Статья "Использование театра "Волшебные перчатки" в театрально-игровой деятельности с детьми раннего возраста". Автор: Порошина Ольга Николаевна

Автор: Порошина Ольга Николаевна
Театр "Волшебные перчатки" можно использовать с детьми  раннего возраста. Создать речепорождающую мотивацию для малышей достаточно трудно - для этого требуются терпение, изобретательность и поиск новых игр и приемов, активизирующих речь детей.  Работа с использованием театра «Волшебные перчатки» обеспечивает развитие коммуникативной функции, совершенствование коммуникативно-речевых навыков и умений детей раннего возраста, сохранение и укрепление их физического и психического здоровья посредством реализации методов и приемов театрализованной деятельности. С этой целью в нашей группе был создан театр «Волшебные  перчатки». 

 


Автор: Порошина Ольга Николаевна

Использование театра «Волшебные перчатки»

в театрально – игровой деятельности

с детьми раннего возраста.

 

 

 

Автор: Порошина Ольга Николаевна

воспитатель I кв. категории

 

МБОУ «Начальная школа – детский сад

М. Монтессори»

Устьянский район п. Октябрьский.

 

 

 

Ведите в мир театра малыша,

И он узнает, как сказка хороша,

Проникнется и мудростью, и добротой,

И с чувством сказочным пойдет он жизненной тропой.

Г. Попова.

 

Уважаемые коллеги! Все мы знаем, что детство - время непрерывного познания мира. Дети познают окружающий мир через наиболее интересный и доступный для них способ переработки информации — через игру.

Дети раннего возраста — особая категория воспитанников дошкольного образовательного учреждения. Кроме того, что они должны получить определённый объём знаний, отработать комплекс умений и навыков, очень важно, чтобы дети смогли освоиться в новых для них условиях детского сада.

В этом смысле театрализованные игры оказываются очень продуктивным приёмом организации образовательной деятельности, так как в их основу положены импровизация и оживление предметов с помощью речи, а также, что особенно важно для неговорящих или плохо разговаривающих малышей, мимики и жестов.

Что же дает  ребенку  игра в кукольный  театр? Вспомним, что кукла полностью подвластна ребенку, зависит от него. Это дает малышу возможность смоделировать собственный мир, который будет являться отражением «настоящего» мира, мира взрослых. В этом моделировании параллельно происходят два очень важных для развития малыша процесса. С одной стороны, это подражание взрослым, которое является одним из ключевых факторов детского развития. Раз за разом ребенок повторяет движение, ситуацию, фразу, сказку, отслеживая при этом реакцию окружающих. Через это подражание ребенок учится самоопределению.

 Второй процесс противоположен по своей сути, но внутренне тесно взаимосвязан с первым. Это процесс создания своего, нового мира, то есть творчество. Сюжет сказки – лишь опора для малыша, лишь толчок к самостоятельному творчеству. В идеале, кукольный  театр  нужен  ребенку  как возможность для бесконечных экспериментов. Что же такое творчество? Это способность создавать собственные идеи, не действовать по шаблонам и подсказкам. Творческие способности закладываются в детские годы и развиваются на основе собственной активности, заинтересованности реальным миром. Поэтому так важно дать ребенку возможность свободного познания окружающей действительности. Поощрять его не только в том, чтобы он выучил, запомнил и «правильно» сыграл ту или иной роль, но и в том, чтобы он развивал свои сюжеты, свободную игру, в которой он сможет реализовать свои фантазии. Именно так формируется основа будущего творческого восприятия мира. Возможность сформировать эту основу и дает малышам игра в кукольный театр.

Детям раннего возраста сложно произносить текст роли полностью, но они в состоянии проговаривать некоторые фразы, изображать жестами действия персонажей. В процессе таких игр – инсценировок дети учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют речь, в которой важные составляющие - эмоциональная окраска и интонация.

Привлекая детей к игре-инсценировке, важно вызвать у ребенка желание участвовать в ней, пробудить эмоции. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание персонажам инсценировок развивает чувства ребенка, представления о «плохом» и «хороших» человеческих качествах. Через театрализованную деятельность с самого раннего возраста у детей воспитывается уважительное отношение к другим детям, независимо от их  особенностей личности и поведения. Легко устанавливается  контакт ребенка и взрослого, создаются доверительные отношения.

Одним из эффективных способов активизации детей раннего возраста является пробуждение интереса к происходящему. Для них практически не имеют смысла словесное объяснение, логические доводы и так далее. Гораздо понятнее конкретная ситуация, собственные манипуляции с предметами и предметно - манипулятивные игры, звукоподражания, элементы драматизации.

Создать речепорождающую мотивацию для малышей достаточно трудно - для этого требуются терпение, изобретательность и поиск новых игр и приемов, активизирующих речь детей. С этой целью в нашей группе был создан театр «Волшебные перчатки».

Он отвечает таким педагогическим требованиям, как доступность, эффективность воздействия, вариативность использования. Одно из его достоинств состоит в том, что взрослый может сам надеть эту перчатку себе на руку и играть вместе с детьми! А для детей раннего возраста, как известно, характерны и подражание взрослому, и потребность в установлении эмоционального контакта с ним и с окружающими.

Приходилось ли Вам когда-нибудь знакомить малыша с игрушкой - перчаткой, которую можно «оживить» с помощью руки и «одушевить» силой своих эмоциональных переживаний? Если да, то вспомните его первую реакцию. Кроха уже привык к окружающим его обычным куклам, застывшим в одной позе и выражающим лишь одну эмоцию, а то и вовсе равнодушным. Изумление, любопытство, желание потрогать и разгадать тайну «живой и говорящей» игрушки – все одновременно выражается на лице крохи. За первым неизгладимым впечатлением следует освоение возможностей игрушки-перчатки, которые оказываются практически безграничными.

         В чем же преимущества такой игрушки?

Во-первых, одевая куклу на руку, ребенок «сливается» с ней, отождествляется с персонажем, в которого будет играть. С ее помощью он может не просто отрабатывать модели поведения, как он это делает с обычной куклой. С ней он способен эмоционально выразить все то, что его тревожит и волнует, говоря не от своего лица, а от лица сказочного персонажа, живущего в воображаемом мире.

Во-вторых, игрушка - перчатка, сама по себе несет некоторый эмоциональный образ. Как правило, кукла – веселая или грустная - изображает положительного или отрицательного героя какой-либо сказки. Играя с куклой, ребенок психологически переживает роль. А значит, приобретает столь необходимый ему эмоциональный опыт прохождения полярных состояний. Несколько разнохарактерных игрушек - перчаток помогут малышу ответить на вопрос, каково это – быть злым или добрым, смелым или трусливым и так далее.

Для какого же возраста подойдет эта игрушка?

В принципе, начинать знакомить малыша с игрушками - перчатками можно уже с 1,5 лет. Для начала взрослый сам выступает в роли актера. Наденьте куклу на руку, и пусть сказочный персонаж расскажет и покажет малышу сказку. Ребенок пока будет зрителем, а сказочный герой вовлечет малыша по мере разворачивания сюжета в примитивные совместные действия.

Что же представляет собой театр «Волшебные перчатки»? Это перчатки без пальчиков, на верхней стороне которых пришита липкая лента. Ребенок просовывает пальцы в перчатку, а не нее с помощью липучки прикрепляется любой обыгрываемый « герои».

Вся работа в театре «Волшебные перчатки» проходит в несколько этапов.

На первом этапе дети знакомятся с театром «Волшебные перчатки». В гости к ребятам приходит перчатка, знакомится с ними и говорит, что пришла не одна к ним, а с подружками перчатками. Объясняем, что у перчатки есть «домик» с «окошечками» для каждого пальчика. Помогаем детям надеть перчатку, найти домик каждому пальчику. Обращаем внимание на то, какие красивые перчатки, какие нарядные пальчики, что перчатки могут прыгать, топать и так далее, то есть проделываем разные упражнения с перчатками.

На этом же этапе знакомимся с обыгрываемым персонажем, дети выполняют простые действия с ними: зайка прыгает, мишка топает и так далее. Например, к детям в гости приходят перчатки да не одни, а с каким либо персонажем,  конечно предварительно познакомив с героем, сначала мы называем и показываем разнообразные действия с ним. Речь при этом, должна быть интонационно выразительной. Одни и те же слова при последующих повторениях можно произносить, меняя интонацию, силу голоса и темп произношения. Например, Миша идет по дорожке: топ- топ- топ, заика прыгает: прыг-прыг-прыг и так далее. Затем этот персонаж прикрепляем детям на перчатки и  все эти упражнения малыши проделывают сами пальчиками или на столе, или на ковриках.

На этом этапе очень важно предоставлять детям возможность развертывать разнообразную деятельность с игрушками, в процессе которой активизируется их речь и закрепляются игровые действия.

На этом же этапе перчатки можно использовать в подвижных играх малышей.

В подготовке к самостоятельной творческой игре в развитии воображения большую роль играют подвижные игры с ролью. Малышей мы учим действовать от имени осторожных воробушков, тихих мышек, дружных котят, перевоплощаться в зайцев, мишек и других знакомых животных. С этой целью мы проводим игры: например такие как «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата». Проводим игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально мы сами проговариваем и проделываем движения, а дети слушают и смотрят. Затем они выполняют движения соответственно тексту вместе с воспитателем: например «Мишка косолапый», «Заика беленький сидит».

На втором этапе обыгрываем потешки, песенки, стишки, содержание которых позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательными действиями. Эти произведения можно легко инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью: под рассказ воспитателя изображают действия обыгрываемых персонажей. Например, для инсценировки стишка «Заика». Мы рассказываем стих, а дети изображают действия заики.

Третий этап - проведение игр-драматизаций с игрушками – перчатками. Все произведения подбираются в соответствии с возрастными возможностями детей и программными требованиями («Курочка Ряба», «Репка» и т.д.) Проведению игр-драматизаций предшествует серия подготовительных игр. При необходимости текст адаптируем. Он должен быть хорошо знаком детям. Они должны узнавать персонажей на картинках и игрушках. Например, прежде чем провести игру – драматизацию «Курочка Ряба», мы с детьми организовываем дидактические игры по знакомству с персонажами сказки с целью уточнения представления детей о мышке, курочке, бабке, дедке, учимся изображать этих персонажей сказки (брать на себя роль) и вызывать эмоционально положительное отношение.

Таким образом, работа с использованием театра «Волшебные перчатки» обеспечивает развитие коммуникативной функции, совершенствование коммуникативно-речевых навыков и умений детей раннего возраста, сохранение и укрепление их физического и психического здоровья посредством реализации методов и приемов театрализованной деятельности. 

Закончить свое выступление хотелось бы замечательными словами Теплова Б.М.: «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…”

 

 

 

 

Литература:

 

Сорокина

Н.Ф.,

Миланович

 Л.Г. Развитие творческих способностей у детей от 2 до 3 лет средствами кукольного театра. Методические рекомендации

\ П

од  общ ред. Сорокина

Н.Ф.,

Миланович

 Л.Г. М .,2007.

Журнал: «Дошкольное воспитание» 10/2013г.

 

Интернет ресурсы:

1. http://nsportal.ru/.

2. http://pedologiya.ru/servisy/publik/

3. http://st-wospit40-0.ucoz.net

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x