использования артметодов в коррекции личности дошкольников с нарушением интеллектуального развития | Лебедева Лидия Игоревна. Работа №209889
Автор: Лебедева Лидия Игоревна
Использование артметодов в коррекции личности ребенка с умственной отсталостью.
Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.
Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.
Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством.
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия ненавязчиво исцеляет психику, знакомит с окружающим миром, позволяет увидеть мир вокруг себя прекрасным и гостеприимным.
Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Переживая образы, человек обретает свою цельность, неповторимость и индивидуальность.
Арт-терапия - это наиболее мягкий метод работы, контакта с трудными проблемами. Ребенок может не говорить, или не может признать свои проблемы своими, но при этом лепить, двигаться и выражать себя через движения телом. Также занятия арт-терапией могут снимать психическое напряжение. В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Успех в творчестве в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь.
Арт-терапия позволяет сделать этот процесс радостным, интересным, успешным, индивидуальным для каждого.
Арт-терапия основано на спонтанном самовыражении и в известной мере игнорирует эстетические критерии в оценке его результатов и профессионализма автора. И для того и для другого более важен сам процесс творчества, а не результат, что очень органично для наших детей.
Показания для проведения детской арт-терапии:
• упрямство;
• агрессия;
• страхи; тики, заикание, навязчивости и др.;
• частая смена настроения;
• задержки речевого и психического развития;
• кризисные ситуации;
• трудности в общении со сверстниками или взрослыми;
• возбудимости или апатичности;
• изменение места жительства;
• подготовки к школе и периоде адаптации;
• потери психолого - педагогического контроля над ребенком, непослушании.
• застенчивости и неуверенности в себе;
• агрессивность;
• гиперактивность;
Какое воздействие оказывает арт-терапия, в чем заключаются ее уникальные особенности?
- Создает положительный эмоциональный настрой.
- Позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким– либо причинам затруднительно обсуждать вербально.
- Дает возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме. Работа над рисунками, картинками, скульптурами – безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.
- Способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом.
- Повышает адаптационные способности ребенка к повседневной жизни. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением.
- Эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития. Опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.
Основные принципы занятий арт-терапией:
1. Желание ребенка - основное условие занятия. Творчество без желания невозможно, и, конечно, невозможен доверительный диалог с ребенком.
2. Поощрение и благодарность ребенку.
3. Важным условием успешной работы является непосредственное участие самого педагога в той работе, которую он предлагает. Педагог вместе с ребенком говорит о своем настроении (в начале и в конце занятия), рисует, лепит, рассуждает о тех или иных произведениях, словом, выполняет все задания, которые дает и ребенку. Только тогда у ребенка формируется доверие к педагогу и к той необычной деятельности, которая ему предлагается.
4. Нужно использовать яркий, красивый, добротный материал, с которым идет работа на занятии. Краски, карандаши, пластилин, бумага имеют аккуратный вид, ведь ребенок чувствует к себе отношение и через материал, с которым ему предлагают работать. Для тех ребят, которые включаются в работу с неохотой, яркие красивые канцелярские принадлежности и другое оборудование могут стать привлекающим моментом.
5. Главное - получать удовольствие от самого процесса рисования, когда даже каракули и черкания играют роль исцеления!
Артпедагогика реализует две основные функции, в рамках которых и обеспечивается как педагогический, так и арт-терапевтический эффект:
- этическойвоспитательную функцию (предполагает развитие нравственно стороны личности, эстетических чувств и эмоций, коммуникации и рефлексии, способствует социокультурной адаптации с помощью искусства, воспитанию вкуса, чувства прекрасного);
- психотерапевтическую функцию (помогает детям справляться со своими психологическими проблемами, восстанавливать эмоциональное равновесие, переключаться с отрицательных переживаний на положительно окрашенные чувства и мысли)1.
Основными технологическими средствами арт-терапии сегодня служат:
- сказкотерапевтические технологии (сказкотерапия — это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: профилактика негативных тенденций личностного и интеллектуального развития, развитие социальной компетентности ребенка и способности к решению реальных жизненных ситуаций, создание оптимальных условий для эмоциональной стабильности в развитии ребенка, коррекция детско-родительских отношений и др.),
- изотерапия (рисование, лепка, аппликация, оригами) - прекрасное средство коррекции, так как, правильно подбирая изобразительные материалы в соответствии с индивидуально психологическими особенностями ребенка, можно не только развивать положительные чувства, но и в какой-то мере управлять его активностью. Изначально искусство рассматривалось как способ развития эстетической стороны личности ребенка. Однако, на сегодняшний момент появляется необходимость исследовать искусство с другой точки зрения и применять его не только для развития, формирования личности, но и для профилактики и коррекции отклонений в различных сферах личности ребенка, сохранения здоровья детей2.
- игротерапия, включающая различные игры с куклой, театрализацию, хороводные игры.
Музыкотерапия – вид арт-терапии, где музыка используется в коррекционных целях. Очень эффективны в коррекционном развитии музыкально - дидактические игры такие, как: «Весело — грустно», «Звонкий Колокольчик», «Лесенка», «Дятел» и многие другие. Игра на детских музыкальных инструментах.
Имаготерапия – терапия театральным искусством. Здесь я использую и пальчиковый театр, и инсценирование различных сказок, народных традиций.
Танцетерапия – терапия посредством танцевального искусства. Большую радость доставляют нашим детям танцы с атрибутами( лентами, мячами, платочками, осенними листиками и т.д.)
Куклотерапия3.
коррекционно-развивающее воздействие куклотерапии на умственно отсталых детей (применение игровых сюжетов, психодраматической игры и иных представлений с участием кукол) очень позитивно сказывается на формировании и развитии у них коммуникативных обычаев, самосознания, адаптации в социуме.
Коррекционно-воспитательная работа по развитию личности дошкольников с нарушением интеллектуального развития может быть эффективной, если:
- учитывать индивидуально-психологические особенности развития детей дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития;
- учитывать первоначальный уровень развития личности детей с нарушением интеллектуального развития;
- использовать в работе с детьми методы арт-терапии.
В заключении отметим, что непременным условием успешности учебно-воспитательного процесса является любовь педагога к детям. Учитывая индивидуальные особенности ребенка с нарушением интеллектуального развития, нужно принимать его таким, какой он есть и постараться сделать его лучше на столько, на сколько позволяет возможности воспитателя, желание помочь ему максимально реализовать его скрытые возможности и педагогическое мастерство.
Счастье это мягкие
Теплые ладошки,
За диваном фантики,
На диване крошки.
Это целый ворох
Сломанных игрушек,
Это постоянный
Грохот погремушек
Что такое счастье?
Проще нет ответа.
Оно есть у каждого –
Это наши дети!