ИЗ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ | Гордеева Анастасия Викторовна. Работа №206826
Автор: Гордеева Анастасия Викторовна
статья
ИЗ ОПЫТА ПРМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Гордеева А.В.
Новые образовательные стандарты основного общего и среднего общего образования, планомерно внедряемые в российских школах, нацелены на повышение качества образования, которое предполагает формирование у учащихся таких качеств как
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу учителя начальных классов способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий.
Использование сетевых дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в учебном процессе начальной школы позволяет сделать процесс обучения более продуктивным. Во время урока учителю затруднительно полностью изложить материал по теме, главная причина – нехватка времени. Но благодаря применению ДОТ, младшие школьники могут дополнить и проверить свои знания по теме предмета: отправить выполненные домашние задания на проверку, пройти обучающее тестирование, обсудить на форуме интересующие темы, принять участие в различных сетевых инициативах (проекты, конкурсы, игры,…). Таким образом, младшие школьники всегда включены в образовательный процесс, даже если пропустили урок.
Сегодня существуют виртуальные образовательные порталы, которые помогают учителю работе с детьми. Я использую такие порталы, как «Учи.ру» и «ЯКласс».
У каждого обучающегося свой логин и пароль для входа на образовательный портал, имеется собственный электронный дневник, где они могут увидеть не только свою статистику, но и статистику своих одноклассников. Учащиеся могут получать не только отметку за выполненное задание, но комментарий от учителя, возможность переделать, если это не контрольное задание.
При формировании контента были учтены психологические и возрастные особенности учащихся начальной школы: слабость произвольного внимания, преобладание наглядно-образного мышления.
Учащемуся предлагается ознакомиться с теоретическим материалом, поработать с тренажером, выполнить различные задания, пройти тренировочные тесты, а затем – и контрольные тесты и задания.
При дистанционном обучении акцент делается на самостоятельную работу, которая даётся ребенку, привыкшему к ежеминутной опеке в классе со стороны учителя, с трудом. Нередко учитель сталкивается с проблемой: учащиеся не дочитывают задания до конца, часто переспрашивают: «Что надо делать? А подчёркивать?», списывают текст, когда нужно выписать слова …
Считаю, что работа с материалом портала «ЯКласс» и «Учи.ру», способы и методы познавательной деятельности, развивающие процесс мышления, побуждающие к самостоятельной работе, ориентирующие на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, позволяют формировать не только знания и умения по предметам, но и УУД: (регулятивные) целеполагание, планирование, контроль и коррекцию, саморегуляцию; поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов в целях выделения признака, синтез и т.д.
Таким образом, работа на порталах служит хорошей подготовкой к Всероссийским проверочным работам.
Несколько слов о прядке работы.
Первый вариант. После изучения какой-либо темы в классе я предлагаю ребятам в домашних условиях закрепить материал, работая на портале «ЯКласс» или «Учи.ру». Это не только мотивирует учащихся – интересно выполнять задания без тетради и учебника, но и позволяет дифференцировать процесс обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Второй вариант, так называемое «перевернутое обучение», например, в качестве домашнего задания я предлагала ребятам прочесть теоретический материал по какой-либо теме, который был дан на портале, а на уроке шла отработка и закрепление данной темы.
Это позволяло оптимизировать учебную деятельность, увеличить интенсивность процесса усвоения материала.
Кроме, того, болеющие учащиеся имели возможность самостоятельно изучать учебный материал, выполнять задания, через компьютерную сеть получать консультации у педагога. При этом не терялась глубина погружения в новый материал. Дети не выпадали из процесса обучения. Это помогло избежать пробелов в знаниях, спада успеваемости.
Положительные стороны использования дистанционных образовательных технологий:
- индивидуализация, гибкость и адаптивность обучения (каждый учащийся получает возможность отработать именно ту тему, которая вызывает у него затруднения);
- снимаются временные и пространственные ограничения обучения; учащийся работает в индивидуальном комфортном темпе, сам выбирает время занятий;
- опосредованное общение позволяет избежать стресс образующего фактора, страха перед опросом;
- расширяется коммуникативная сфера учеников и педагогов;
Преподаватель тоже получает возможность работать с курсом в комфортном режиме, отпадает необходимости проверять стопки тетрадей. Формирование и закрепление знаний и умений ведется в индивидуальном темпе для каждого учащегося, реализуется индивидуальный подход (есть возможность обмена сообщениями, прокомментировать выполненное учащимся задание)
Конечно, при дистанционном обучении есть и свои сложности:
- для преподавателя работа на порталах требует дополнительных временных затрат (разработка, проверка заданий) и усилий (это новый вид работы, который имеет свои специфические особенности);
- не все учащиеся могут бегло набирать текст с помощью клавиатуры, четко следовать инструкции при выполнении заданий.
Курс был положительно оценен как учащимися, так и их родителями. Как учитель, отмечаю повышение уровня знаний у учащихся.
Родители «сильных» учеников, отмечали, что обнаружили некоторые проблемы и трудности при выполнении заданий учащимися дома дистанционно, что позволило оперативно и вовремя скорректировать знания, повторить изученное, избежать снижения итоговых отметок.
Использование ДОТ в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.
Происходит существенное изменение учебного процесса, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся, что радует не только учителя, но и учащихся.