Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Исследование тревожности у умственно отсталых детей младшего школьного возраста ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Горбатовская Юлия Викторовна

В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению тревожности существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость, и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, тревоги.  Уровень тревожности это показатель индивидуальной чувствительности к стрессу, склонность ощущать большинство жизненных ситуаций как угрожающие в первую очередь для себя самого.

Поэтому в настоящее время проблема тревожности детей очень актуальна. В последние годы растет число детей с повышенным беспокойством, эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью, мнительностью и высокой внушаемостью.  У таких детей отмечается низкая самооценка, они чувствительны к собственным неудачам, и речь идёт не только о детях, развитие которых протекает в норме, но и о тех, кто имеет различные интеллектуальные расстройства, одним из таких является – умственная отсталость.

          У детей с умственной отсталостью эмоции и чувства более примитивны, чем у нормально развивающихся детей. Однако, это не говорит о том, что они вовсе лишены их, и такие эмоции как тревога или страх также присущи им. Проявление тревоги у человека с нормальным и аномальным развитием находится в пределах нормы, если она проявляется адекватно и соответствует ситуации, но когда тревога начинает проявляться беспричинно - это является патологией.  Детям с олигофренией свойственен особый уровень тревоги, т.к. это связанно с особенностями их развития, но иногда тревога может полностью поглотить сознание ребёнка, и он может замкнуться в себе, а также стать нервным и агрессивным.

          У детей с умственной отсталостью любой страх или немотивированное беспокойство влечёт за собой значительные изменения в поведении ребёнка, что отрицательно сказывается на его психическом развитии, изменяет черты его характера, негативно влияет на воспитание и обучение.  Психические изменения, происходящие под влиянием страха, приводят к искажению процесса онтогенетической социализации, развитию социально-психологической изоляции личности. Чтобы сгладить проявление тревоги у умственно отсталых детей требуются специальные методы коррекции.

В ходе эмпирического исследования, проведенного на базе Центра развития и инклюзивного дополнительного образования «Добрый мир» МАОУ «Школа № 5 г. Благовещенска»,  установлено, что для умственно отсталых детей свойственна высокая тревожность, которая характеризуется инертностью и «застреванием» детей на негативных аспектах жизни, наличием навязчивых мыслей и действий. Наиболее значимыми для возникновения высокой тревожности у таких детей являются бытовые ситуации жизнедеятельности, а также ситуации взаимодействия со сверстниками. Во многом тревожности у умственно отсталых детей возникает ввиду их сниженного социального интеллекта и непонимания мотивов поведения других людей в отношении них.

По мнению родителей детей с умственной отсталостью, высокая тревожность их детей проявляется в нарастание у них неуверенности в себе, нерешительности в действиях и поступках, в высокой обидчивости и неспособности переносить какие-либо замечания, а также в минорном настроении без видимой причины. При этом было установлено, что немногие родители адекватно оценивают эмоциональное состояние своих детей: преуменьшают или преувеличивают степень нестабильности их эмоционального состояния и уровень тревожности.

По результатам исследования были разработаны следующие рекомендации для родителей по снижению тревожности у их умственно отсталых детей:

1. объективно оценивать эмоциональное состояние своего ребенка и в случае, если есть опасения по поводу высокой тревожности ребенка, обратиться к педагогу-психологу;

2. менее эмоционально реагировать на аффективные состояния и вспышки ребенка, ни к воем случае не применять в этот момент наказание, приложить усилия к тому, чтобы оградить возбужденного ребенка от окружающих;

3. при беседе необходимо с особой осторожностью подходить к подбору слов, поскольку тревожность умственно отсталых детей сопровождается навязчивостью в мыслях и действиях, которая ненароком может быть усилена теми или иными лингвистическими оборотами, используемыми в речи;

4. в случаях, если из-за охватившей ребенка тревоги он отказывается идти на контакт с окружающими, не стоит его за это ругать и упорствовать в установлении контакта;

5. с учетом того, что дети с умственной отсталостью испытывают волнения и тревожность даже в самых привычных для детей бытовых ситуациях, приучать братьев и сестер терпеливо помогать им справляться с этими ситуациями, вместе переживая ситуации сотрудничества и успеха;

6. не следует устранять и удалять все то, что может неблагоприятно влиять на их настроение и аффекты, необходимо стремиться к тому, чтобы систематически вырабатывать у них самообладание;

7. следует придерживаться распорядка дня, обеспечить дозированное участие ребенка в игре и спорте;

 

8. необходимо стремиться быть хорошим примером для ребенка.

Пожалуйста, подождите.
x
×