Статья Исследование склонности к девиантному поведению у подростков из неполных семей. Автор: Михайлова Дарья Георгиевна

Автор: Михайлова Дарья Георгиевна
Аннотация: Данная статья содержит материалы теоретического анализа работ психологов и психоаналитиков, изучавших склонность к девиантному поведению у подростков из неполных семей. В ней приведено определение термина «девиантное поведение». Так же работа включает краткий обзор точек зрения различных ученых, работающих с данной темой. Также в статье изложены результаты исследования данного явления у учеников 8 класса МОАУ СОШ «Школа № 17» г. Благовещенска, позволяющие говорить о том, что подростки из неполных семей более склонны к проявлению различных форм девиантного поведения, чем их сверстники из полных семей.


Автор: Михайлова Дарья Георгиевна
Михайлова Дарья Георгиевна, студент
Амурский Государственный Университет,
Научный руководитель: доцент Кора Наталья Алексеевна, ФГБОУ ВО АмГУ
Mikhaylovad7@gmail.com
Исследование склонности к девиантному поведению у подростков из неполных семей
Аннотация: Данная статья содержит материалы теоретического анализа работ психологов и психоаналитиков, изучавших склонность к девиантному поведению у подростков из неполных семей. В ней приведено определение термина девиантное поведение. Так же работа включает краткий обзор точек зрения различных ученых, работающих с данной темой. Так же в статье изложены результаты исследования данного явления у учеников 8 класса МОАУ СОШ Школа № 17 г. Благовещенска, позволяющие говорить о том, что подростки из неполных семей более склонны к проявлению различных форм девиантного поведения, чем их сверстники из полных семей.
ДИВИАЦИЯ, ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ДЕЛИНКВЕТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ, ДЕТЕРМИНАНТЫ ДЕВИАЦИЙ, ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ, СЕМЬЯ
В современных условиях феномены девиация и девиантное поведение характеризуются нестандартностью, многогранностью и масштабностью отклонений разной степени и сложности. Особо следует подчеркнуть, что девиации нередко возникают и закрепляются именно в подростковом возрасте. В результате девиантность традиционно воспринимается наиболее важной особенностью личности подростка, имеющего проблемы и трудности в различных сферах его жизнедеятельности (учебе, поведении, общении и др.).
Отклоняющееся поведение ‒ это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы.
В научной литературе имеются различные понятия, в той или иной степени характеризующие девиантное поведение подростков: делинкветное, криминальное, асоциальное, отклоняющееся, аддиктивное и иные подобные виды поведения. Проблемой девиантного поведения занимались такие ученые, как: И.Ю. Блясова, Л.В. Мардахаев, Е.В. Андриенко, В.М. Андриенко, В.М. Полонский, Л.Б. Шнейдер, Е.В. Змановская, Г.Н. Штинова.
Целью исследования являлось изучении склонности к девиантному поведению у подростков из неполных семей; подтверждение или опровержение гипотезы о том, что подростки из неполных семей более склонны к девиантному поведению
В качестве контингента испытуемых выступили 30 мальчиков обучающиеся в восьмых классах МОАУ СОШ Школа № 17 г. Благовещенска в возрасте 14–15 лет. Половина детей (50 %) воспитываются в неполных семьях (нет отца). С целью диагностики склонности к девиантному поведению у подростков из полных и неполных семей использовалась методика Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению (СОП), автор: А.Н. Орел
Полученные результаты отображены на рисунке 1 и таблице 1
Уровень
Шкалы методики СОП
1
2
3
4
5
6
7
Полная семья
33,3
46,7
26,7
13,3
33,3
46,7
26,7
Неполная семья
53,3
60,0
33,0
20,0
40,0
53,3
40,0
Рисунок 1 – Показатели склонности к девиантному поведению подростков из полных и неполных семей
(1 - Шкала установки на социальную желательность (служебная шкала, 2 - Шкала склонности к преодолению норм и правил, 3 -Шкала склонности к аддиктивному поведению, 4 - Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, 5 - Шкала склонности к агрессии и насилию, 6 -Шкала волевого контроля эмоциональных реакций, 7 - Шкала склонности к деликвентному поведению)
Анализ полученных результатов позволил обнаружить следующее: установка на социально желательные ответы наблюдается у 5 подростков (33,3 %) из полных семей, это в основном подростки, учащиеся хорошо, из благополучных семей, не нарушающие закон, и у 8 подростков из неполных семей, что составляет 53,3 % опрашиваемых подростков. В шкале установки на социальную желательность подростки из полных семей набрали менее 50% Т-баллов, что говорит об отсутствии потребности скрывать собственные нормы и ценности, корректировать свои ответы в направлении социальной желательности.
Отклонения по шкале склонности к преодолению норм и правил обнаружены у 46,7 % подростков из полных семей и 60 % подростков из неполных семей. Данная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого к преодолению каких-либо норм и правил, склонности к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения.
Результаты, лежащие в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о выраженности вышеуказанных тенденций, о нонкомформистских установках испытуемого, о его склонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, о тенденции нарушать спокойствие, искать трудности, которые можно было бы преодолеть. Испытуемые из неполных семей в этой шкале демонстрируют склонность к преодолению норм и правил. Испытуемые из полных семей по этой шкале имеют результаты ниже 50 Т-баллов ,что свидетельствуют о конформных установках испытуемого, склонности следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения.
Данная шкала предназначена для измерения готовности реализовать аддиктивное поведение. Склонности к аддиктивному поведению проявляются у 5 испытуемых подростков из неполных семей, что составляет 33,3 % и у 4 подростков из полных семей, что составляет 26,7 % опрашиваемых. Показатели ниже 50 Т-баллов свидетельствуют либо о невыраженности вышеперечисленных тенденций, либо о хорошем социальном контроле поведенческих реакций.
Данная шкала предназначена для измерения готовности реализовать различные формы аутоагрессивного поведения. Нарушения по шкале склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению наблюдаются у 3 подростков (20 %) из неполных семей и у 2 подростков из полных семей. Показатели ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют об отсутствии готовности к реализации саморазрушающего поведения, об отсутствии тенденции к соматизации тревоги, отсутствии склонности к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях.
Склонности к агрессии и насилию. Данная шкала предназначена для измерения готовности испытуемого к реализации агрессивных тенденций в поведении. Показатели, лежащие ниже 50 Т-баллов, свидетельствуют о невыраженности агрессивных тенденций, о неприемлемости насилия как средства решения проблем, о нетипичности агрессии как способа выхода из фрустрирующей ситуации.
Данная шкала предназначена для измерения склонности испытуемого контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Нарушения в волевом контроле эмоциональных реакций имеют 8 подростков (53,3 %) из неполных семей и 46,7 % из полных. Показатели ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о невыраженности этих тенденций, о жестком самоконтроле любых поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений.
Отклонения по шкале склонности к делинквентному поведению были обнаружены у 6 подростков, что составило 40 % из числа опрашиваемых из неполных семей и у 26,7 % подростков из полных семей.
Итак, данная диагностическая процедура позволила определить, что выявленные высокие показатели по таким шкалам как: Отклонения по шкале склонности к преодолению норм и правил (58,3 %), Нарушения в волевом контроле эмоциональных реакций (60 %), Склонность к агрессии и насилию (33 %) и Склонность к аддиктивному поведению (20 %) свидетельствуют о формировании предрасположенности к девиантному поведению у опрашиваемых подростков из неполных семей. Как правило, такие подростки включаются в так называемую группу риска. При это исследование показало, что подростки из полных семей менее склонны к девиантному поведению.
Анализ полученных результатов в ходе проведения диагностического исследования обозначил склонность подростков из неполной семьи к отклоняющемуся поведению, сниженный волевой контроль собственных эмоциональных реакций; наличие негативизма и вербальной агрессии; трудности в сфере общения, уход от проблем вследствие недостаточного владения навыками их конструктивного решения. Таким образом, гипотеза о том, что подростки из неполных семей более склонны к девиантному поведению подтвердилась.
Библиографический список:
1 Абалакова А.А. Роль неполной семьи в профилактике девиантного поведения современных подростков / А.А. Абалакова // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ № 8. ‒ С. 867-869.
2 Ильницкая, В.А. Девиантное поведение подростков: понятие, признаки, особенности / В.А. Ильницкая, В.В. Толмачева // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. ‒ 2015. ‒ № 2. ‒ С. 13-18.
3. Миннегалиев, М.М. Причины девиантного поведения и факторы, способствующие его предупреждению и преодолению / М.М. Миннегалиев // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2014. - № 2. – С. 122-129
4. Павлова, С.А. Девиантное поведение и причины его возникновения / С.А. Павлова, И.А. Фарафонтова // Успехи современной науки и образования. – 2016. – № 6. – С. 129-131
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x