Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы различных типов. | Морокова Ирина Михайловна. Работа №207475
Автор: Морокова Ирина Михайловна
На своих уроках я использую психолого-педагогические технологии здоровьесбережения такие, как: снятие эмоционального напряжения, игровые технологии, физминутки, элементы ортобиоза (науки о самосбережении здоровья), создание благоприятного психологического климата на уроке
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы различных типов.
На своих уроках я использую психолого-педагогические технологии здоровьесбережения такие, как: снятие эмоционального напряжения, игровые технологии, физминутки, элементы ортобиоза (науки о самосбережении здоровья), создание благоприятного психологического климата на уроке.
С
нятия
эмоционального напряжения.
Огромное значение для развития личности имеет психическое здоровье, то есть состояние душевного, физического и эмоционального благополучия. Снятию эмоционального напряжения способствует использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных творческих заданий, введение исторических экскурсов.
Одним из методов снятия нервно-психического напряжения является метод отвлечения, состоящий в произвольном переключении внимания с одного объекта на другой.
Использование интеграции различных видов искусства на занятиях помогает восприятию и осмыслению материала, положительно влияет на эмоциональное состояние учащихся.
Литература и живопись
.
(
При изучении
русских народных
сказок на уроках литер
атуры демонстрирую
иллюстрации к сказкам
художников
В.Васнецова
, И
Билибина
и
т.п.
)
.
Литература и музыка
.
(
При изучении поэзии
С.Есенина
,
А.С.Пушкина
предлагаю прослушать музыкальные произведения на стихи поэтов)
Литература и биология
. (И
зуч
ение пейзажной лирики, пейзажных зарисовок
в прозаических произведениях
сопровождается просмотром и анализом картин природы, иллюстраций с изображением животных
).
Программа по литературе предусматривает естественную внутреннюю
интеграцию
историко-
литературных
связей. При изучении некоторых произведений дается историч
еская справка о герое, эпохе
. (Например, тема «декабристы п
ри
изучении творчества
А.С.Пушкин
а
,
Н.А.Некрасова
).
Интегрирование предметов позволяет решить одновременно несколько различных задач:
- обеспечить психологическую разгрузку учащихся,
-возможность получить учащимся сведения развивающего и воспитательного плана,
- показать практическую значимость изучаемой темы,
-побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.
Излюбленным методом снятия напряжения являются морфологические, рифмованные шарады. Например:
В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс – в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдете.
В целом – по мне на уроки пойдете.
(Расписание)
2. Использование игровых технологий создаёт на уроке атмосферу жизнерадостности, эмоциональной раскрепощённости, доброжелательности. К тому же игра способствует психологической разгрузке учеников, помогает снять напряжение, избавиться от страха и зажимов.
Например: игра с мячом на этапе повторения изученного материала. Тема урока: «Простое и сложное предложение».
Задание: дополните объяснение… (игра с мячом)
-Наша речь состоит из…
-Предложение выражает законченную…
-Все слова в предложении являются …
-Главные ЧП – это…
-Остальные ЧП являются…
- Предложения по цели высказывания бывают…
- По наличию второстепенных ЧП бывают… _____________________________________________________________________________
Или игра «Собери пару» на этапе закрепления изученного материала. Тема урока: «Закрепление по теме «Имя прилагательное». (Работа по группам)
(Детям раздаю карточки: у одних – прилагательные, у других сущ-е) Представители первой группы встают, называют существительное и выходят к доске. К ним присоединяются другие, у которых согласованное с данным существительным прилагательное. Записывают слова так, чтобы получилось словосочетание, дописывая окончания. Все остальные делают записи в тетрадях, и в конце выполняют задание: определить род, число, падеж. Получится запись:
Овеч.. шкура
Бескрайн.. море
Лис.. ворот
От обидн.. речей
Волч.. логово
У бездонн.. колодца
Кабан.. следы
Беззвездн.. ночь
_______________________________________________________________________________
На уроках русского и литературы можно использовать различные игры (Например: «Цепочка»: дети по цепочке называют какую-либо часть речи, несклоняемые существительные, глаголы 1 лица, существительные 3 склонения и т.д.; игра «Составь слово», лингвистические игры «Четвёртый лишний», «Одним словом», «Кто быстрее?» и др.).
3. Физминутки. Обязательно нужно использовать на уроках физминутки, их использование дает учащимся возможность «выпустить» пар, разрядиться, снять с себя негативные эмоции, переключиться, а затем с новыми силами взяться за дело. Физминутки способствуют повышению умственной работоспособности детей, предупреждению равнодушия к уроку, преждевременного наступления утомления и снятию у них мышечного статического напряжения. Физкультминутки также могут способствовать развитию орфографической зоркости.
Например, тема «Правила корня». Учитель читает однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, дети присаживаются, если слово с корнем САД, встают, если с другим словом – делают повороты головы влево-вправо и т.п;
Или игра «да»-«нет» (хлопаем - «да», топаем – «нет»). Тема: «Правописание приставок»
Приставка – это часть слова.
Приставка стоит после корня.
Приставка образует новые слова.
Приставка стоит перед корнем.
Приставка самая главная часть слова.
Игра «Наоборот» на этапе изучения нового материала. Тема: «ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ С ГЛАГОЛАМИ».
В игре учитель называет глаголы с не, дети выполняют действие наоборот (например: учитель говорит: «не молчим», все молчат) не встаем, не хлопаем, не машем руками, не киваем головой, не моргаем, не дуем, не поворачиваемся влево, вправо, не держим спину ровно, не смотрим на потолок, не топаем ногами и т.п.)
_________________________________________________________________________
4.Элементы ортобиоза. Одним из важных направлений в работе является формирование у школьников мотивации на здоровье, осознание социальных норм ЗОЖ. С этой целью целесообразно включать в уроки специальные приёмы, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся, компоненты ортобиотики (науки о самосбережении здоровья, разумном образе жизни).
На уроках русского языка широко используются тексты, пропагандирующие здоровый образ жизни, спорт, разные его виды, туризм.
Например, темы текстов: «Содержи своё тело в чистоте», «Правильное питание», «Выбирай друзей правильно», «Лекарство не игрушка», «В здоровом теле здоровый дух», «Отдых – это перемена занятий» и др.
5. Создание благоприятного психологического климата на уроке.
Доброжелательная обстановка на уроке, внимание к каждому высказыванию, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности – все это создает благоприятный психологический климат на уроке, служит одним из показателей успешности его проведения, определяет позитивное воздействие на здоровье. Таким образом, с одной стороны, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.