Статья Исследовательская работа «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В ФОЛЬКЛОРЕ И НАРОДНОМ КОСТЮМЕ МОРДВЫ». Автор: Марочкина Галина Николаевна

Автор: Марочкина Галина Николаевна
Исследовательская работа по теме "Экологические мотивы в фольклоре и народном костюме мордвы". Цель рабоы: рассмотреть костюм мордовского народа  как своеобразную область декоративно-прикладного творчества мордвы, где тесно переплетались его виды, а также показать взаимосвзь с окружающей природой, жизнью, культурой.

 


Автор: Марочкина Галина Николаевна

 

МБОУ «Тургеневская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательская работа

 

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ

В ФОЛЬКЛОРЕ И НАРОДНОМ КОСТЮМЕ МОРДВЫ»

 

 

 

Автор: Марочкина Галина Николаевна, учитель эрзянского языка

СОП МБОУ «Тургеневская средняя общеобразовательная школа»

Ардатовского муниципального района, РМ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019год

Многовековая история каждого народа формирует свои жизненные идеалы, вкладывает своё понятие красоты и создаваемые памятники материальной и духовной культуры. Мордва (эрзяне и мокшане) – очень древний народ. Жизнь мордовского народа была очень тесно связана с природой. Экологические мотивы обогащают эрзянский фольклор.

Экология, а особенно, социальная экология, - наука о взаимоотношениях человека с природой. Человек - неотъемлемая часть природы. Весь окружающий мир, природа, согласно эрзянскому фольклору, был создан Инешкипазом для человека и отдан ему. Природа должна служить человеку. Она, в свою очередь, должна им оберегаться и воссоздаваться. Все хорошее, чистое и прекрасное на земле от Бога Инешкипаза , а все плохое, безобразное и вредное от Идемевся(дьявола) (он и появился-то от плевка Инешкипаза, от его обиды и гнева).

Анге - эрзянская богоматерь, мать детей Бога. Она считается богиней любви и материнства, красоты и чистоты. Она охраняет на небе чистые души, праведно живших на земле, людей. Ей часто молились земные женщины эрзянки.

Бог создает мужчину Эрзю, Аву – женщину (жену) для Эрзи. Объяснил Инешкипаз обязанности и назначение в жизни Мужчине и Женщине и оставил их на Земле на 77 (число 7 у эрзян считалось магическим) лет.

За 77 лет заполнилась Земля селениями. Живут люди хорошо, счастливо, красиво одеты и обуты, друг друга любят и понимают; старые молодых учат, молодые старших почитают. Молятся все Инешкипазу. Но истощаются постепенно земные богатства.

И тогда люди попросили себе помощников-духов-покровителей.

Посередине Земли выросла берёза, которая раскинула свои ветви на четыре стороны. Посланница Инешкипаза Иненармунь ( великая птица) свила себе гнездо на этой берёзе, снесла 7 яиц и вывела за три недели 7 существ: Нороваву - покровительницу поля, урожая; Мастораву - покровительницу земли, на которой живёт человек; Виряву -покровительницу леса; Вармаву - покровительницу ветра, погоды; Юртаву -покровительницу дома, жилища; Толаву - покровительницу огня; Кардаз Сярко - покровителя скотного двора. Все они призваны помогать человеку. А людям надо хорошо трудиться, молиться Богу и своим покровителям, жить в гармонии с природой, не портить и не разрушать её.

Не 7, а 77 покровителей у эрзян! У каждого своё место и предназначение, так как у всего ( у бани – Банява, у печки – Каштомава…), с чем сталкивался эрзянин, как ему казалось, есть свой покровитель. И каждого из них эрзяне почитали: молились ему, приносили дары, подношения… Возможно от того, что эти существа были выдуманы людьми во времена матриархата, - они все были женского рода ( ава по-эрзянски – женщина, мать).

Бережное отношение к природе было отличительной чертой характера эрзян. Об этом свидетельствуют молитвы к духам-покровителям. Древние эрзяне очень почитали Виряву (богиню леса), боялись её, старались ей угодить, не обидеть, почитали Ведяву, просили её о помощи.

Неразрывная связь человека с природой хорошо видна и в эрзянском национальном костюме. Бело-красно-чёрный колорит вышитой национальной одежды, изумительные по красоте головные уборы, многочисленные украшения придали художественной культуре мордовского народа своеобразие и ярко выраженные черты. На протяжении столетий оттачивалось народное художественное мастерство, по крупицам создавались алмазные россыпи поразительного в своём совершенстве искусства.

Наряден и красочен костюм эрзянки! Не зря в Париже на выставке в 19 веке он был удостоен Большой Золотой медали.

Следует отметить, что в каждой семье к процессу изготовления одежды очень рано привлекались, подрастающие в семье, девочки. С 12-13 лет девочки (а в бедных семьях и раньше) начинали готовить себе «приданое».

Но элементы костюма были традиционными, как общенациональными, так и характерными для местности, где проживала автор костюма. Одежда изготовлялась из льняного полотна, повседневная – из конопляного волокна.

Головной убор – панго или сорока для замужних женщин; для незамужних – прясуре или каштаз – налобная лента или венок. Платье покай, панар, руця. Набедренное украшение – пулай, пулакш, пулагай (слово «пуло» означает хвост). Передник – икельбаця. Пояс или кушаккаркс много разных украшений ( поясных, нагрудных, шейных, наручных),которые не только красивы, но ещё и издают мелодичный звон. Про эрзянку говорили: «Её сначала услышишь, а уж потом увидишь».

Природа давала людям и материалы, и образы для различных элементов одежды. В узорах и орнаментах вышивки встречаются изображения растений, деревьев, птиц и т.д.

Лён, конопляное (посконное) волокно, шерсть, из которых изготовлялась одежда, позволяли телу человека свободно дышать.

Рубаха (панар) являлась основной нательной и одновременно выходной одеждой женщин. Она была будничной и праздничной.

Покай ( более нарядная рубаха ) -- весь вышивался красными шерстями, блёстками и нередко золотом, так что белые холщёвые полосы оставались не более как в четверть аршина ширины, и весь покай блестел словно парчовый. Покай являлся верхней парадной одеждой, надеваемой по определённым торжественным дням поверх нижней более скромной рубахи алга панар.

Руця – верхняя женская распашная одежда типа халата. Эрзянки шили руцю из холста лучшего качества, тонкого и хорошо отбеленного. Отделка руци состояла из вышивки, узорного тканья, разноцветных полос ткани, лент, позумента, сутажа и блёсток. Выполнялась вышивка в основном шерстью. Нитки были домашнего прядения и окраски. В расцветке преобладал красный цвет нескольких оттенков (бордовый, кирпичный, ярко-красный). Кроме красного, большое место в вышивке занимали чёрный или синий цвета, которыми обычно обводили контуры узора; цвета зелёный и жёлтый были дополнительными. Для окрашивания в красный, зелёный, жёлтый и коричневый цвета использовались цветы, корни и листья определённых растений; в чёрный – сажа; в синий же красили покупной краской индиго.

Распространённым видом традиционной тёплой одежды у мордвы был сумань (зипун). Сумань представлял собой род кафтана, сшитого из чёрного или тёмно-коричневого домотканного сукна. Сумань повязывали зелёным или красным шерстяным кушаком.

Верхняя зимняя одежда мордвы состояла из шубы, чапана и тулупа, сшитые из овчин. Шубу, как правило, шили со сборами, отделывали мехом, вышивкой, повязывали кушаком.

Набедренное украшение ( пулагай, пулай, пулокаркс) было обязательной принадлежностью женского эрзянского костюма. Его надевали в первый раз подростки 13-14 лет и носили до глубокой старости. Набедренное украшение представляло собой полотнище грубого холста шириной 40 см и длиной 55 – 60 см, сплошь вышитое шерстью или обшитое кумачом, на котором с лицевой стороны были нашиты ряды разноцветного бисера, раковины каури, полоски позумента, монеты, чередовавшиеся с рядами металлических бляшек, кистями из бисера, бус и золотой канители. Набедренное украшение весило до 7 и даже более килограммов. Оно было хорошей защитой женщин от простуды и других болезней.

Обувь. Плетённая из лыка обувь – лапти (карть) – в прошлом была наиболее распространённым видом обуви у мордвы. Лапти плелись из липового, а иногда и вязового лыка. Их плетением занимались преимущественно мужчины, главным образом старики. Мордовские лапти имели на головках украшение в виде треугольника из перевёрнутого лыка под названием атякш-авакш (петушок). Мордовские лапти славились своей красотой и прочностью.

В качестве праздничной обуви были типичны кожаные сапоги со сборами- кемть. Их шили из коровьей или телячьей кожи. Украшались сапоги красным сафьяном, узорной строчкой, медными бляшками. Низкую кожаную обувь самого различного фасона мордва называла котат. Зимой носили валенки, свалянные из овечьей шерсти.

Когда мордва ходили в лаптях или сапогах, то ступни и икры ног обёртывали кусками холста (портянками) – пракстат - или домотканного сукна (онучами) – сумань пракстат.

Мордовский народный костюм до сих пор является источником для творчества современных художников-модельеров. Некоторые виды современной одежды, при создании которых были использованы элементы традиционного покроя и орнамента мордовского костюма, с успехом не раз экспонировались на российских и международных выставках.

Красота существовала во все времена, и мы в этом всё больше убеждаемся, когда изучаем национальный костюм своих предков, восхищаемся и поражаемся их умению и художественному вкусу. Мы глубоко верим в то, что эти качества сохранились и в наших генах, так как в настоящее время мы наблюдаем небывалый расцвет возрождения в обществе и тяги к национальной одежде, и огромный интерес к возрождению национальных традиций и обрядов. Об этом ярко свидетельствуют триумфальное проведение в Республике Мордовия 1 Международного фестиваля национальных культур финно-угорских народов, где особенно достойно была представлена мордовская культура.

Много тысячелетий жили наши предки, брали от природы всё необходимое для жизни: ели натуральную пищу, дышали чистым воздухом, одежду изготавливали из льна, конопли, шерсти, кожи (она была естественной) - жили в гармонии с природой. Всё это способствовало их здоровому образу жизни.

Есть ещё такое понятие - «экология души». К сожалению, экология наших душ нарушена. Молодые не почитают старших, с пренебрежением относятся к своему родному языку, культуре предков, природе и её богатствам. Гармония взаимодействия человека и природы нарушена. Наша планета в большой опасности!

Сможем ли мы остановить свою гибель и гибель своей планеты? Помогут ли нам наши предки, так свято почитающие законы природы? Я считаю, всё в наших руках.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

«

Масторава

», А.М. Шаронов, Саранск, 1994 г.

Устно-поэтическое творчество мордовского народа, т. 8. Саранск, 1978г.

В.Н.Белицер

«Народная одежда мордвы», Москва, 1973г.

«

Ёвксонь

кужо

». Собр. Р.С.

Кемайкина

. Саранск. 1993 г.

Пингеде

пингес

кандозь

вал. Собр.

Л.В.Седова

. Саранск. 1993г.

В.С.Брыжинский

«

Сиянь

рисьметь

». Саранск. 2002 г.

журнал «

Чилисема

» - публикации разных лет.

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x