Исследование тревожности у умственно отсталых детей младшего школьного возраста ☼
Автор: Горбатовская Юлия Викторовна
В последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению тревожности существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость, и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, тревоги. Уровень тревожности это показатель индивидуальной чувствительности к стрессу, склонность ощущать большинство жизненных ситуаций как угрожающие в первую очередь для себя самого.
Поэтому в настоящее время проблема тревожности детей очень актуальна. В последние годы растет число детей с повышенным беспокойством, эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью, мнительностью и высокой внушаемостью. У таких детей отмечается низкая самооценка, они чувствительны к собственным неудачам, и речь идёт не только о детях, развитие которых протекает в норме, но и о тех, кто имеет различные интеллектуальные расстройства, одним из таких является – умственная отсталость.
У детей с умственной отсталостью эмоции и чувства более примитивны, чем у нормально развивающихся детей. Однако, это не говорит о том, что они вовсе лишены их, и такие эмоции как тревога или страх также присущи им. Проявление тревоги у человека с нормальным и аномальным развитием находится в пределах нормы, если она проявляется адекватно и соответствует ситуации, но когда тревога начинает проявляться беспричинно - это является патологией. Детям с олигофренией свойственен особый уровень тревоги, т.к. это связанно с особенностями их развития, но иногда тревога может полностью поглотить сознание ребёнка, и он может замкнуться в себе, а также стать нервным и агрессивным.
У детей с умственной отсталостью любой страх или немотивированное беспокойство влечёт за собой значительные изменения в поведении ребёнка, что отрицательно сказывается на его психическом развитии, изменяет черты его характера, негативно влияет на воспитание и обучение. Психические изменения, происходящие под влиянием страха, приводят к искажению процесса онтогенетической социализации, развитию социально-психологической изоляции личности. Чтобы сгладить проявление тревоги у умственно отсталых детей требуются специальные методы коррекции.
В ходе эмпирического исследования, проведенного на базе Центра развития и инклюзивного дополнительного образования «Добрый мир» МАОУ «Школа № 5 г. Благовещенска», установлено, что для умственно отсталых детей свойственна высокая тревожность, которая характеризуется инертностью и «застреванием» детей на негативных аспектах жизни, наличием навязчивых мыслей и действий. Наиболее значимыми для возникновения высокой тревожности у таких детей являются бытовые ситуации жизнедеятельности, а также ситуации взаимодействия со сверстниками. Во многом тревожности у умственно отсталых детей возникает ввиду их сниженного социального интеллекта и непонимания мотивов поведения других людей в отношении них.
По мнению родителей детей с умственной отсталостью, высокая тревожность их детей проявляется в нарастание у них неуверенности в себе, нерешительности в действиях и поступках, в высокой обидчивости и неспособности переносить какие-либо замечания, а также в минорном настроении без видимой причины. При этом было установлено, что немногие родители адекватно оценивают эмоциональное состояние своих детей: преуменьшают или преувеличивают степень нестабильности их эмоционального состояния и уровень тревожности.
По результатам исследования были разработаны следующие рекомендации для родителей по снижению тревожности у их умственно отсталых детей:
1. объективно оценивать эмоциональное состояние своего ребенка и в случае, если есть опасения по поводу высокой тревожности ребенка, обратиться к педагогу-психологу;
2. менее эмоционально реагировать на аффективные состояния и вспышки ребенка, ни к воем случае не применять в этот момент наказание, приложить усилия к тому, чтобы оградить возбужденного ребенка от окружающих;
3. при беседе необходимо с особой осторожностью подходить к подбору слов, поскольку тревожность умственно отсталых детей сопровождается навязчивостью в мыслях и действиях, которая ненароком может быть усилена теми или иными лингвистическими оборотами, используемыми в речи;
4. в случаях, если из-за охватившей ребенка тревоги он отказывается идти на контакт с окружающими, не стоит его за это ругать и упорствовать в установлении контакта;
5. с учетом того, что дети с умственной отсталостью испытывают волнения и тревожность даже в самых привычных для детей бытовых ситуациях, приучать братьев и сестер терпеливо помогать им справляться с этими ситуациями, вместе переживая ситуации сотрудничества и успеха;
6. не следует устранять и удалять все то, что может неблагоприятно влиять на их настроение и аффекты, необходимо стремиться к тому, чтобы систематически вырабатывать у них самообладание;
7. следует придерживаться распорядка дня, обеспечить дозированное участие ребенка в игре и спорте;
8. необходимо стремиться быть хорошим примером для ребенка.