Использование возможностей Google в деятельности учителя ☼
Автор: Горшкова Ирина Вячеславовна
В настоящее время организация учебно-воспитательного процесса невозможна без использования современных технологий обучения. Наиболее актуальной задачей обучения и воспитания можно назвать развитие у обучающихся компетентностей, которые раскрываются через формирование умений и качеств человека XXI века: личной ответственности, терпимости к другим точкам зрения, коммуникативные умения, способности к саморазвитию, развитие мышления, умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами, способность работать в команде, умения ставить и решать проблемы.
Для решения обозначенной задачи целесообразно применять в учебном процессе ИКТ, интегрируя их с другими современными образовательными технологиями.
Программа информатизации и компьютеризации учебного процесса предусматривает оснащенность учебного заведения современным компьютерным оборудованием и программным обеспечением, которые стремительно меняются и совершенствуются. Перед учебными заведениями стоит проблема обеспечения учебного процесса последними новинками компьютерной техники и программным обеспечением, предполагающим немалые материальные затраты на поддержание соответствующего информационного сервиса.
Сегодня мы обратим внимание на инновационные IT- приложения: сервисы Web 2.0 или Google-сервисы. Ведь лучший способ подготовки учащихся к работе с новейшими IT-технологиями – это использование этих технологий в образовательном процессе. Сетевым технологиям и использованию сетевых социальных сервисов сети Интернет в образовании посвящены многие работы отечественных, российских и зарубежных авторов. Веб-сервисы рассматриваются как сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия. Их можно эффективно использовать в процессе обучения и подготовки обучающихся.
Если еще несколько лет назад учителя преимущественно использовали Сеть с целью поиска информационных материалов для обеспечения учебного процесса, то теперь ясно обозначена еще одна устойчивая тенденция развития образовательного Интернета: разработка учителями собственных ресурсов, создание электронных учебных объектов, обмен ими и предоставление их обучащимся для обучения. Безусловно, этому способствовала растущая в педагогических кругах популярность современных веб-сервисов для создания, редактирования и хранения файлов.
С введением новых образовательных стандартов поменялись и вызовы: ориентация на индивидуальную образовательную траекторию ученика, на расширение образовательной среды предполагают, что материалов, имеющихся в открытом доступе, педагогу может и не хватить. Это значит, что учителю придется самому становиться автором и разработчиком.
Обозначим проблемы:
? учителям не достает компетенций при работе с сетевыми сервисами;
? учителя пока еще мало обмениваются друг с другом тем, что создали;
? есть опыт решения проектных задач в малых группах, состоящих из учителей, но проблема в том, что это чаще всего один и тот же состав учителей, не удается привлечь новых учителей к сотрудничеству;
? большая часть учителей практически не имеет опыта сотрудничества в разработке учебных материалов.
Цели мастер-класса:
· Рассмотреть возможности использования сервисов google в деятельности учителя;
· Осмыслить возможности использования социальных сервисов Интернета в практической деятельности учителя-предметника.
Задачи:
· познакомиться с понятием сервисы Web 2.0;
· смоделировать ситуацию обучения с использованием сетевых сервисов Интернет;
· рассмотреть варианты использования сервисов Google в совместной работе членов учебной группы.
Рассмотрим, как Google может стать площадкой для создания образовательного пространства с выходом на совместную деятельность обучаемых. Суть технологии Google заключается в возможности привлечения обучающихся для участия в образовательном процессе не только в качестве потребителей образовательного контента, но и как его активных создателей, она способствуют тому, чтобы в центре педагогического процесса оказывался обучающийся.
Корпорация Google разрабатывает и предоставляет множество приложений и сервисов, доступ к которым возможен в окне любого браузера при наличии подключения к Интернету. Наиболее используемыми в образовательном сообществе, являются следующие сервисы Google: Google Calendar – онлайновый календарь, Google Docs – онлайновый офис, Gmail – бесплатная электронная почта, Google Maps – набор карт, Google Sites – бесплатный хостинг, использующий вики-технологию, Google Translate – переводчик, YouTube – видеохостинг. Эти Google-приложения предоставляют учащимся и преподавателям учебных заведений инструменты, необходимые для эффективного общения и совместной работы. Службы Google для образования, по мнению разработчиков, «содержат бесплатный и свободный от рекламы набор инструментов, который позволит преподавателям и учащимся более успешно и эффективно взаимодействовать, обучать и обучаться».
Основные преимущества использования сервисов Google в образовании с точки зрения пользователя:
· минимальные требования к аппаратному обеспечению (обязательное условием – наличие доступа в Интернет);
· google-технологии не требуют затрат на приобретение и обслуживание специального программного обеспечения (доступ к приложениям можно получить через окно веб- браузера);
· Google поддерживают все операционные системы и клиентские программы, используемые учащимися и учебными заведениями;
· все инструменты Google бесплатны.
Сервисы Google Дидактические свойства |
Цели: - качество обучения - перевод учеников в режим САМОРАЗВИТИЯ
|
МОТИВАЦИЯ |
СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ |
ТЕХНОЛОГИИ И ИНСТРУМЕНТЫ |
ПРОДУКТИВНОСТЬ РАБОТЫ |
Совместная продуктивная деятельность |
Проектная деятельность, в том числе web-квесты |
Обучение в ЛЮБОМ месте: в парке, на природе, в музее - ВНЕ класса |
Дистанционное обучение |
Дифференциация заданий |
ОТКРЫТОСТЬ -одинаковый доступ к информации для каждого |
Индивидуальный подход к каждому |
Информационная безопасность школьников |
МОТИВАЦИЯ: и ученика, и учителя |
Изменение домашней работы учеников: им ИНТЕРЕСНО и ХОЧЕТСЯ делать на ДОМАШНЕМ компьютере домашнюю работу |
Обеспечение единой информационной среды в соотвествии с требованиями ФГОС |
Сделаем небольшой обзор Google-инструментов, которые учитель может использовать для построения своего образовательного пространства.
Еще одно немаловажное достоинство - возможность совместной работы нескольких пользователей – преподаватель, как владелец сайта, организует доступ учащихся к сайту в качестве соавторов. Все авторизованные участники могут редактировать страницы, оставлять комментарии, а также добавлять файлы в виде приложений к страницам.
Для организации дистантного обучения всех перечисленных возможностей хватает для:
· структурирования учебного материала,
· организации навигации по сайту,
· размещения ссылок на ресурсы (приложения),
· обеспечения совместного доступа,
· отслеживания информации о действиях учащегося на сайте.
Для конструирования электронной среды с помощью удобных инструментов можно создать учебные модули и организовать интерактивное взаимодействие всех участников обучения. Остается придумать, как лучше структурировать образовательный контент и, главное, как обеспечить его подачу в условиях полного или частичного дистанта - и для взаимодействия в режиме реального времени, и в "оффлайне".
Форма Google
Форма Google – отличный помощник учителя. С помощью формы можно проводить различные опросы, викторины, создавать анкеты, тесты. При создании формы автоматически создается таблица Google, в которой накапливаются результаты заполнения формы. Таблица предоставляет удобные возможности хранения и обработки собранных данных.
Вот некоторые примеры использования формы Google в образовании:
· регистрация участников учебных проектов;
· промежуточный контроль, викторина, опросы, анкеты
· организация совместной работы группы, самооценка,
· рефлексия.
Таблицы Google
Таблицы – одна из основных и наиболее распространённых форм представления информации, в том числе и в случае, когда информация обрабатывается при помощи персонального компьютера. Таблицы Google позволяют легко создавать, совместно использовать и изменять таблицы в Интернете. С помощью таблиц Google можно выполнять:
Возможности сервиса:
· Импорт, преобразование данных и экспорт.
· Форматирование и изменение формул для вычисления результатов. При этом используются команды, изменяющие содержимое клеток (очистить, редактировать, копировать) и команды, изменяющие структуру таблицы (удалить, вставить, переместить).
· Создание диаграмм. Диаграммы являются эффективным средством наглядного представления числовых значений и соотношений между ними.
· Встраивание таблицы или ее отдельных частей в свой блог, веб-сайт.
· Создание таблиц для отслеживания продвижения в проекте (выполненные, невыполненные задания).
· Совместное наполнение учащимися таблиц по заданной теме, например создание SWOT-анализа объекта, процесса, явления.
Google Документы. Рисунок
Возможности сервиса:
- Создание онлайн рисунков, схем с помощью автофигур, текстового поля, вставки картинок/фотографий с диска компьютера или из сети Интернет (есть встроенный поиск внутри сервиса).
- Вставка готового рисунка (схемы), выполненного с помощью Google Рисунок в текстовые документа Google.
- Возможность совместной работы нескольких пользователей на одном листе (рисунке).
Google – презентация ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Вышеизложенные технологии я применяю для организации учебного процесса в 1-4 классах. Познакомилась сама и познакомила с ними своих учеников в процессе участия в сетевых учебных проектах на площадке Nachalka.сom. Предложенная мною технология является моделью «обучения за дверью кабинета». Это – ежедневная деятельность учителя, это – основа, платформа для построения образовательного пространства, членами которого являюсь я, и мои ученики.
И закончить свой мастер-класс хочу слова «Уча других мы учимся сами».