"Использование технологии обучения грамоте на основе программы "Развитие" ☼
Автор: Ярославцева Ольга Александровна
Использование технологии обучения грамоте на основе программы «Развитие» (авторский коллектив под руководством Л.А. Венгера)
Гуманизация и демократизация всех сфер жизнедеятельности общества оказали существенное влияние и на дошкольное образование. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Это способствовало выбору программы «Развитие» (авторский коллектив - Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Булычева А.И) для реализации.
Основополагающий принцип данной программы - развивающее обучение с опорой на психологическую теорию Л. А. Венгера о развитии способностей детей в дошкольном детстве.
Отличительной особенностью программы является то, что центром образования является ребенок как субъект образования. Достоинства программы: четкая структура, детальная проработанность учебного материала, обеспеченность каждого занятия конкретным развернутым планом работы, средствами обучения.
Основной целью является формирование у детей «умения учиться», развитие инициативы, чувства собственного достоинства, сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Вся образовательная деятельность строится с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Содержание программы сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости, обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста:
-системности (планирование составляется на год, месяц, день);
-доступности ( материал соответствует возрастным особенностям детей индивидуальным особенностям детей);
-научности ( детям даются научные знания, используются проблемные ситуации, наглядное моделирование);
-связь теории с практикой ( то, что на занятии проходят, дети закрепляют в повседневной жизни);
-интеграции ( идет взаимосвязь с другими видами деятельности);
Программа «Развитие» состоит из 13 разделов, но моя цель практически внедрить в свою образовательную деятельность один ее раздел- технологию обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста, овладение основами первоначальной грамоты.
Для достижения результатов:
- изучена психолого-педагогическая литература по проблеме речевой готовности детей ;
-- изучены основы обучения детей грамоте;
- запланирована практическая деятельность по обучению грамоте детей старшего до-школьного возраста на основе данной педагогической технологии;
- проведен анализ полученных результатов и определена дальнейшая деятельность.
При использовании данной технологии образовательный процесс планируется в режиме проектирования: в начале педагог определяет на каком уровне находятся дети данной группы, ориентируется на уровень сформированности компонентов речевой системы дошкольника: ( не читаю)
- чёткое и правильное произношение всех звуков речи;
- умение различать звуки речи на слух;
- владение навыками звукового анализа;
- словарный запас и понимание значений слов;
- живая, выразительная связная речь;
выбирается стратегия, то есть конкретные способы реализации технологии.
Реализуя задуманное, педагог постоянно ориентируется на ребенка, ни шагу вперед без уверенности освоения предыдущего материала. Работа в режиме проектирования дает ту свободу творчества, без которой невозможно развитие интеллектуальных и творческих способностей детей.
Обучение грамоте призвано обеспечить:
- развитие коммуникативно-речевых и творческих способностей детей, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;
-интенсивное развитие видов речевой деятельности: умения слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения;
- развитие художественно-образного и логического мышления детей;
- работу над развитием речи детей;
- развитие фонематического слуха;
- элементарные понятия о звукобуквенном анализе слов, научить правильно определять и давать характеристику звука;
- обогащение словаря детей, развитие внимания.
Исследования учёных позволили установить наиболее оптимальные (сензитивные) сроки для начала обучения грамоте. Было выявлено, что дошкольники обладают избирательной восприимчивостью к обучению грамоте. У ребенка пяти лет особая чувствительность и восприимчивость к звуковой стороне родной речи, поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала обучения чтению. Дети шести лет проявляют особый интерес к чтению и успешно им овладевают.
Воспитанники старшей группы учатся: производить анализ слов различной звуковой структуры; выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова; качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук); правильно употреблять соответствующие термины.
В подготовительной группе дети:
- умеют составлять слоговые схемы;
- выделяют словесное ударение и определяют его место в структуре слова;
- умеют выделять каждый звук в слове;
- производят полный звуковой анализ;
-умеют составлять звуковые схемы, используя фишки-знаки звуков;
-умеют читать слова по звуковым схемам (пропедевтика чтения);
-дифференцируют звуки, дают полную характеристику каждого звука в слове;
-знакомятся с буквами, как одним из знаков звука.
В процессе организации образовательной деятельности, выделяю следующие этапы:
-ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смыслоразличительной роли фонемы;
-ознакомление со слоговым строением слова - членение слов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов;
-ознакомление детей со словом - вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;
-ознакомление с предложением - выделение его как смысловой единицы из речи;
-ознакомление со словесным составом предложения - деление предложения на слова и составление из слов (2-4) предложений.
Структура организации непосредственно- образовательной деятельности:
I. Ритуал приветствия
Задания, упражнения, ориентированные на снятие мышечного напряжения, ощущения команды, создание эмоционального комфорта.
II Вводная часть
1.Мотивация. Создание проблемной ситуации. Задания, не имеющие решения. Задания с недостающими данными.
2.Целеполагание. Формулирование темы, главного вопроса.
III. Основная часть.
1.Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации.
2.Упражнения, задания на применение нового способа решения в другой игровой ситуации.
IV. Заключительная часть.
1.Подведение итогов. Самопроверка и коррекция. Рефлексия.
2.Ритуал прощания.
Обучающая деятельность строится в игровой форме с использованием всевозможных игр, занимательных упражнений, фонематических, лексических, грамматических, графических и подвижных игр.
Часто ввожу игровые проблемные ситуации, сказочных персонажей, сюрпризные моменты, которые нравятся детям.
Включаю разнообразные формы сотрудничества, которые способствуют выполнению главной задачи программы: учат детей действовать в одной команде, договариваться, находить общее мнение ( работа в парах, группах).
Результаты умений и навыков по разделу обучения грамоте отслеживается методом включённого наблюдения. В детском саду разработаны карты, которые помогают определить степень развития компонентов по обучению грамоте.
Чтобы планировать дальнейшую работу, использую тесты, которые помогают определить сформированность звуко-буквенного анализа.
Также разработаны таблицы по речевому развитию детей.
К концу дошкольного возраста дети в результате обучения достаточно хорошо ориентируются в звуковой стороне речи. Они овладевают действием звукового анализа слов, состоящих из 3–5 звуков, могут характеризовать звуки, дифференцируя их на гласные и согласные (твердые и мягкие). Дети умеют сравнивать слова различных звуковых структур, используя действие моделирования, подбирать слова по заданной модели. Дошкольники могут также проанализировать речевой поток, вычленяя в нем предложения и графически записывая их.
Работая по программе “Развитие” считаю что, смогу заложить в ребенке систему знаний, которая станет фундаментом к последующему успешному обучению детей в школе, а так же поможет сформировать ребенка, как личность.
«Стоит лишь верить в человека больше, чем это
обыкновенно бывает, чтобы вызвать наружу
все лучшие его стороны»
C. Смайлс