Исследовательская деятельность на уроках литературы ☼
Автор: Цыренова Светлана Бальжинимаевна
Исследовательская деятельность на уроках литературы
Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы организации учебно-исследовательской деятельности школьников на уроках литературы и предложены методические пути их решения. Исследовательская деятельность в результате решения теоретической проблемы позволяет ученику «открыть» новое знание или способ действия
Ключевые слова: исследовательская работа, проектно-исследовательская деятельность, коллективно-мыслительная деятельность, метод обучения, проектное исследование, теоретическое исследование; практическое исследование творческое исследование.
Сегодня нет ни одного государства, педагогического общества, удовлетворенного системой образования. Все в поисках новшеств, которые дали бы результат. В этой связи российское образование, как и образовательные системы других стран, претерпевают серьезные изменения: меняются приоритеты, структура и содержание образования, вводятся новые стандарты, формируется независимая система оценки результатов обучения и качества образования в целом. Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Актуальность исследовательской деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы основного общего образования. Проблемой исследовательской деятельности занимались такие методисты, как М. Г. Качурин, Н. И. Кудряшов, И. Я. Лернер. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.
Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимается процесс решения ими научных и личностных проблем, имеющий своей целью построение субъективно нового знания. (2, 32) Учебное исследование сохраняет логику исследования научного, но отличается от него тем, что не открывает объективно новых для человечества знаний.
Исследовательский метод обучения – это организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки педагогом познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Сущность исследовательского метода обучения обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании. Важная особенность исследовательского метода состоит в том, что в процессе решения одних проблем постоянно возникают новые.
В современной дидактике исследовательский метод трактуется так: «Он призван обеспечить, во-первых, творческое применение знаний, во-вторых, овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применение их. В-третьих, он формирует черты творческой деятельности. И, в-четвертых, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности, ибо вне деятельности мотивы, проявляющиеся в интересе, и потребности не возникают. (3, 25) Одной деятельности для этого недостаточно, но без нее данная цель недостижима. В результате исследовательский метод дает полноценные, хорошо осознанные, оперативные и гибко используемые знания и формирует опыт творческой деятельности»
Исследовательскую деятельность можно организовывать на всех этапах урока. В своей педагогической практике я использую следующие приемы и средства организации исследовательской работы: опережающие домашние задания, схемы описания эксперимента, проблемные, творческие вопросы и задания, мини-исследования, уроки теоретического, практического, творческого, проектного исследований, модель коллективно-мыслительной деятельности (КМД).
На этапе подготовки к уроку при выполнении опережающего задания даётся домашнее задание по исследованию текста. Домашние задания подобного типа вызывают подлинный интерес к изучаемому материалу, стимулируют дополнительное чтение, подготавливают к более глубокому и осмысленному восприятию произведения, интересному решению проблемы. Исследование как один из приёмов организации опережающего задания может быть использовано на разных этапах изучения литературного произведения, определённой темы. Например, при работе над романом И. С. Тургенева «Отцы и дети», готовясь к уроку «Любовь в жизни героев романа», даю опережающее задание: текстуально исследовать проблему «Роль любви в жизни
- Базарова;
- Павла Петровича;
- Николая Петровича;
- Аркадия;
- Одинцовой»
Результаты исследований, которые проводятся группами учащихся, реализуются в ходе урока. В конце изучения романа, проводится с ребятами обобщающее занятие «Базаров - лицо трагическое». К уроку даю опережающее задание (по группам): текстуально исследовать следующие проблемы:
- «Дружба в жизни Базарова»;
- «Отношение Базарова к родителям».
Группе сильных учащихся предлагается изучить статьи Писарева, Антоновича о романе «Отцы и дети» и, пользуясь методом стилистического эксперимента, определить авторское решение названных проблем.
Как видим, подобные исследовательские задания не только становятся определённой программой работы над темой на уроке, но и позволяют осуществить индивидуальный подход к учащимся, организовать работу над разноуровневыми заданиями в группах. При подготовке к ответу на уроке ученикам рекомендовано рассказать о ходе своего исследования, используя схему описания эксперимента («Если…., то..., так как....» Расшифровывается эта схема следующим образом: «Если (предполагаемая деятельность) я буду делать то..., то…, то как конечный результат, получу то… то..., так как... (объясняется, почему это получилось)». Очевидно, что при такой форме организации исследования в виде мини- эксперимента, помимо всего прочего, школьники приобретают навыки проведения научной работы. А это, в свою очередь, позволит ученикам успешнее включиться в вузовскую систему обучения.
Исследование может стать не только домашним заданием, но и непосредственно фрагментом урочной работы, причём на разных этапах урока. Так, организуя целеполагание на уроке литературы в 9-м классе «Человек и мир естественной природы» (при разработке темы «Эволюция естественного пейзажа в художественном мире литературы»), даётся задание: исследовав строки из стихотворения Ф. И. Тютчева «Не то, что мните вы, природа…», откройте в них проблему, которую нам предстоит решать на уроке:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Работая в группах, девятиклассники формулируют проблемы предстоящего урока в виде вопросов:
- Что такое природа?
- Как понять язык природы?
- Как смоделировать отношения человека и природы?
Продуктивно использование мини-исследований, которые активизируют мыслительную деятельность учащихся, реализуют творческий потенциал каждого ребёнка. Такие исследования занимают небольшое количество учебного времени (максимум - 15 минут, если они носят характер контрольной работы); они могут быть как индивидуальными, так и проводиться группами учащихся. Например, при изучении творчества С. А. Есенина, разрабатывая урок «Судьба поэта. Глубокое чувство родной природы», на завершающем этапе урока планирую мини-исследование. Предлагаю два варианта.
1-й вариант:
Составить палитру есенинской цветописи стихотворений:
«Гой ты, Русь моя родная...», «Не бродить, не мять в кустах багряных...»,
«Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха...», «Разбуди меня завтра рано...», «Пантократор» (гл. 4), «О красном вечере задумалась дорога...»,
«Осень», «Вот оно, глупое счастье...», «Закружилась листва золотая»,
«По-осеннему кычет сова...», «3аметался пожар голубой...», «Мне грустно на тебя смотреть», «Я покинул родимый дом.. », «Я последний поэт деревни... ».
Перед выполнением даётся рекомендация: достаточно рассмотреть 7 стихотворений (на выбор); ход исследования представить словесно или графически; работу завершить выводом.
2-й вариант:
Исследовать, какую роль в стихах Есенина играет образ дерева.
Рассмотреть 4-5 стихотворений:«3елёная причёска...», «Я покинул родимый дом...», «Хорошо под осеннюю свежесть...», «По-осеннему кычет сова...», «Клён ты мой опавший, клён заледенелый...», «Сестре Шуре» («Ты запой мне ту песню...»), «Этой грусти теперь не рассыпать...», «Певущий зов».
Рекомендация: исследование можно проводить в двух направлениях: определить частотность наименований деревьев (какие деревья чаще всего упоминаются, почему?) или выделить семантическую и стилистическую роль образа дерева. Сделать выводы.
Исследовательская деятельность учащихся может быть организована как урок- исследование. Уроки-исследования, в зависимости от целей, поставленных учителем при изучении темы, могут быть различных видов.
Работа по организации индивидуальной деятельности учащихся классифицируется следующим образом:
- урок теоретического исследования;
- урок практического исследования;
- урок творческого исследования;
- урок проектного исследования.
Урок теоретического исследования предполагает изучение критической литературы, мемуаров, статистических данных, справочной литературы.
Аналитическое исследование на уроке проходит такие этапы:
1.Формулирование проблемы (задачи исследования).
2.Отбор научной информации для решения исследуемой проблемы.
3.Решение проблемы:
- выдвижение гипотезы;
- составление плана работы;
- письменный отчёт о выполнении плана;
- выводы о подтверждении или опровержении гипотезы.
4.Результаты исследования.
Урок практического исследования содержит те же этапы работы, что и урок теоретического исследования. Но, в отличие от него, объектом исследования здесь становятся тексты произведений, их фрагменты. Чаще вceгo учитель проводит именно урок практического исследования, организуя работу над выявлением проблематики конкретного произведения, его части, фрагмента. Это может быть не только практическая или лабораторная работа, но и представление реферата. Реферат (как описательный метод исследования), в зависимости от целей и задач, которые ставятся перед учеником, используется на уроках практического исследования и на уроках теоретического исследования.
Уроки творческого исследования имеют более свободную форму проведения. Они не требуют точного соблюдения всех этапов предыдущих видов исследований и являются более гибкими по форме, структуре и более разнообразными по конечному результату. Например, в форме творческого исследования проводится один из уроков по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Тема: «Образы - двойники Раскольникова». Главная задача урока - исследовать проблему «Роль вульгарных двойников Раскольникова в развитии идеи романа». Учитель может организовать эту работу как персональную и самостоятельную, дать конкретные задания по вариантам или предложить выбрать персонаж самим учащимся. Можно выбрать другой путь решения проблемы - организовать работу в группах. На подготовительном этапе работы, которая рассчитана на один урок, даю рекомендации по логике развития исследования:
- составить цитатную характеристику героя;
- отметить различие и сходство между ним и Раскольниковым;
- предложить своё понимание смысла их противопоставления.
После завершения исследования учащиеся отчитываются о проделанной работе и коллективно вырабатывают вывод-решение проблемы, поставленной на мотивационном этапе урока.
В виде творческого исследования провожу уроки развития речи.
Например, после изучения творчества А. Н. Островского на уроке по развитию речи даю задание: исследовать методом стилистического эксперимента речь одного из героев драмы «Гроза» и написать сочинение
- письмо одного из героев о событиях в городе Калинове;
- рассказ Тихона о поездке в Москву;
- сценку «Дикой в кругу семьи».
Творческие исследования могут быть интересны и продуктивны не только как урок-исследование, но и как определённый этап урока любого типа и как индивидуальное задание.
На уроке проектного исследования учащиеся планируют свою деятельность, отбирают необходимый материал, проводят анализ, синтез, активно действуют (распределяют роли в группе, создают проект или моделируют проблему, организуют её представление и защиту).
Исследование проблемы и создание проекта может быть организовано как коллективная работа всего класса. Например, на вводном занятии по изучению романа И. С. Тургенева «Oтцы и дети» коллективно моделируем проблему «Взаимоотношения героев в романе»:
П. Кирсанов - идеологические расхождения
Н. Кирсанов
Базаров Аркадий - не единомышленник
Одинцова - неразделённая любовь
Фенечка - «зов плоти»
Кyкушина и Ситников - извращение смысла
теории Базарова
Родители - люди другого поколения
Народ - нет взаимопонимания
Эта модель - результат коллективной мыслительной деятельности (КМД) учащихся и учителя (преподаватель ввёл в модель линию «Базаров и Народ»). КМД позволила прийти к выводу через анализ и синтез. При «прочтении» модели становится ясно, что ученики составили план работы над произведением, определили логическую последовательность занятий, не только обнаружили главного героя, но и «наметили» главные проблемы романа.
На заключительном этапе работы над романом проводим урок проектного исследования обобщающего характера «Современные проблемы на страницах романа «Отцы и дети». Рефлектируя, ребята создают проекты, которые показывают личностное восприятие проблематики произведения. На заключительном уроке по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» ребятам было предложено самим выбрать вид работы: урок аналитического исследования или урок проектного исследования. При этом ученикам было предложено самим сформулировать проблему и оформить её решение.
Ребята разделились на 5творческих групп; 4 группы работали над проектами: «Настоящее преступление Раскольникова», «Будущее в романе «Преступление и наказание», «Почему становятся преступниками?», «Суть теории Раскольникова». Только одна 5-ая группа учащихся проводила аналитическое исследование «Раскольников и Базаров». На мой взгляд, уроки проектного исследования продуктивны, интересны учащимся, сближают литературу с реальной жизнью. Уроки проектного исследования целесообразно проводить не только на автономном этапе индивидуальной работы учащихся., но и на практическом. Так, в 8-м классе заключительное занятие по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» провожу как урок проектного исследования. Ребята не только с большим интересом работают над проектами, проводят их представление и защиту, но и дают экспертную оценку работам своих товарищей.
Как показывает практика, ребята с большим удовольствием занимаются исследовательской деятельностью, которая не только активизирует их мыслительную деятельность и реализует творческий потенциал, но и помогает каждому ребёнку ощутить себя членом социума, в недалёком будущем найти своё место в жизни.
Список литературы:
1. Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская работа школьников. М., 2006.
2. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. М., 1988.
3. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. - М., 1981.
4. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, 1999. - № 10. – с. – 42-47.
5. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся: Сборник статей. М.: МГДД(Ю)Т, 2002. 110 с.
6. Лернер И.Я. Проблемное обучение. — М.: Знание, 1974 – 197 с.