Использование технологии личностно-ориентированного обучения в организации учебного сотрудничества учителя и ученика как средства формирования адекватной самооценки младших школьников | Костина Анастасия Сергеевна. Работа №220005
Автор: Костина Анастасия Сергеевна
Использование технологии личностно-ориентированного обучения в организации учебного сотрудничества учителя и ученика как средства формирования адекватной самооценки младших школьников
Использование технологии личностно-ориентированного обучения в организации учебного сотрудничества учителя и ученика как средства формирования адекватной самооценки младших школьников
Анастасия Сергеевна Костина
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №99
Г. Кемерово
Проблема познания педагогом личности учащегося является жизненно актуальной. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, что если педагог хочет воспитать человека, то он должен, прежде всего, узнать его во всех отношениях, понять особенности личности обучаемого. Именно с уровнем познания педагогом личности учащегося, с адекватностью и полнотой познания в существенной мере связана результативность педагогической деятельности.
Сотрудничество – это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности. Проблема формирования субъект-субъектных отношений учителя и ученика активно и всесторонне разрабатывается в последние десятилетия в нашей стране и за рубежом (Х.Й. Лийметс, В. Дойз, С.Г. Якобсон, А.В. Петровский, Л.И. Айдарова, В.Я. Ляудис, Г.А. Цукерман, А.К. Маркова и др.).
Наиболее эффективно организация учебного сотрудничества осуществляется при реализации личностно-ориентированной технологии обучения.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели.
Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля - к развитию, от управления - к самоуправлению. Основная установка педагога - не на познание «предмета», а на общение, взаимопонимание с учениками, на их «освобождение» (К.Н. Вентцель) для творчества. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного обучения. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку нужна педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике технологий личностно-ориентированного обучения.
Поддержка выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Это ответ на естественное доверие детей, которые ищут у учителя помощи и защиты, это понимание их беззащитности и сознание собственной ответственности за детскую жизнь, здоровье, эмоциональное самочувствие, развитие.
Таким образом, главная цель личностно-ориентированной технологии обучения заключается в ориентации на свойства личности ребенка, её формирование и развитие.
Охарактеризуем основные принципы организации личностно-ориентированного урока.
Личностно-ориентированный урок - это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности. Работа с субъектным опытом на уроке предполагает использование различных форм общения, способствующих подлинному сотрудничеству учителя и учащихся, направленному на совместный анализ процесса учебной работы. Ученик как носитель субъектного опыта, личностно значимого для него, должен иметь возможность максимально использовать его, а не просто безоговорочно принимать (усваивать) все, что сообщает учитель.
Профессиональная позиция учителя должна состоять в том, что бы знать и уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы. Он должен продумать, не только какой материал он будет сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся (как результат их предшествующего обучения у разных учителей и собственной жизнедеятельности).
Важна при этом и форма обсуждения детских «версий». Она не должна быть жесткой, в виде оценочных ситуаций (правильно - неправильно). Это должен быть равноправный диалог, где каждый ученик может высказать свое мнение по обсуждаемой теме, не боясь ошибиться. Задача учителя - выявить и обобщить эти «версии», выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, целям и задачам того или иного предмета.
Важной особенностью личностно-ориентированного урока является опора на психофизические предпосылки, обусловливающие ученику возможность успешного овладения программным материалом.
Если на традиционном уроке основное внимание учитель уделяет сообщению материала, то на личностно-ориентированном уроке он должен принять на себя роль координатора, организатора диалога, помощника в распределении учащихся по группам с учетом их личностных особенностей (а не только успеваемости) в целях создания максимально благоприятных условий для личностной реализации каждого ученика.
Важным является совместный поиск и анализ оптимальных условий решения учебных задач. Это предполагает оценку на уроке не только того, что знают, умеют учащиеся, но и того, как они строят свою работу по освоению учебного материала, какими средствами при этом пользуются.
Анализируя на уроке результаты контрольной (самостоятельной) работы, учитель должен не только объявить выставленные отметки, повторить разделы темы, вызвавшие наибольшее количество ошибок, но обязательно обсудить те способы, которыми пользовались ученики при выполнении работы, выявить и поддержать наиболее рациональные, оригинальные.
Функция учителя здесь не столько авторитарная («повтори материал», «прорешай побольше задач», «посмотри на образец» и т.п.), сколько рекомендательная («давай подумаем вместе», «расскажи, каким способом выполнял задание»). Это позволяет работать на уроке с каждым учеником и с классом в целом. Учитель вместе с учащимися ищет и находит наиболее эффективные пути усвоения знаний, поощряет интересные высказывания и находки, анализирует несостоятельные попытки, стимулирует учащихся к осознанию своих ошибок, их причин, обсуждает меры их устранения и т.п. Чем активнее на уроке дети - тем свободнее учитель: его не сковывает неподготовленность к уроку отдельных учащихся, не смущают нестандартные вопросы, которые иногда задают дети.
Особое значение в личностно-ориентированном обучении имеет общение с детьми, носящее неформальный характер. Этому общению мы придавили важное значение на уроках, экскурсиях в природу, во внеклассной работе. Это позволило создать атмосферу радости познания и эмоциональной отзывчивости. При достаточном богатстве таких впечатлений для ребенка становится возможным и желанным выразить свое личное переживание в творчестве.
Личностно-ориентированное обучение предполагает предоставление учащимся возможностей для реализации и развития своих способностей.
Все это позволит учащимся почувствовать положительное отношение к ним со стороны учителя, ощущение своей самоценности, что способствует развитию самоуважения, позитивной самооценки.