогических технологий для достижения метапредметных результатов на уроках литературного чтения. Исходя из вышесказанного целью  моей  работы сталоразвитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; Для реализации цели решаю задачи:

1)Развивать аналитические, интеллектуальные, творческие способности обучающихся, умения к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

2)Формировать умение работать(взаимодействовать)с людьми, работать в коллективе, представлять (оценивать) себя с позиции социальных норм;

3)Воспитывать чувства гордости, патриотизма, готовности к трудовой деятельности и выбору профессии в соответствии с собственными интересами.

4)Обеспечить комфортную среду для всех участников образовательного процесса, которая способствует сохранению и укреплению здоровья. 

Работу над реализацией цели и задач выстраиваю по следующим этапам:

1.Диагностический: по выявлению уровня готовности учащихся к обучению в школе с целью корректировки учебной программы по предмету с учётом принципов литературного чтения.

2.Практический: использовать в своей деятельности педагогические технологии обучения на уроках. : Создание методического инструментария.

3.Рефлексивный (достижения)

Работа по реализации своей методической проблемы уже начинается в группе «Малышок», где совместно со школьным педагогом – психологом на основе использования «Методики изучения социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста к школе мы получаем «портрет», будущего первоклассника. (Приложение № 1)., что позволило мне координировать и индивидуализировать работу на занятиях при подготовке к школе. Имея такой «портрет», я не только легко планировала свою работу с классом, но и осуществляла работу с родителями, учила самостоятельности мышления.

С 2010 года работаю по образовательной системе «Школа 2100».Данная система позволяет подготовить обучающихся к реальной современной жизни, вооружает их солидным творческим потенциалом, учит решать сложные жизненные задачи, приучает постоянно пополнять свои знания, принимать самостоятельные решения и отвечать за их результаты. С учетом созданных условий в нашем образовательном учреждении и особенностей обучающихся, на основе примерной программы, мною была разработана в 2010 году рабочая программа по литературному чтению. Кроме этого мною составлена программа по внеурочной деятельности, которая   направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально педагогической деятельности школы, семьи. Уроки проходят в кабинете для начальной школы. Кабинет является неотъемлемой частью информационно-образовательной среды. В нем также провожу внеклассные и внеурочные занятия, воспитательную работу с обучающимися. Учебный кабинет- место для творческой работы учителя и его учеников. Основа кабинета- рабочие места для обучающихся и учителя. Много времени уделяю содержанию кабинета в надлежащем виде, накоплению методического и дидактического материала. Оснащение кабинета призвано максимально облегчить труд учителя и познавательную деятельность школьников.

Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.

Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в начальной школе, использую следующие современные образовательные технологии:

Технологию проблемного обучения.Главными условиями успешности является обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы: обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного); значимость получаемой информации для обучаемого при решении проблемы; необходимость диалогического доброжелательного общения педагога с обучающимися; внимательное и поощрительное отношение ко всем мыслям, гипотезам, высказанным обучающимися.

Учебники образовательной системы «Школа 2100»,содержат вопросы, направленные на формирование разных групп умений. Регулятивные умения формируют вопросы, обозначенные оранжевым кружком, познавательные-синим, коммуникативные- зеленым, личностные-красным кружком. В результате и учитель, и обучающиеся знают, в каком случае они выполняют задания на обобщение, в каком –на установление причинно-следственных связей, в каком на определение и аргументирование собственной самооценки достижении поставленных целей и задач при подготовке к уроку руководствуюсь принципами:-научности; -проблемности; -наглядности; -деятельностного подхода.

Эти формы уроков развивают личность ребёнка, прививают интерес к предмету, создают положительно психологическую атмосферу, активизируют учебную работу, создают условия для самореализации обучающихся. Это особенно актуально в системно-деятельностном подходе к организации учебно-воспитательного процесса.

На уроках литературного чтения для достижения метапредметных результатов использую систему заданий, например: личностные действия формирую при выполнении заданий, в которых обучающийся должен отразить личное видение проблемы или раскрыть своё отношение к изучаемому произведению. Так, например можно начать с домашнего задания- составить пять предложений, раскрывающие смысл поступка героя! (С.Голицын «Сорок изыскателей» 3 класс) и соотнести эти поступки с

жизнью вашей семьи. Познавательные действия формирую в практических заданиях, например: узнай стихотворение по-одной-двум строчкам, соедини строчку с фамилией автора. Решение практических заданий обучающимся на уроках является важным шагом к успешному усвоению общего курса литературного чтения в начальной школе. Для формирования коммуникативных действий (умение работать в парах, группах) я часто предлагаю обучающимся задания, выполнение которых должно обеспечить возможность сотрудничества. Например, при изучении рассказа М. Пришвина «Золотой луг», ребята дома составляли план к тексту. На уроке дети сначала обсуждали свои планы в паре, затем в группе из четырёх человек, затем из 6 человек.  Каждая группа приняла единое решение. Мы заслушали мнения всех групп и составили общий план, по которому готовили пересказ текста. Мои ученики с желанием работают в группах. К концу 4 класса дети формулируют  свои мысли сложными синтаксическими конструкциями в виде текста, не боятся  выступать публично, корректно оценивают выступления одноклассников. С целью формирования регулятивного действия – действия контроля, провожу самопроверку и взаимопроверку текста Например, если во время работы с текстом пара обучающихся выполняет текст на отворотах доски и после его завершения, вместе со всеми их работа проверяется, обсуждается, исправляется и сразу вырабатывается система оценивания.

Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей обучающихсяоторые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и усвоения учебной дисциплины, том числе и литературного чтения.

В преподавании любого предмета важна его связь с другими учебными дисциплинами, их взаимообогащение. Поэтому в своей работе я уделяю особое внимание интегрированному обучению. Интегрированное обучение строю на объединении близких областей знаний. Чтение как предмет включает, помимо литературных текстов, материалы по истории, природоведению, краеведению. В результате интегрированного обучения развивается интерес к предметам; растёт познавательный интерес школьников, который проявляется в желании активно и самостоятельно работать на уроке и во внеурочное время. Для достижения метапредметных результатов в своей работе уделяю внимание и внеурочной деятельности. Мои ребята с увлечением посещают кружки. Я привлекаю их на конкурсы и дистанционные олимпиады. По результатам применения различных технологий могу достоверно утверждать, что эта работа эффективна. У моих ребят сформированы коммуникативные умения-умения общаться друг с другом, регулятивные – умения строить и планировать свою деятельность, оценивать свой результат, познавательные – поиск информации в интернете, в современных журналах, книгах, личностные – дети познают мир.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×