Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ИССЛЕДОВАНИЕ - ОДИН ИЗ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В СПО | Верхотурова Витана Андреевна. Работа №206513

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Верхотурова Витана Андреевна
Проблема подготовки молодых высококвалифицированных специалистов требует новой научно – педагогической основы, а реализация принципов и задач образования предполагает не только изменение содержания, форм и методов учебной деятельности обучающихся, но и не менее радикальное преобразование деятельности преподавателя, пересмотра традиционных подходов, существующих в образовательном процессе. В современном обществе особенно ценятся специалисты, способные оперативно использовать знания, применять любые средства мультимедиа, анализировать быстро меняющуюся информацию для решения профессиональных задач.

В соответствии с ФГОС-3 одним из направлений развития и модернизации российского профессионального образования являются модульно - компетентностный и практико-ориентированный подходы, направленные на формирование личностных компетенций специалиста. Учебная дисциплина «Русский язык и литература» – это базовая общеобразовательная дисциплина, которая тесно связана с другими общеобразовательными дисциплинами, а так же с общепрофессиональными дисциплинами. Поэтому на уроках русского языка и литературы можно успешно развивать общие компетенции, применяя современные подходы к обучению.

ИССЛЕДОВАНИЕ - ОДИН ИЗ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В СПО

 

Верхотурова Витана Андреевна, преподаватель русского языка и литературы ГПО «ПГК»

 

Проблема подготовки молодых высококвалифицированных специалистов требует новой научно – педагогической основы, а реализация принципов и задач образования предполагает не только изменение содержания, форм и методов учебной деятельности обучающихся, но и не менее радикальное преобразование деятельности преподавателя, пересмотра традиционных подходов, существующих в образовательном процессе. В современном обществе особенно ценятся специалисты, способные оперативно использовать знания, применять любые средства мультимедиа, анализировать быстро меняющуюся информацию для решения профессиональных задач.

В соответствии с ФГОС-3 одним из направлений развития и модернизации российского профессионального образования являются модульно - компетентностный и практико-ориентированный подходы, направленные на формирование личностных компетенций специалиста. Учебная дисциплина «Русский язык и литература» – это базовая общеобразовательная дисциплина, которая тесно связана с другими общеобразовательными дисциплинами, а так же с общепрофессиональными дисциплинами. Поэтому на уроках русского языка и литературы можно успешно развивать общие компетенции, применяя современные подходы к обучению.

Одним из методических приемов на основе практико-ориентированного подхода на уроках русского языка и литературы является исследование. Именно этот метод используется на уроках русского языка и литературы в СПО.

Цель данной работы – определить насколько исследовательская работа помогает студентам в самореализации, самоутверждении и в развитии профессиональных компетенций.

При изучении тем из раздела «Лексика и фразеология» возникла идея разработать совместно со студентами первого курса исследовательский проект «Лексика ограниченного употребления: диалектизмы, жаргонизмы, арготизмы», который позволил выявить слова и словосочетания, используемые студентами в бытовом и межличностном общении, относящиеся к жаргонной и арготической лексике.

В работе студентов был использован такой метод, как исследование.

Целью исследования является анализ речи студентов колледжа с точки зрения использования ими ограниченной в употреблении лексики.

В задачи исследования входит:

Определение, какое место занимает лексика ограниченного употребл

е

ния – жаргонизмы, диалектизмы, арготизмы.

Проведение анкетирования и наблюдения среди студентов колледжа.

Анализ результатов опроса и размещение выводов в диаграммах.

Систематизирование материала и выполнение компьютерной презент

а

ции.

После выполнения исследования студенты обобщают материал и выступают на внеклассном мероприятии русского языка и литературы перед остальными студентами первого курса разных профессий и специальностей.

В 2014-2015 учебном году исследование группы ПК-118 показало такие результаты: употребление диалектизмов – 3%, арготизмов – 10%, жаргонизмов – 87%; в 2015-2016 учебном году исследование группы МОЦИ-105 показало такие результаты: употребление диалектизмов – 2%, арготизмов – 12%, жаргонизмов – 86%; в 2016-2017 учебном году исследование группы ТО и РАТ-105 показало такие результаты: употребление диалектизмов – 2%, арготизмов – 8%, жаргонизмов – 90%.

За счет такого методического приема на основе практико-ориентированного подхода на уроках русского языка и литературы мы обучаем студентов СПО эффективным способам получения и анализа доступной информации и целесообразного ее применения, а не запоминанию большого объема фактических данных. Такое исследование несет воспитательный характер, так как показывает употребление лексики ограниченной сферы и необходимости ее замены общеупотребительными словами. Это один из путей пополнения словарного запаса у студентов колледжа.

Суть исследовательской деятельности заключается в самостоятельном поиске, выявлении и понимании студентом необходимой информации, постановки проблемной задачи, направленной на анализ, способ решения задачи и самооценку.

Анализ использования исследования на уроках русского языка и литературы показал, что у студентов повысился интерес к дисциплине, появился интерес к исследовательской деятельности, уменьшилось употребление жаргонной и арготической речи.

Таким образом, исследовательская работа студентов является важным средством повышения качества подготовки и воспитания специалистов, способных творчески применять в практической деятельности достижения научно-технического прогресса. Исследовательская деятельность стимулирует студентов на рефлексивное восприятие материала, формирует умение ставить проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий, ставить и решать профессиональные задачи, что отвечает требованиям подготовки современного специалиста.

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Коротаева, Е.В. О личностно развивающих технологиях в образовательном процессе/ Е.В. Коротаева //Русский язык в школе.-2008.-№5.

2. Павлова, А.И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка//Русский язык в школе.-2007.-№8.

3. Канаева Т.А., Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий, Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №12(20), 2012, www.sisp.nkras.ru

4. Шихова, А.Л. Организация исследовательской деятельности студентов колледжа / А.Л. Шихова //Сборник материалов по итогам областного студенческого форума: сб.ст./ под общ. ред. М.Ю. Козловой. – Киров: Издательство ООО «Радуга-ПРЕСС», 2012.-114

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбор современных методов и технологий формирования профессиональной компетенции способствует тому, что:

- проявляется активность студентов, которая должна быть направлена на процесс самостоятельного добывания знаний, умений и навыков, исследование информации, ее сравнение, обобщения и анализ;

- формируется способность к самоорганизации, самостоятельной деятельности, самообразовании, саморазвитии и саморефлексии студентов;

- повышаются профессионально-ценностные установки;

- обеспечиваются условия к самоопределению и самореализации личности.

 

 

 

 

 

 

 

Научный интерес к данной теме связан с изменениями требований общества на выпускника, с новыми требованиями к обучению и формированию профессионально-личностных качеств. В работе оценивается эффективность и результативность использования методических приемов на основе практико-ориентированного подхода в преподавании учебной дисциплины «Русский язык и литература» в среднем профессиональном образовании.

Профессиональная задача педагога – организовать деятельность студентов для приобретения общих и профессиональных компетенций. Преподаватель из носителя знаний и информатора становится организатором деятельности, консультантом и коллегой по решению поставленной задачи, поиска необходимых знаний, информации из различных источников.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×