Использование возможностей Google в деятельности учителя

Автор: Горшкова Ирина Вячеславовна

   В настоящее время организация учебно-воспитательного процесса невозможна без использования современных технологий обучения. Наиболее актуальной задачей обучения и воспитания можно назвать развитие у обучающихся компетентностей, которые раскрываются через формирование умений и качеств человека XXI века: личной ответственности, терпимости к другим точкам зрения, коммуникативные умения, способности к саморазвитию, развитие мышления, умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами, способность работать в команде, умения ставить и решать проблемы.

   Для решения обозначенной задачи целесообразно применять в учебном процессе ИКТ, интегрируя их с другими современными образовательными технологиями.

   Программа информатизации и компьютеризации учебного процесса предусматривает оснащенность учебного заведения современным компьютерным оборудованием и программным обеспечением, которые стремительно меняются и совершенствуются. Перед учебными заведениями стоит проблема обеспечения учебного процесса последними новинками компьютерной техники и программным обеспечением, предполагающим немалые материальные затраты на поддержание соответствующего информационного сервиса.

    Сегодня мы обратим внимание на инновационные IT- приложения: сервисы Web 2.0 или  Google-сервисы. Ведь лучший способ подготовки учащихся к работе с новейшими IT-технологиями – это использование этих технологий в образовательном процессе. Сетевым технологиям и использованию сетевых социальных сервисов сети Интернет в образовании посвящены многие работы отечественных, российских и зарубежных авторов. Веб-сервисы рассматриваются как сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия. Их можно эффективно использовать в процессе обучения и подготовки обучающихся.

   Если еще несколько лет назад учителя преимущественно использовали Сеть с целью поиска информационных материалов для обеспечения учебного процесса, то теперь ясно обозначена еще одна устойчивая тенденция развития образовательного Интернета: разработка учителями собственных ресурсов, создание электронных учебных объектов, обмен ими и предоставление их обучащимся для обучения. Безусловно, этому способствовала растущая в педагогических кругах популярность современных веб-сервисов для создания, редактирования и хранения файлов.

   С введением новых образовательных стандартов поменялись и вызовы: ориентация на индивидуальную образовательную траекторию ученика, на расширение образовательной среды предполагают, что материалов, имеющихся в открытом доступе, педагогу может и не хватить. Это значит, что учителю придется самому становиться автором и разработчиком. 

Обозначим проблемы:

?  учителям не достает компетенций при работе с сетевыми сервисами;

?  учителя пока еще мало обмениваются друг с другом тем, что создали;

?  есть опыт решения проектных задач в малых группах, состоящих из учителей, но проблема в том, что это чаще всего один и тот же состав учителей, не удается привлечь новых учителей к сотрудничеству;

?  большая часть учителей практически не имеет опыта сотрудничества в разработке учебных материалов.

Цели мастер-класса:

·            Рассмотреть возможности использования сервисов google в деятельности учителя;

·          Осмыслить возможности использования социальных сервисов Интернета в практической деятельности учителя-предметника.

Задачи:

·        познакомиться с понятием сервисы Web 2.0;

·        смоделировать ситуацию обучения с использованием сетевых сервисов Интернет;

·        рассмотреть варианты использования сервисов Google в совместной работе членов учебной группы.

 

   Рассмотрим, как Google может стать площадкой для создания образовательного пространства с выходом на совместную деятельность обучаемых. Суть технологии Google заключается в возможности привлечения обучающихся для участия в образовательном процессе не только в качестве потребителей образовательного контента, но и как его активных создателей, она способствуют тому, чтобы в центре педагогического процесса оказывался обучающийся.

  Корпорация Google разрабатывает и предоставляет множество приложений и сервисов, доступ к которым возможен в окне любого браузера при наличии подключения к Интернету. Наиболее используемыми в образовательном сообществе, являются следующие сервисы Google: Google Calendar – онлайновый календарь, Google Docs – онлайновый офис, Gmail – бесплатная электронная почта, Google Maps – набор карт, Google Sites – бесплатный хостинг, использующий вики-технологию, Google Translate – переводчик, YouTube – видеохостинг. Эти Google-приложения предоставляют учащимся и преподавателям учебных заведений инструменты, необходимые для эффективного общения и совместной работы. Службы Google для образования, по мнению разработчиков, «содержат бесплатный и свободный от рекламы набор инструментов, который позволит преподавателям и учащимся более успешно и эффективно взаимодействовать, обучать и обучаться».

  Основные преимущества использования сервисов Google в образовании с точки зрения пользователя:

·        минимальные требования к аппаратному обеспечению (обязательное условием – наличие доступа в Интернет);

·        google-технологии не требуют затрат на приобретение и обслуживание специального программного обеспечения (доступ к приложениям можно получить через окно веб- браузера);

·        Google поддерживают все операционные системы и клиентские программы, используемые учащимися и учебными заведениями;

·        все инструменты Google бесплатны.

 

Сервисы Google

Дидактические свойства

Цели:

- качество обучения

- перевод учеников в режим

САМОРАЗВИТИЯ

 

 

МОТИВАЦИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

ТЕХНОЛОГИИ  И ИНСТРУМЕНТЫ

ПРОДУКТИВНОСТЬ РАБОТЫ

Совместная продуктивная

деятельность

Проектная деятельность,   в том числе web-квесты

Обучение в ЛЮБОМ месте: в парке, на природе, в музее - ВНЕ класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дистанционное обучение

                                          

 

 

 

Дифференциация заданий

ОТКРЫТОСТЬ -одинаковый доступ к информации для каждого

Индивидуальный подход к каждому



 

 

 

Информационная безопасность школьников

МОТИВАЦИЯ: и ученика,   и учителя

Изменение домашней работы учеников: им ИНТЕРЕСНО и ХОЧЕТСЯ делать на ДОМАШНЕМ компьютере домашнюю работу

Обеспечение единой информационной среды    в соотвествии                         с требованиями ФГОС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 Сделаем небольшой обзор Google-инструментов, которые учитель может использовать для построения своего образовательного пространства.

     Еще одно немаловажное достоинство - возможность совместной работы нескольких пользователей – преподаватель, как владелец сайта, организует доступ учащихся к сайту в качестве соавторов. Все авторизованные участники могут редактировать страницы, оставлять комментарии, а также добавлять файлы в виде приложений к страницам. 


Для организации дистантного обучения всех перечисленных возможностей хватает для:

·        структурирования учебного материала,

·        организации навигации по сайту,

·        размещения ссылок на ресурсы (приложения),

·        обеспечения совместного доступа,

·        отслеживания информации о действиях учащегося на сайте.

      Для конструирования электронной среды с помощью удобных инструментов можно создать учебные модули и организовать интерактивное взаимодействие всех участников обучения. Остается придумать, как лучше структурировать образовательный контент и, главное, как обеспечить его подачу в условиях полного или частичного дистанта - и для взаимодействия в режиме реального времени, и в "оффлайне".

  Форма Google

Форма Google – отличный помощник  учителя. С помощью формы можно проводить различные опросы, викторины, создавать анкеты, тесты. При создании формы автоматически создается таблица Google, в которой накапливаются результаты заполнения формы. Таблица предоставляет удобные возможности хранения и обработки собранных данных.

Вот некоторые примеры использования формы Google в образовании: 

·            регистрация участников учебных проектов;

·            промежуточный контроль, викторина, опросы, анкеты

·            организация совместной работы группы, самооценка,

·            рефлексия.

Таблицы Google

Таблицы – одна из основных и наиболее распространённых форм представления информации, в том числе и в случае, когда информация обрабатывается при помощи персонального компьютера. Таблицы Google позволяют легко создавать, совместно использовать и изменять таблицы в Интернете. С помощью таблиц Google можно выполнять:

Возможности сервиса:

·            Импорт, преобразование данных и экспорт.

·           Форматирование и изменение формул для вычисления результатов. При этом используются команды, изменяющие содержимое клеток (очистить, редактировать, копировать) и команды, изменяющие структуру таблицы (удалить, вставить, переместить).

·           Создание диаграмм. Диаграммы являются эффективным средством наглядного представления числовых значений и соотношений между ними.

·           Встраивание таблицы или ее отдельных частей в свой блог, веб-сайт.

·            Создание таблиц для отслеживания продвижения в проекте (выполненные, невыполненные задания).

·           Совместное наполнение учащимися таблиц по заданной теме, например создание SWOT-анализа объекта, процесса, явления.

Google Документы. Рисунок

Возможности сервиса:

  •     Создание онлайн рисунков, схем с помощью автофигур, текстового поля, вставки картинок/фотографий с диска компьютера или из сети Интернет (есть встроенный поиск внутри сервиса).
  •     Вставка готового рисунка (схемы), выполненного с помощью Google Рисунок в текстовые документа Google.
  •     Возможность совместной работы нескольких пользователей на одном листе (рисунке).

 

Google – презентация ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.


  Вышеизложенные технологии я применяю для организации учебного процесса в 1-4 классах. Познакомилась сама и познакомила с ними своих учеников в процессе участия в сетевых учебных проектах на площадке Nachalkaom.  Предложенная мною технология является моделью «обучения за дверью кабинета». Это – ежедневная деятельность учителя, это – основа, платформа для построения образовательного пространства, членами которого являюсь я, и мои ученики.

 

И закончить свой мастер-класс хочу слова «Уча других мы учимся сами».

comments powered by HyperComments

пригласи друга и получи дипломы
пригласи друга

Подпишитесь на последние новости сайта!

Пожалуйста, подождите.
x