Ивановна

Автор: Лаврентьева

Normal

0

false

false

false

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin:0cm;

mso-para-margin-bottom:.0001pt;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:10.0pt;

font-family:"Times New Roman";

mso-ansi-language:#0400;

mso-fareast-language:#0400;

mso-bidi-language:#0400;}

Развитие творческих способностей учащихся через использование ИКТ на уроках математики и во внеурочной деятельности

Лаврентьева Татьяна Ивановна, учитель математики МБОУ "Ибресинская СОШ №2"

Normal

0

false

false

false

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin:0cm;

mso-para-margin-bottom:.0001pt;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:10.0pt;

font-family:"Times New Roman";

mso-ansi-language:#0400;

mso-fareast-language:#0400;

mso-bidi-language:#0400;}

Преподавание математики в школе было всегда сопряжено со многими проблемами. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес педагогов во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людьми. Таланты появлялись как бы сами собой: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится разнообразнее и сложнее. И она требует от человека «не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем». Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании. Для эффективного выявления одарённых детей необходим комплексный подход к процедуре исследования. Именно математика развивает в человеке способность понимать смысл поставленной перед ним задачи, умение правильно, логично рассуждать навыки алгоритмического мышления.

Творческая деятельность учащихся не ограничивается лишь приобретением нового. Работа будет творческой, когда в ней проявляется собственный замысел учащихся. Ставятся новые задачи, и они самостоятельно решаются при помощи приобретённых знаний. Я считаю, что учитель должен удивляться красоте и мощи математических методов и заражать этим своих учеников. В равной степени он должен быть терпеливым, поскольку не вправе ожидать мгновенных результатов. Однако если всё делается профессионально, то рано или поздно, ученик себя проявит. Поэтому целью моей работы является организация преподавания, способствующего повышению эффективности обучения и развитию творческих способностей. Чтобы осуществить перед собой поставленную цель, я считаю эффективным решать задачи, связанные с использованием ИКТ:

- систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления;

- стимулировать процессы переключения, поисковой активности;

- учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, мыслить, самим делать выводы;

- находить новые, оригинальные подходы, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.

Проанализировав различные точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей, я сделала вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

1.     Развитие воображения.

2.     Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

На своих уроках я использую такую схему воспитания у учащихся увлечения учебным предметом: от любопытства к удивлению, от него – к активной любознательности и стремлению узнать, от них – к прочному знанию и научному поиску.

В нашей школе сформирована определенная система работы по выявлению и развитию творческих способностей учащихся:

- ученическое научное общество. (Четыре моих учащихся являются призерами районных научно-практических конференций школьников с исследовательскими работами по бордюрам, комбинаторике, комплексным числам, по параллелограмму Вариньона и его применению к решению задач);

- на протяжении 10 лет мы являемся участниками Международного математического конкурса «Кенгуру». Многие учащиеся получают дипломы. В этом году в нем принимали 28 учащихся из моих классов;

- обучение школьников в заочных математических школах, участие в заочных математических олимпиадах. (В XVII - ой Межрегиональной заочной физико-математической олимпиаде среди учащихся 5-8 классов двое моих учащихся из 6 класса завоевали диплом победителя, набрав максимальный балл - 20);

- участие в республиканских, всероссийских, международных олимпиадах и чемпионатах. В РДО среди 9-11 классов участвовали мои два ученика из 9 класса и заняли 6 место, набрав 87 баллов. Четыре учащихся (двое из 6 и двое из 8 классов) принимают участие в РДО «Юниор – 2011». VIII Всероссийская дистанционная олимпиада «Эрудит» по математике проводилась в два тура. Моя ученица заняла в этой олимпиаде 2 место и получила диплом победителя. Также пять моих воспитанников участвуют в XXV Международном чемпионате математических и логических игр, который проводится в три тура;

- работа с учащимися, проявляющими повышенный интерес к математике по индивидуальному плану и т. д.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Проявить им свои дарования дает использование ИКТ. Моя задача заключается в том, чтобы, учитывая значение ИКТ, найти им надлежащее место в образовательном процессе.

Использование ИКТ составляет систему, позволяющую формировать и развивать все многообразие интеллектуальной и творческой деятельности учащихся. Например, использование ИКТ в 5-6 классах решает следующие задачи:

- развитие критичности и самостоятельности мышления;

- развитие логического мышления;

- тренировка памяти;

- формирование навыков вариативного мышления;

- эвристическое мышление.

Курс 7-11 классов направлен на формирование других умений и навыков и решает следующие новые задачи:

- тренинг мышления решением нестандартных задач;

- развитие ассоциативного, образного мышления;

- обучение приемам и методам фантазирования.

Занимаясь самообразованием по использованию ИКТ, в сети творческих учителей прошла мастер – класс «Excel – учителю математики». Сейчас вместе со своими учащимися по программе Excel делаем расчеты, составляем таблицы, диаграммы, кроссворды, тесты, используя управляющие кнопки, строим графики функций. А также прошла дистанционный мастер – класс «Интерактив во Flash для начинающих». Я научилась по этой программе создавать проектные работы, викторины, тесты и тренажеры для учащихся. В данное время прохожу мастер – класс по УМК «Живая математика». Использование УМК позволяет развить у учеников навыки восприятия математических объектов (фигур, связанных с ними величин, формулировок утверждений и вопросов, доказательств и т. п.) и проведения различных активных действий (измерений, сравнений, построений, наблюдений, формирования предположений, их подтверждений и опровержений, доказательств и т. п.).

Работая с УМК «Живая математика», учитель может:

- проиллюстрировать объяснения эффективными и точными чертежами;

- организовать экспериментальную исследовательскую деятельность учащихся в соответствии с уровнем и потребностями учащихся;

- повысить разнообразие форм работы учащихся, значительно увеличить долю активной творческой работы в их учебной деятельности;

- высвободить время на выполнение учащимися творческих задач;

- реализовать дифференциацию по уровню знаний и возможностей учеников и индивидуализировать обучение.

В своей педагогической деятельности я использую не только ЦОРы, созданные фирмами разработчиками, но и мною разработанные.

Развивать индивидуальные творческие способности, учить максимально эффективной их реализации мне помогает то, что при составлении ЦОР я становлюсь «изобретателем», а не «технологом». Творчество заразительно. И поэтому мои труды развивают в учениках неудержимую тягу к творчеству – они вместе со мной работают над составлением ЦОР.

Своим ученикам я предлагаю задачи, которые не решаются знакомыми методами. Под задачей понимается преодоление любого препятствия. Все это мне помогает развивать индивидуальные творческие способности моих учеников и помогает научить их максимально эффективно их реализовать.

Созданные мною ЦОРы условно можно разделить на две группы:

1) ЦОРы, используемые во внеурочной деятельности по математике;

2) ЦОРы, используемые на уроках математики.

При создании этих ЦОРов я использовала интеграцию. Она способствует развитию творческого мышления учащихся, развивает критичность и самостоятельность мышления, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к людям, к природе, к труду, к жизни.

Внеурочная работа по математике является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и представляет собой обязательный элемент оптимально организованного учебного процесса. Это мощное дополнительное средство формирования у школьников интереса к предмету, расширения и углубления знаний, приобретаемых школьниками на уроках.

Внеклассной работе я уделяю большое внимание, так как она способствует более глубокому осознанию приобретенных на уроке знаний, помогая тем самым качественнее усвоить программный материал, совершенствовать полученные навыки, расширяет кругозор учащихся, развивает их творческие возможности, повышает общую культуру. Игра, учение и труд – вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребенка и к учению, и к труду, при этом сама игра всегда – немного учение и немного труд. Я считаю, что игры могут и должны быть использованы в целях развития познавательных интересов, творческих способностей учащихся. Одной из форм проведения игры является использование ЦОРов, содержащих ребусы, шарады, кроссворды,  загадки.

Практика показала, что использование таких ЦОРов способствует формированию и развитию творческого мышления учащихся, интереса к математике. Также развивается интуиция, способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту, способность рисковать.

Работая над данной темой, я пришла к выводу, что такая разносторонняя работа формирует у учащихся более исчерпывающее понимание представленной информации, помогает закрепить и, что более важно, активизировать полученные ребятами знания. При работе из памяти извлекается то, о чем обычно говорят: «Я и не знал, что я это знаю». Такой вид работы позволяет переосмыслить уже имеющиеся сведения, посмотреть на проблему с другой стороны, восполнить пробелы в знаниях. Ведь обычно от ребят требуется проанализировать, выбрать главное, сделать выводы, а все это является составной частью развития творческих способностей.

Творческая деятельность возникает при наличии интереса к предмету. Для развития познавательного интереса я активизирую деятельность учащихся, развиваю у детей потребность в самообразовании. Творчески развиваться – просто и интересно.

Литература:

1. Гусев В. А. Как помочь ученику полюбить математику? – М.: Авангард, 1994.

2. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. – М.: Педагогика, 1987.

3. Маркова А. К. Формирование интереса к учению у школьников. – М.; 1986

4. Окунев А. А. Спасибо за урок, дети! О развитии творческих способностей учащихся. Книга для учителей. Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1988.

5. Шумакова Н. Б. Исследование как основа обучения. Одаренные дети, 2003, №5.

Статьи из журнала «Математика в школе»

6. Баранова Е. В., Зайкин М. И. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью. 2004, №2, с. 7.

7. Далингер В. А. Самостоятельная деятельность учащихся – основа развивающего обучения. 1994, №6, с.17.

8. Карелина Т. М. Методы проблемного обучения. 2000, №5, с. 31.

9. Хазанкин Р. Г. Развивать творческие способности школьников. 1989, №2, с. 10

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x