Использование трафаретов для развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения

Автор: Стрелкова Татьяна Викторовна

 

Автор: Стрелкова Татьяна Викторовна, воспитатель МБДОУ №37 «Теремок» компенсирующей и оздоровительной направленности, г. Железногорск, Красноярский край.

Использование трафаретов для развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения.

Развитие у детей с нарушениями зрения движений рук и глазных движений при выполнении различных предметно-практических заданий имеет свои специфические особенности. Из-за нарушения зрения возникают сложности формирования двигательных умений. При этом отмечается снижение точности, скорости и координированности мелкой моторики рук. Нарушение остроты зрения, прослеживающих функций глаза и локализации взора ведёт к тому, что у детей нет ясного видения того, как они выполняют предметные действия и насколько они качественны. Например, рисование, резание ножницами и другие подобные действия трудно даются детям с нарушениями зрения. В результате наблюдается сниженный контроль за качеством работы при выполнении предметных действий, что сдерживает ход развития зрительно-двигательных взаимосвязей: анализа, синтеза и взаимодействия глаза и руки. Всё это определяет замедленность в развитии  двигательного анализатора у детей с нарушениями зрения.

            Имеющиеся особенности в развитии зрительно - двигательных взаимосвязей приводя к необходимости использования при обучении детей с нарушениями зрения специальных средств и приёмов, обеспечивающих успешность овладения зрительно-двигательными действиями. Одним из таких эффективных средств, способствующих улучшению качества предметно-практических действий у детей с нарушениями зрения, является использование трафаретов, силуэтных и контурных изображений для обводки при рисовании. Используя трафареты, можно увеличить скорость, точность и координацию движений мелкой моторики рук ребёнка с нарушением зрения в процессе выполнения им заданий по математике.

            Как известно, рисование предметных изображений способствует уточнению, конкретизации зрительных образов предметов, их формы, величины, цвета, а обводка готового контура предмета к тому же при зрительной патологии становится коррекционным средством развития образа предмета. Например, рисование, обводка по трафаретам различных линий: прямых, ломаных, прерывистых, волнистых - обогащает представления детей о том, как образуются эти линии и как их следует рисовать. Здесь, как и во всех других упражнениях, где используются трафареты, идёт активная подготовка руки ребёнка к обучению письму в школе.

            Упражнения на раскрашивание, штриховку по трафарету при низкой остроте зрения дают возможность детям чувствовать себя более уверенно, потому что раскрашивание, штрихи будут чёткими и в пределах контура.

            В процессе систематических упражнений в рисовании, штриховке, обводке по трафаретам, контурам и силуэтам развиваются самоконтроль и саморегуляция движений руки не только под контролем зрения, но и при участии осязания и тактильно-двигательных ощущений. Развитие кинестезического контроля за движением руки во время выполнения практических действий (рисование, обводка по трафаретам) является эффективным средством компенсации и коррекции зрительной недостаточности в формировании двигательных навыков.

            Рисование по трафаретам простых по форме предметов, геометрических фигур, ритмическое повторение одних и тех же движений способствуют регуляции моторики руки, развитию мышечного чувства при неполноценном зрительном контроле.

            Повторение одного и того же движения при рисовании по трафаретам приводит к автоматизации двигательных навыков, являющихся основой для подготовки руки ребёнка дошкольного возраста к обучению письму в школе. Формирование приёмов и способов автоматизации движений при использовании трафаретов для рисования и обводки развивает компенсаторные возможности мышечного чувства и учит детей рациональному использованию и развитию неполноценного зрения и зрительного восприятия.

            Следует отметить, что обводка, штриховка и рисование по трафаретам рекомендуются врачами-офтальмологами для развития остроты зрения в период плеопто - ортоптического лечения амблиопии и косоглазия у детей дошкольного возраста.

            Таким образом, применение трафаретов на занятиях в детском саду способствует решению трёх основных задач: подготовка ребёнка к обучению в школе, коррекция и компенсация зрительной недостаточности, и лечебно-восстановительная работа по лечению косоглазия и амблиопии.

Примечание:

 

Размер трафаретов определяется требованиями лечебно-восстановительной работы, в основе которой лежит индивидуальная дозировка зрительной нагрузки.

 

На начальных этапах обучения линейные трафареты помогают детям воспроизводить различные линии: прямую, ломаную, волнистую, прерывистую.

 

Применение трафаретов даёт возможность формировать представление о форме и величине предметов.

В процессе обводки у детей развиваются тактильно-двигательные ощущения размера объектов, которые подкрепляет зрительный анализ.

 

Для формирования у детей умения изображать геометрические фигуры целесообразно использование трафаретов. Это особенно эффективно на начальных этапах обучения, так как даёт детям возможность овладеть формой геометрических фигур, строить из них ряд, создавая множество.

 

Линейные трафареты с ритмичным изображением фигур помогают детям овладевать навыками соизмерения расстояния между ними, что особенно сложно формируется у детей с нарушениями зрения.

 

Применение трафаретов с разнообразным набором геометрических фигур удобно в работе по формированию у детей представления о них.

 

Трафареты с ритмичным нарастанием размера геометрических фигур способствуют развитию глазомерных возможностей

 

Для формирования представлений о счёте и числе, начиная со среднего дошкольного возраста, с помощью трафаретов можно давать детям обводку контура простых предметных изображений.

Литература:

·        Плаксина Л. И. «Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения». - Калуга: издательство «Адель», 1998 год.

·        Григорьева Л. П., Бернадская М. Э… «Развитие восприятия у ребёнка», Москва, «Школа – Пресс», 2001 год.

·        «Коррекционная работа в детском саду», под ред. Л. И. Плаксиной, Москва. 1999 год.

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x