Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» | Трубицына Елена Александровна. Работа №238920

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Трубицына Елена Александровна
Цель:

Показать роль и значение здоровьесберегающих технологий в формировании навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Продолжать изучать учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу здоровьесбережения и созданию условий для формирования навыков здорового образа жизни.

2. Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приёмов и методов здоровьесбережения (комплексы дыхательной гимнастики, гимнастики пробуждения, подвижные игры, физкультминутки и т.д.)

3. Объяснить детям о значении сохранения и укрепления здоровья на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания.

4. Привлечь родителей к организации оздоровительной работы с детьми.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №5 г. Владивостока»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опыт работы

 

«Использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

воспитатель:

 

Трубицына Елена

 

 

 

2019 г

г. Владивосток

Содержание

Глава 1. Теоретические основы по проблеме использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

1.1. Актуальность опыта

1.2. Новизна опыта

1.3. Цели, задачи, ожидаемые результаты педагогического опыта

1.4. Ведущая педагогическая идея опыта

1.5. Теоретическая база опыта

Выводы по 1 главе

Глава 2. Исследование здоровьесберегающих технологий как средство формирования навыков здорового образа жизни

2.1. Технология педагогического опыта

2.2. Основные термины и понятия в описании педагогического опыта

2.3. Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников

2.4. Результативность опыта

2.5. Рекомендации по использованию опыта

Выводы по 2 главе

Заключение

Методическое обеспечение

Перечень нормативных и нормативно-методических документов

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:

забота о здоровье – это важнейший

труд воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

В.А. Сухомлинский

 

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.

Что же такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова: «Правильная, нормальная деятельность организма». В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.

Поэтому перед каждым педагогом возникают вопросы: как организовать деятельность дошкольников, чтобы дать каждому ребенку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес к занятиям физкультуры, потребность в здоровом образе жизни? Поэтому возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики: как эффективно организовать воспитательно-образовательный процесс без ущерба здоровью дошкольников? Ответить на него можно при условии подхода к организации воспитания и обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья.

Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению?

Одним из ответов на этот вопрос и стала востребованность использования здоровьесберегающих образовательных технологий.

Глава 1. Теоретические основы по проблеме использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

1. 1. Актуальность опыта

Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества. Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. В связи с ухудшающимся уровнем здоровья воспитанников, существует необходимость организации образовательной деятельности с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.

Вопрос о укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа дошкольников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания.

Поэтому перед каждым педагогом возникают вопросы: как организовать деятельность дошкольников на занятии, чтобы дать каждому ребенку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес к занятиям физкультуры, потребность в здоровом образе жизни? Поэтому возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики: как эффективно организовать воспитательно-образовательный процесс без ущерба здоровью дошкольников? Ответить на него можно при условии подхода к организации воспитания и обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья.

1. 2. Новизна опыта

Заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в течение всего времени пребывания дошкольника в детском саду:

использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу жизни;

использование информационно-коммуникативных технологий;

использование современного оборудования.

1. 3. Цель:

Показать роль и значение здоровьесберегающих технологий в формировании навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

 

 

 

Задачи:

1. Продолжать изучать учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу здоровьесбережения и созданию условий для формирования навыков здорового образа жизни.

2. Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приёмов и методов здоровьесбережения (комплексы дыхательной гимнастики, гимнастики пробуждения, подвижные игры, физкультминутки и т.д.)

3. Объяснить детям о значении сохранения и укрепления здоровья на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания.

4. Привлечь родителей к организации оздоровительной работы с детьми.

Ожидаемые результаты:

снижение уровня заболеваемости детей;

повышение физического развития детей;

повышение уровня знаний и представлений детей о здоровом образе жизни;

усовершенствование предметно-пространственной развивающей среды в группе (атрибуты, массажные дорожки, пособия для дыхательной, пальчиковой гимнастики; картотеки физкультминуток, подвижных игр);

пополнение «банка идей» (рекомендации, консультации, памятки, буклеты, мультимедийные презентация для педагогов и родителей, воспитанников по использованию здоровьесберегающих технологий.

1. 4. Ведущая педагогическая идея опыта

Помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы взрослея, каждый из них осознал свою индивидуальность, был готов вести здоровый образ жизни, ценил своё здоровье и здоровье окружающих и мог приобщиться к занятиям любым видом спорта.

1. 5. Теоретическая база опыта

Ученые уже давно доказали, что главным, определяющим здоровье фактором, является образ жизни, осознанная забота о своем здоровье. Более двух тысяч лет назад Аристотель сказал, что здоровье человека определяет воспитание, а это значит, что во многом от педагогов зависит здоровье и развитие населения России. По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым «критическим» периодам в жизни ребенка. Проблема сохранения и укрепления здоровья детей становится все более острой, требующей серьезного педагогического осмысления и решения. Впервые о необходимости формирования основ здорового образа жизни (ЗОЖ) у дошкольников заявил крупнейший отечественный микробиолог, врач Илья Ильич Мечников. Он считал, что самое главное - научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором может быть выстроено здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. Взрослые должны сделать все возможное, чтобы сфера детства была здоровой. Чем меньше ребенок, тем больше он нуждается в охране здоровья со стороны взрослых, воспитания привычки к чистоте, аккуратности, овладению культурно-гигиеническими навыками, самоконтролю во время разнообразной двигательной активности и пониманию того, как физические упражнения и здоровый образ жизни влияют на организм человека, на его самочувствие. Становление привычки к ЗОЖ обусловлено, прежде всего, процессом воспитания, педагогическим воздействием взрослого на ребенка, широким спектром педагогических средств и приемов. В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще раз повторять: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы». Потенциал ребенка дошкольного возраста в области его интеллектуального, морального и физического развития значительно выше, чем это принято считать. Между тем, упущенные в детстве возможности в последующем не восполняются или восполняются с трудом. От привычки к потребности - от потребности к ЗОЖ - таким должен быть алгоритм деятельности дошкольной образовательной организации. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространением алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи. Одним из важнейших условий воспитания здорового поколения является культура здоровья человека, привитая с раннего детства. В современных условиях всё ускоряющегося темпа жизни и возрастания напряженности социальных отношений здоровье становится одним из основных условий успешности любого человека. Все понимают, насколько важно, начиная с самого раннего возраста воспитывать в детях активное отношение к собственному здоровью, формировать культуру здоровья, включающую в себя различные аспекты бытия человека, поскольку, чему бы ребёнок ни научился в детстве, он проносит это через всю жизнь. В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Анализируя состояние здоровья детей, можно обратить внимание на то, что при поступлении в дошкольное учреждение с каждым годом увеличивается количество детей с ослабленным здоровьем, растет количество детей с III группой здоровья, часто болеющих. Известно, что здоровье, более чем наполовину, зависит от образа жизни, на четверть – от окружающей среды и гораздо меньше оно связано с наследственностью и состоянием здравоохранения в государстве. Здоровье дошкольников, совершенно другой вопрос. Мы призваны воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и обязанность его беречь. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность систематических занятий физической культурой и спортом [17, с.94]. Направление активной деятельности на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья позволяет детям быть физически, душевно и социально более благополучными при переходе от искусственно структурированной окружающей обстановки детского сада к ситуации реального мира, повседневной жизни. Под ЗОЖ понимается активная деятельность того, кто хочет быть здоровым, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Компонентами здорового образа жизни являются:

-правильное питание;

-соблюдение режима дня;

-рациональная двигательная активность;

-закаливание организма;

-развитие дыхательного аппарата;

-сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

Начальные представления и навыки по каждому компоненту составляют основу фундамента здорового образа жизни ребенка.

Сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» (ст.51), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» «Конвенция о правах ребёнка» соответствие с ФГОС. Обобщая данный опыт, я ориентировались на эти документы. Также учтены локальные акты, регулирующие деятельность МБДОУ по вопросам физического воспитания, такие как: программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.; законодательные документы; программа оздоровительной работы ДОУ; инструктажи; правила внутреннего распорядка; должностные инструкции обслуживающего персонала, специалистов; приказ об утверждении графика работы специалистов.

В Концепции дошкольного воспитания говорится о серьезном подходе к созданию необходимых условий, обеспечивающих не только физическое, но и психическое здоровье ребенка. Реализация важнейших положений Концепции, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей. Большую работу в этом направлении провели такие известные в сфере дошкольного образования ученые, как Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, О.М. Дьяченко, М.А. Рунова, В.Г. Алямовская, С.М. Мартынов, Е.А. Екжанова, Е.А. Сагайдачная, М.Н. Кузнецова и другие.

В организации здоровьесберегающего педагогического процесса, способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни детском саду мы также используем практические методические разработки этих авторов.

Поэтому для нас актуальной задачей на современном этапе является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности.

По мнению одного из организаторов российской спортивной науки В.К.Бальсевича, здоровьеформирующие технологии физического воспитания в современных дошкольных учреждениях должны использовать все ценности физической культуры, обеспечивающие приумножение здоровья детей. Сюда мы относим развитие двигательных качеств, внимания и координационных способностей, воспитание навыков, чередования режимов физических и интеллектуальных нагрузок, отдыха и восстановления, формирование коммуникативных навыков.

 

В соответствии с ФГОС дошкольного образования задачи образовательной области «Физическое развитие» включают:

приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;

овладение подвижными играми с правилами;

становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Таким образом, в Стандарте прослеживается два направления образовательной работы по физическому развитию дошкольников:

1) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;

2) физическая культура, развитие физических качеств.

Теоретические основания здоровьесберегающих технологий обозначены в концепциях, определяющих сущностную основу здоровья, его сохранения и здорового образа жизни (М.Я. Виленский, Т.В. Кружилина, А.М. Митяева, Т.Ф. Орехова, и др.); в исследованиях проблемы формирования здоровьесберегающей компетентности дошкольников и младших школьников (С.Г. Абольянина, Л.Н. Волошина, и др.).

Здоровьесберегающие технологии в непрерывной физкультурной деятельности дошкольников направлены на решение приоритетной задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса ДОО и начальной школы: детей, педагогов и родителей [1;304].

Современные здоровьесберегающие технологии отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: приобщение детей к физической культуре; использование развивающих форм оздоровительной работы с детьми. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании - обеспечение высокого уровня реального здоровья детей и воспитание физической культуры, позволяющей дошкольнику самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения [7,189].

Важно, чтобы реализуемые технологии формировали у дошкольников, родителей, педагогов стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, стремление к физическому совершенствованию.

 

Выводы по 1 главе

Здоровьесберегающее пространство на современном этапе рассматривается как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, морально-нравственную и бытовую среду в семье и ДОО.

Научно-методические основы создания здоровьесохраняющей среды ребенка в семье и детском саду определяются необходимостью опережающего воздействия средств физической культуры на здоровье подрастающего поколения с самого раннего возраста.

Итак, следует отметить, что согласно Федеральным государственным образовательным стандартам, решение задачи здоровьесбережения и сохранения должно быть интегрировано и взаимосвязано со многими другими областями, опираться на мониторинг здоровья детей; должен быть обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку, вследствие которых могут быть внесены необходимые поправки и интенсивность технологических воздействий.

Глава 2. Исследование здоровьесберегающих технологий как средство формирования навыков здорового образа жизни

2.1. Технология педагогического опыта

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии,

направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей.

Цель:

обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья;

сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни;

научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

1. Приобщение детей к физической культуре.

2. Использование развивающих форм оздоровительной работы.

Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

Медико-профилактические;

Физкультурно-оздоровительные;

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

Валеологического просвещения родителей;

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии:

организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания;

организация профилактических мероприятий в детском саду;

организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНа; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Цель: становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка дошкольника.

Основная задача этих технологий-обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Технологии валеологического просвещения родителей – задача данных технологий-обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.

Я считаю, что на сегодняшний день ведущее место должно быть отведено использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья, а также технологиям обучению здоровому образу жизни и коррекционным технологиям:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Стретчинг – не раньше, чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.

Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой, средней и высокой степени подвижности. Проводятся ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Гимнастика пальчиковая – проводится индивидуально либо с подгруппой детей ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

 

Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст – в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Коррекционные технологии:

Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно- оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия

используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Технологии воздействия цветом

Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

В группе ежедневно предусмотрено несколько форм физического воспитания и двигательной деятельности детей, что способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня.

Внедрения здоровьесберегающих технологий в свою работу я разделила на три этапа:

 

Этапы реализации:

1. Подготовительный (теоретический)

2. Практический (реализация)

3. Обобщающий (подведение итогов)

Подготовительный (теоретический) этап:

Сбор информации по данной проблеме

Изучение литературы по данной теме.

Практический этап (реализация):

Образовательная деятельность с детьми

Составление картотек игр и упражнений: «Гимнастика для глаз», «Дыхательная гимнастика», «Подвижные игры для детей дошкольного возраста», «Физкультминутки», «Игры по ЗОЖ», «Пальчиковые игры».

Подборка и оформление дидактических и сюжетно-ролевых игр.

Разработка конспекта НОД «Путешествие в Страну здоровья».

Разработка конспекта НОД «Полезные и вредные продукты»

Разработка конспекта НОД «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»

Разработка и реализация проекта «Здоровьесберегающие технологии»

Проведение утренней гимнастики, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, самомассажа, физкультминуток, подвижных игр, гимнастики после сна закаливающих мероприятий, пальчиковых игр, динамических пауз и т. д.

Проведение занятий по ФИЗО с инструктором по ФИЗО.

Проведение развлечения «В здоровом теле – здоровый дух»

 

Образовательная деятельность с родителями

Индивидуальные беседы с родителями по ЗОЖ.

Консультация на тему: «Система здоровьесберегающих технологий в ДОУ».

Оформление уголка здоровья для родителей «Растём здоровыми!».

Анкетирование родителей «Чтобы зубы были здоровыми».

Индивидуальные беседы «Что нужно знать о закаливании?».

Семинар-практикум «Изготовление нестандартного оборудования в физкультурный Оформление фотогазеты (фотоколлаж): «Здоровая семья – здоровый малыш».

 

 

 

 

Обобщающий (подведение итогов)

Особое внимание в режиме дня я уделяю проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Используемая мной система закаливаний предусматривает разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей, обязательно учитываются требования и нормы СанПин.

Система закаливания

Холодный период года (сентябрь-май)

Физкультурные занятия (два в зале, одно на воздухе)

Ходьба босиком по полу и массажным дорожкам после сна.

Умывание водой комнатной температуры (t 20 - 22 С).

Полоскание рта после приема пищи (вода кипяченая комнатной температуры t 20 - 22 С).

Система закаливания

Теплый период года (июнь-август)

Утренний прием на воздухе.

Утренняя гимнастика на воздухе.

Прогулка 2 раза в день

Солнечные ванны (от 10 до 15 минут в облегченной одежде под прямыми солнечными лучами), чередовать с пребыванием в тени.

Сон с доступом свежего воздуха.

Физкультурные занятия на воздухе

Ходьба босиком по массажным дорожкам после сна в группе, ходьба босиком на участке

Умывание водой комнатной температуры t 20 - 22 С).

Полоскание рта после приема пищи (вода кипяченая комнатной температуры t 20 - 22 С).

Полоскание горла после обеда (вода кипяченая комнатной температуры t 20 - 22 С).

Мытье лица, рук до локтя после прогулки.

Гигиеническое мытье ног.

Главный смысл хождения босиком заключается в закаливании кожи стоп к влиянию пониженных температур, которое осуществляется, главным образом, действием низких температур пола, земли. Именно данное действие и является определяющим, если не единственным, в закаливании, поскольку убедительных доказательств в отношении влияния других компонентов в научной литературе не имеется.

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице. Во время прогулок стараюсь использовать различные подвижные игры: игры с ходьбой и бегом: «Воробышки и автомобиль», «Мой весёлый звонкий мяч», «Найди флажок», «Бегите ко мне»; игры с прыжками: «Зайка беленький сидит», «Через ручеек»; игры с метанием: «Целься точнее» и др.

Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка-дошкольника. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.

Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.

Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен не только к недостатку, но и к избытку движений. Вот почему при выборе подвижных игр и игровых упражнений стараюсь соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулирую допустимую нагрузку, изменяя игровую ситуацию, увеличивая или уменьшая количество повторений.

Кроме подвижных игр, в своей работе широко использую разнообразные упражнения в основных видах движений:

- Бег и ходьба;

- Прыжки;

- Метание, бросание и ловля мяча;

- Упражнения на полосе препятствий.

Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребёнка в нашем дошкольном учреждении придаётся развитию движений и физической культуры на физкультурных занятиях. Проводимые на свежем воздухе, независимо от сезона и погодных условий, занятия по образовательной области «Физическое развитие» способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды.

Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика.

Цель утренней гимнастики – создание эмоционально-благоприятной, дружелюбной, комфортной обстановки в детском коллективе. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки. Чтобы предупредить возникновение плоскостопия, предлагаются упражнения для укрепления свода стопы – поднимание на носки, хождение на пятках, на внутренней стороне стопы. Музыка, сопровождающая движения, создаёт бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребёнка. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течение 10–12 минут на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий).

В перерывах между занятиями, проводится двигательная разминка. Её цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала. Двигательная разминка позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы, способствует увеличению двигательной активности детей. Игровые упражнения, используемые в разминке, хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени (не более 2-3 минут), доступны детям с разным уровнем двигательной активности.

С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, я провожу физкультминутки.

Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение. Проводятся мной по мере необходимости во время занятий по развитию речи, формированию элементарных математических представлений и других статичных занятиях. Длительность составляет 2-3 минуты. Физкультминутки проводятся в многочисленных формах: в виде упражнений по типу логоритмики, подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, в виде танцевальных движений и игровых упражнений.

Наряду с различными оздоровительными мероприятиями провожу и гимнастику после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Ежедневно, по окончании дневного сна провожу упражнения, направленные на медленное восстановление тонуса организма. Дети выполняют упражнения, лёжа в кроватках, плавно, без рывков и резких движений. Использую структурные дорожки для профилактики плоскостопия, ступая по которым стопа ребёнка получает специальную разминку для мышц, поддерживающих её в правильном положении, одновременно происходит массаж акопунктурных точек нижней части стопы.

Закаливающие процедуры являются немаловажной частью в комплексе мероприятий по здоровьесбережению, проводимых мною с детьми. Для поддержания микроклимата в нашей группе постоянно проводится кратковременное проветривание групповой комнаты перед занятиями, влажная уборка и сквозное проветривание помещений в отсутствие детей.

Предлагаю детям обширное умывание, которое предполагает ополаскивание лица, шеи, рук до плеч водой комнатной температуры. В зависимости от адаптации детей к данному виду закаливания, температура воды постепенно снижается, что повышает сопротивляемость организма.

Стало традицией проведение спортивных праздников, развлечений, досугов при проведении которых дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, знакомые детям подвижные игры и упражнения, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. «Мой веселый звонкий мяч», «Мы сильные, ловкие, смелые, умелые, «Веселые старты» и много других, проведенных мной развлечений с детьми группы вызывали сильный эмоциональный отклик, увлекали, захватывали, радовали, удивляли, развивали навыки коллективизма, учили находчивости, смелости, выносливости.

Более пристальное внимание я уделяю занятиям пальчиковой гимнастикой, ведь упражнения направлены на развитие ловкости каждого пальчика и снятия скованности движений кисти руки.

Пальчиковая гимнастика:

повышает работоспособность головного мозга;

развивает внимание, память, воображение;

способствует развитию пространственного мышления;

снимает тревожность.

Дыхательная гимнастика. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо-и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием, формируют правильную биомеханику дыхания, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания.

У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещё слабы, поэтому необходима специальная система упражнений в естественном ритмичном дыхании, а также в правильном использовании вдоха и выдоха при простых и более сложных движениях, причем ритм дыхания и движения образуют одно ритмическое целое. К гимнастическим упражнениям, формирующим правильное дыхание, относятся упражнения для постановки правильного дыхания через нос, развития мышц грудной клетки для увеличения ее эластичности, на активное вытягивание позвоночника. Все упражнения проводятся в собственном дыхательном ритме, медленно, следя за вдохом и выдохом и компенсаторной паузой после выдоха.

Гимнастика для глаз — проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Я использую наглядный материал и показ педагога.

На данный момент многие мои воспитанники умеют заботиться о своем теле, ухаживать за зубами, знают какая пища полезна для здоровья, научились выполнять физкультурные движения осознанно, ловко, красиво. Усвоили правила поведения в экстремальных ситуациях, знают службы экстренной помощи (МЧС, пожарная, милиция, скорая помощь). Важно научить детей устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, настроением, самочувствием.

Развивающая среда организована мною таким образом, что детям представлена возможность для самостоятельного выбора той или иной двигательной деятельности. В групповой комнате есть: спортивный уголок для развития движений с различным спортивным оборудованием; атрибуты для игр малой подвижности; пособия для развития артикуляционного аппарата, дыхания; дидактические игры; плакаты и иллюстрации о строении тела человека, продуктах питания в здоровом образе жизни.

На прогулочном участке имеется: спортивная площадка для занятия физкультурой, «дорожка здоровья», обручи, мячи, скакалки, кегли, модули.

Для эффективности работы по оздоровлению детей использую и постоянно пополняю имеющийся в группе методический материал, где собраны упражнения по постановке речевого дыхания, пальчиковые гимнастики, гимнастики для глаз, корригирующие гимнастики, физкультминутки, динамические паузы и подвижные игры, удовлетворяющие детей в двигательной активности.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Чтобы вызвать у детей желание заниматься, важно заинтересовать ребенка с первых минут. Для этого необходимо предварительно продумать методические приемы, которые помогут решать поставленные задачи.

Поставленные задачи будут успешно решаться только при использовании открытых педагогических принципов и методов обучения, а именно:

Принцип доступности и индивидуальности - предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий – это достигается правильным распределением материала на занятии. Индивидуальность – это учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок имеет свои функциональные возможности, поэтому материал усваивается по-разному.

Принцип постепенного повышения требований заключается в постановке перед ребенком все более трудных заданий и их выполнения. Для этого целесообразно чередовать нагрузки с отдыхом.

Принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий.

Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и регулярной работе.

Принцип наглядности является основным в обучении движению. Занятия обеспечиваются рядом методических приемов, которые вызывают у ребенка желание заниматься. Педагог для каждого задания, выбирает наиболее эффективный путь объяснения данного задания – это такие методы как показ, словесный, игровой, иллюстративно-наглядный.

Для создания условий мотивации к занятиям физической культурой считаю, что необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка «появился аппетит» заниматься физической культурой и спортом, чтобы он понял полезность движений для своего здоровья.

В процессе работы собран материал по использованию здоровьесберегающих

технологий, разработаны картотеки игр и упражнений, составлены памятки для родителей.

В опыт работы входят основные элементы:

Воспитательно-образовательный процесс: физкультурные занятия, гимнастика, упражнения на релаксацию, познавательные занятия, минутки здоровья, физкультминутки, минутки психологической разгрузки.

Строгое соблюдение режима: утренняя гимнастика, занятия, подвижные игры на прогулке, спортивные развлечения и досуги, корригирующая гимнастика после сна, закаливающие процедуры, режим питания, сон, прогулки и пр.

Наглядная агитация и работа с родителями: уголки здоровья для детей и родителей, дни и недели здоровья, круглый стол «Заботимся о здоровье детей вместе», беседы, консультации и пр.

Цикл бесед для детей: «Знай свое тело», «Соблюдай правила гигиены», «Как

правильно чистить зубы».

Двигательный режим для детей 6–7 лет

Форма двигательной деятельности

Особенность организации

Физкультурно-оздоровительные мероприятия

Утренняя гимнастика, ежедневно на открытом воздухе или в физкультурном зале, длительность 10–12 мин.

Двигательная разминкаво время перерыва между НОД

Ежедневно в течение 5–8 мин

Физкультминутка

Ежедневно (по мере необходимости и в зависимости от вида и содержания НОД), длительность 3–5 мин.

Организованная игровая двигательная деятельность на участке (подвижные игры, спортивные игры и упражнения, игры-эстафеты)

Ежедневно, длительность 20–30 мин

Дифференцированные игры-упражнения на прогулке

Ежедневно 15 мин

Бодрящая гимнастика

Ежедневно, после дневного сна, длительность 5–7 мин

Ходьба по массажным дорожкам

Ежедневно после дневного сна в течение 3–5 мин

Индивидуальная работа по развитию движений

Ежедневно

Самостоятельная двигательная деятельность

Ежедневно, под руководством воспитателя, в зависимости от индивидуальных особенностей

Непосредственно образовательная деятельность в режиме дня

Физкультурное занятие

3 раза в неделю, одно на воздухе, длительность 30 мин

Музыкальное занятие

Музыкально-ритмические движения, музыкальные подвижные игры

2 раза в неделю, длительность 30 мин

Физкультурно-массовые мероприятия

Неделя здоровья

2 раза в год

Физкультурно-спортивные праздники на открытом воздухе

2 раза в год, длительность 40–60 мин

Физкультурные и спортивные досуги

1 раз в месяц, длительность 30 -40 мин

Веселые старты вне детского сада

2 раза в год

Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи

Участие родителей

в физкультурно-оздоровительных мероприятиях ДОУ

Подготовка и проведение физкультурных досугов, праздников, Дней здоровья

2. 2. Основные термины и понятия в описании педагогического опыта

Здоровье - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая.

Здоровье сохраняющие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на совершенствование формы и функций организма ребенка, формирование двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний и развития физических качеств.

Физическая подготовленность - уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств человека. В результате глубокого изучения возможностей детского организма были разработаны нормативные показатели по всем основным видам физических упражнений и требования к качеству их выполнения.

Физическое образование - одна из сторон физического воспитания, направленная на овладение профессиональными знаниями, двигательными навыками.

Физические упражнения - движения, двигательные действия, отдельные виды двигательной деятельности, которые используются для решения задач физического воспитания.

Двигательная деятельность - деятельность, основным компонентом которой является движение, и которая направлена на физическое и двигательное развитие ребенка.

2. 3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

Ни для кого не секрет, что семья и детский сад – две основные социальные структуры, которые определяют уровень здоровья ребёнка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценный результат, если она не решается совместно с семьёй.

Одна из проблем с которой сталкиваюсь в своей работе это то, что все воздействия по физическому оздоровлению ребенка в детском саду теряют свою эффективность в период длительного пребывания детей дома. Особенно остро данная проблема стоит в праздничные дни, в отпускной период: большинство детей не имеют дневного сна, сокращается и ночной сон в связи с просмотром телепередач, игр с компьютером и другими гаджетами и т.п. Редко в какой семье имеется хотя бы маленький спортивный уголок. Дети мало общаются со сверстниками, мало играют в подвижные игры во дворе, редко бывают на природе. Всё это создаёт предпосылки к перенапряжению нервной системы, а хроническое недосыпание, утомление отрицательно влияет на физическое и нервно-психическое развитие дошкольников.

Конечно, это еще зависит и от бюджета семьи, жилищных условий. На сегодня еще не решен вопрос об удобной одежде для прогулок детей в холодное время года: многие родители предпочитают приобретать комбинезоны, в которых ребёнок потеет и скован в движениях.

Если заболевают дети в моей группе, то я замечаю, что в большей части это происходит после выходных дней. Все эти проблемы требуют большой разъяснительной и просветительской работы с родителями.

Для повышения родительской компетентности я провожу беседы с родителями о профилактике здорового образа жизни дошкольников. В информационном уголке располагаю статьи о формировании гигиенических навыков у детей, рекомендации по безопасности жизнедеятельности, воспитание ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих, советы по правильному питанию, о пользе водных процедур и необходимости посещения бассейна. В данном направлении создала буклеты, папки передвижки, консультации для родителей с советами правильного поведения во время прогулок в лес, во время купания в реке на море.

Использую такую форму распространения информации, как индивидуальные консультации в вечернее время. Данными действиями добиваюсь активной помощи родителей в соблюдении режима дня, ограничения употребления вредных пищевых продуктов и охраны жизни ребёнка в условиях нахождения вне стен детского сада.

Основы здоровья человека закладываются в детстве. Они базируются на физическом и психическом здоровье родителей и их знаниях по психологии, педагогике и гигиене. Знаменательный вклад в это дело может и должна вносить система образования и воспитания.

Во-первых, через привитие жизненно необходимых умений и навыков, физическое развитие детей.

Во-вторых, через создание в дошкольных учреждениях благоприятных условий для здоровья и безопасной деятельности.

Поэтому одной из основных задач дошкольного учреждения является поиск и апробация новых форм физкультурно-оздоровительной работы, которые можно было бы использовать не только в образовательном процессе дошкольного учреждения, но и в домашних условиях, а также не требующих дополнительных материальных затрат. Данные формы в работе должны являться действенным средством пропаганды здорового образа жизни. Воспитательные функции семьи и дошкольного учреждения различны, но для того, чтобы ребенок рос всесторонне развитым и здоровым, необходимо их взаимодействие.

Как подтверждает практика, ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать положительных результатов, если ее задачи не решаются семьей, если в дошкольном учреждении не создано сообщество «дети - родители - педагоги».

Не будет преувеличением, если сказать, что семья и дошкольное учреждение - это социальные структуры, которые в основном и определяют уровень здоровья ребенка.

В результате такого взаимодействия определяются новые пути интеграции образовательного учреждения и семьи, вырабатываются общие стратегии действий по вопросам развития личности ребенка, формируется общее образовательное пространство.

Итогом комплексного подхода к укреплению здоровья детей является положительная динамика состояния здоровья детей.

В моей группе прослеживается тенденция к снижению заболеваемости. Это очевидно по следующим показателям:

- количеству дней, пропущенных одним ребенком по болезни;

 

- по инфекционным заболеваниям;

- по количеству часто и длительно болеющих детей.

Мониторинг состояния здоровья детей показал, что скоординированная работа медицинских работников, педагогов и родителей способствует уменьшению числа случаев заболеваемости детей.

Следует отметить, что анализ анкетирования родителей показал: родители довольны проводимой работой в ДОУ по здоровьсбережению детей. Родителей устраивает работа педагогов и они считают, что воспитатели учитывают индивидуальные особенности детей.

Таким образом, модель оздоровления детей, является эффективным и результативным способом сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

Педагогический коллектив, и я в том числе, стремимся превратить наш детский сад в дом для детей с определёнными обычаями, определённым уровнем культуры. Дом, в котором и детям и взрослым уютно и комфортно, в котором ребёнка ждут и любят. Дом, где основной стиль взаимоотношений - сотрудничество и сотворчество. Родители в этом доме являются равноправными членами общей семьи и участвуют в его жизни.

2. 4. Результативность опыта

Формирование здоровой личности дошкольника возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки, креативности и коммуникативности. На протяжении дошкольного возраста при соответствующей воспитательной работе наблюдается позитивная динамика отношения ребенка к своему здоровью. Возраст с 5 до 7 лет является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям. Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении ряда специфических условий, одним из которых является рефлексия ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи с состоянием здоровья.

Результативность применения в работе здоровьесберегающих педагогических технологий:

Появился рост активности и самостоятельности детей, устойчивости интересов к оздоровительным видам деятельности;

Заболеваемость детей старшего возраста значительно снизилась по сравнению с средним дошкольным возрастом;

 

Дети получили первичные представления о строении человеческого тела и назначении внутренних органов, познакомились с навыками оказания элементарной помощи;

Расширились знания детей об основах безопасности жизнедеятельности, которые помогут избежать опасных ситуаций, уберегут их здоровье;

Сформированы положительные мотивации у родителей к организации оздоровительной работы с детьми.

Результаты педагогической диагностики детей по освоению программы образовательной области «Физическое развитие»

Анализ результатов диагностики физической подготовки детей показал, что перечисленные здоровьесберегающие технологии позволяют оздоровить детей и значительно повысить эффективность обучения, развивать необходимые функции: самостоятельную организацию деятельности, общее интеллектуальное развитие, зрительно-пространственное восприятие, зрительно-моторную координацию, внимание, память.

Анализ результатов анкетирования родителей «О здоровом образе жизни»

Анализ результатов анкетирования родителей показал высокую активность и заинтересованность. Было обработано 25 заполненных анкет. Выводы: по ответам родителей можно судить о том, что они не всегда четко понимают, какие показатели составляют понятие «Здоровый образ жизни», представление о факторах, влияющих на здоровье ребенка. В основном указывали правильное питание и прогулки. Несколько человек указали на экологическую обстановку и качество продуктов питания. Только 24% родителей ответили, что необходимо обеспечить ребенку дома, в семье и в ДОУ здоровый образ жизни в комплексе. 32% указали на необходимость закаливания. Однако, в качестве закаливающих процедур упоминали в основном прогулки на свежем воздухе и водные процедуры, что свидетельствует о недостаточности знаний о способах и методиках закаливания. 96% родителей признают важность и приоритетную значимость физического развития в ДОУ и дома. 89% отметили, что нуждаются в помощи детского сада в процессе укрепления и сохранения здоровья детей. Предложения родителей: Провести совместные мероприятия с родителями спортивной направленности.

2. 5. Рекомендации по использованию опыта:

Используя данный материал, рекомендую:

- проводить ежедневные прогулки не менее 3-4 часов (определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15° С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать. СанПиН 2.4.1.3049-13);

- проводить физкультурные занятия на свежем воздухе, независимо от времени года и погодных условий;

- утреннюю гимнастику проводить ежедневно до завтрака, в течение 10–12 минут на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий). В течение всей утренней гимнастики, проводимой в помещении, форточки оставлять открытыми, дети занимаются в физкультурной форме и босиком;

- интенсивность закаливающих процедур увеличивать постепенно и последовательно, с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания;

- учитывать возрастные и индивидуальные особенности организма ребенка;

- гимнастику для глаз проводить ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время

- проводить гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой, полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры);

- ходить босиком в группе и летом на прогулке;

- гимнастику пробуждения проводить регулярно, после дневного сна в сочетании с самомассажем, ходьбой по дорожкам здоровья и пуговичным коврикам.

- в перерывах между занятиями, проводить двигательные разминки с целью предотвращения развития утомления у детей, (не более 2-3 минут);

- на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, проводить физкультминутки;

- организовывать разные виды использования здоровьесберегающих технологий в игровой форме;

- создать среду для использования здоровьесберегающих технологий в своей возрастной группе;

- формировать здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее поведение в специально созданных и жизненных ситуациях;

- создавать психологически комфортную среду в группах;

- обогащать эмоциональную сферу положительными эмоциями;

- развивать дружеские взаимоотношения через игру и общение в повседневной жизни.

Вся эта работа должна осуществляться комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников.

Выводы по 2 главе

В рамках реализации ФГОС дошкольного образования здоровье детей рассматривается как ключевая ценность. Для успешной реализации ФГОС необходимо чтобы образование было здоровьсберегающим. Таким образом, в ходе исследования был сделан вывод: что, в наше время родители уделяют недостаточно внимания привитию ребенку желания заниматься физкультурой и спортом. Так же, родители слабо отслеживают текущее состояние здоровья своего ребенка, организуют неправильный рацион питания в семье. Процент семей, в которых организован здоровый образ жизни низкий. В результате проведенного анкетирования можно сделать следующее выводы и рекомендации:

- продолжать информировать родителей по вопросам касающихся физической культуры и оздоровления: размещать информацию в уголке для родителей, привлекать родителей к поиску информации на сайте детского сада;

- продолжать внедрять план консультационных мероприятий для родителей по здоровьесбережению;

- привлекать родителей к сотрудничеству и взаимодействию по вопросам физической культуры и оздоровления;

- активировать внимание не заинтересованных родителей по вопросам касающихся физической культуры и оздоровления.

Физическое развитие детей по данным мониторинга имеет положительную динамику. По результатам проведенной работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми показатели высокого уровня развития здоровья детей и их посещаемость дошкольного учреждения к концу учебного года повысились на 42%, детей, с низшим и низким уровнем физического развития не отмечено. Поэтому здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально- экономической и экологической ситуации в стране. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Заключение

Управление процессами здоровьесбережения в опыте рассматривается как процесс формирования и регулирования организационных взаимодействий всех участников педагогического процесса, посредством совокупности способов, средств, необходимых для эффективного достижения целей, делающий работу по здоровьесбережению целенаправленной, плановой, системной.

Основной целью здесь является сохранение и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. В нашем случае в качестве результатов рассматривается состояние здоровья воспитанников, их индивидуальные особенности и возможности и на основе этого строится процесс оздоровления.

Опыт обобщался на протяжении 2-х лет работы старшей и подготовительной группах.

Данный опыт позволил решить такие задачи:

снизился уровень частых простудных заболеваний в группе;

повысилась общая посещаемость в группе;

у детей группы повысилась самооценка в выполнении физических упражнений;

появился интерес к занятиям физкультурой;

появился интерес к различного рода гимнастикам (зрительным, корригирующим, дыхательным);

появился интерес к закаливающим процедурам;

сформировалось понятие «здорового образа жизни»

Внедрение здоровьесберегающих технологий показывает положительную динамику уровня развития детей в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ. Дети стали гибче, выносливее. Появилось качество в технике выполнения движений и выразительность в моторике. У детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, спортивная страсть, интерес, азарт. Я стала замечать, что у них появилась выносливость в различных видах деятельности, повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, они стали выдержаннее и внимательнее. И ещё самое главное то, что улучшилась эмоционально-двигательная сфера ребёнка. За два года обобщения данного опыта прослеживается тенденция к снижению заболеваемости.

Анализ состояния здоровья детей показал, что скоординированная работа медицинского работника, педагогов и родителей способствует уменьшению числа случаев заболеваемости детей. У детей наблюдается гордая осанка, в движениях свобода и непринуждённость, появилась естественность и разнообразие в жестикуляции и позах, взгляд прямой, открытый, заинтересованный, выражение лица радостное, светлое, осмысленное, мимика живая, выразительная, речь становится внятной и мелодичной.

Грамотная организация здоровьесберегающей среды, а также использование здоровьесберегающих технологий, введение модели оздоровления детей способствовали повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из 42 самых перспективных систем XXI века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья. Именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке. Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а реализация программы развития зависит от множества факторов, основной задачей «педагогики здоровья» является целостное формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством методов воспитания, самовоспитания, создание программы обучения здоровью. Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно воспитатель использует для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье ребенка. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Таким образом, можно сказать, что только круглогодичный, системный подход к организации физкультурно-оздоровительных, мероприятий позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст позитивную динамику оздоровления детского организма, позволит достичь положительных результатов: повышения уровня физической подготовленности, повышения индекса здоровья детей, положительную динамику в распределении по группам здоровья; профилактику и коррекцию отклонений физического развития воспитанников.

Работа по комплексному использованию здоровьесберегающих технологий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников будет продолжена в дальнейшем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение:

Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.

Основы безопасности детей дошкольного возраста. Под ред. Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой, - М.: Просвещение, 2011

Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. С.48-82

Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя д/с., М.: Просвещение, 1986.

Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008.

Радионова Л. В. Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях Методическое пособие. — Нижневартовск, 2011. — 124 с.

Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). М.: ВЛАДОС, 2002. С. 7-18

Тихомирова Л. Ф. Формируем у детей правильное отношение к своему здоровью. Ярославль, 1997.

Кудрявцев В. Т. Нестерюк Т. В. «Развитие двигательной активности и оздоровительная работа с детьми 4-7 лет», М. ,1997 г.

Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду. - М.: Мозаика – Синтез, 2017г.

Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.

Интернет-ресурсы.

Перечень нормативных и нормативно-методических документов:

1. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. ─ ООН 1990.

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации: ─ Режим доступа: pravo. gov. ru.

3. Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о Стратегии развития воспитания до 2025 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://government.ru/docs/18312/.

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда».

6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» // Российская газета. – 2013. – 19.07(№ 157).

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384).73

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от6 октября 2009 г. № 373 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., регистрационный № 15785).

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644).

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×