Из опыта работы классного руководителя "Классный час"

Автор: Петрова Ольга Александровна

Классные часы прекрасный способ для того, чтобы отвлечь детей от монотонных, повседневных уроков, внести разнообразие в учебный процесс. В тоже время, широкий выбор тем и форматов проведения классного часа дают разнообразные возможности по воспитанию и обучению школьников.

 

Из опыта работы классного руководителя "Классный час"

В  ходе подготовки и проведения классного часа  следую алгоритму, позволяющему наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс:

¢ Определение целей и задач.

¢ Выбор формы воспитательной работы, определение жанра и название мероприятия.

¢ Создание психологического настроя.

¢ Предварительная подготовка.

¢ Проведение самого мероприятия.

¢ Педагогический анализ

Основные компоненты классного часа

Целевой. Целевые установки связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности, субъективности и креативности ребенка, с проектирование и становлением уникального образа его жизнедеятельности.

Содержательный. Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для становления самостоятельности, самореализации и самоутверждения личности ребенка.

Организационно-деятельностный.  Обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа. Активное участие и заинтересованность каждого ребенка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие его индивидуальности.

Оценочно-аналитический. В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают: проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.

Формы проведения классного часа.

В своей работе  часто использую такие формы  классного часа как:

Из опыта работы классного руководителя "Классный час"

1)     беседа на определенную тему (ученики рассуждают на заданную тему, что учит их формировать и высказывать свое мнение);

2)     ролевая игра (коротко проигрывается проблемная ситуация, после чего ученики имеют возможность ее обсудить, проанализировать и сделать выводы; такая форма помогает лучше понять проблему, прочувствовав ее через обыгрывание той или иной роли);

3)     тематическая лекция (раскрываются важные для школьников темы, такие как курение, наркомания, безопасность, здоровье и т. п.; кроме того, лекции могут быть познавательными — о культуре, традициях, биографиях и т. д.);  

4)     классное собрание (распределяются обязанности между учениками, даются различные поручения, выс­лушиваются отчеты о выполнении данных поручений);

5)     рабочие группы (все ученики класса делятся на группы, перед которыми ставятся определенные задачи, которые они должны выполнить; такие группы способствуют сотрудничеству школьников и общению друг с другом);

6)    Начиная с 1-ого класса при проведении классных часов использую интерактивные методы обучения и воспитания.

Предлагаю посмотреть фрагмент классного часа на тему: «  Дружба – чудесное слово».                                        2 класс.

 

Цель: - ознакомить с правилами дружбы;

          - показать важность истинных друзей в жизни человека;

          - учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга;

          - учить разделять радости и печали своих друзей.

 

Оборудование: словарь Ожегова, жетоны, карточки со словами, разрезные буквы, скотч, ножницы, клубок ниток.

 

Ход классного часа.

 

Учащиеся распределяются на группы в зависимости от выбранного жетона.

 

1.      Актуализация знаний (3 мин).

 

- Ребята, попробуйте из данных букв составить слово.

   /Дети составляют из разрезных букв слово «дружба»./ ( Интерактивная доска))

- Какое слово у вас получилось? /Слово «дружба»./

- Что вам помогло быстро выполнить данное задание? /Дети высказывают свое мнение./

 

 2.      Сообщение темы и цели классного часа (2 мин).

- Наш классный час называется «Дружба – чудесное слово».  (Слайд)

- Как вы думаете, что нового мы должны будем узнать, чему должны научиться? /Дети высказывают свои предположения./

 

3.      «Мозговой штурм». Работа над понятием «дружба» (8 мин).

 

а) Учащимся предлагается подумать над вопросом: «Что такое дружба?».

    -

    После небольшого размышления представитель от каждой группы высказывает общее мнение.

Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба».

- В толковом словаре дается такое определение, что такое дружба: «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».

- Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»? Общность интересов? Привязанность?

4

- Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.

 

б) Учащимся предлагается подумать над вопросом: «Зачем дружба нужна людям?».

 

 Ученик:          Дружба – главное чудо всегда,

                        Сто открытий для всех настоящее

                        И любая беда – не беда,

                        Если рядом друзья настоящие.

 

 4.      Групповая работа. Работа над понятием «настоящий друг» (2 мин).

 

- Ребята, вам нужно выяснить, каким должен быть друг. Предлагаю карточки со словами. Выберите те качества, которыми должен обладать друг.

 

 /Дети работают в группах. На карточках записаны слова: скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту./

 

- Какие качества вы выбрали? Почему? ( Слайды)

- Почему оставили карточки со словами «злоба», «хвастовство», «равнодушие», «эгоизм»?

 

 5.      Групповая работа «Секреты дружбы» (3 мин).

 

- Ребята, как вы думаете, а может ли дружба распасться? По каким причинам она может распасться?

- Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы.

 

Правила вывешиваются на доске:

- Не ссориться.

- Уступать.

- Помогать.

- Быть вежливым.

- Быть внимательным друг к другу.

- Не бояться просить прощения.

- Не злиться.

- Помогать друг другу.

- Не жадничать.

- Быть честным.

- Не ябедничать.

- Не зазнаваться.

5

 

- Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга.

(На интерактивной доске рисуется цветок дружбы. На каждом  лепестке- наиболее часто повторяющиеся правила. Цветок здесь же распечатывается для классного уголка).

 

6.      Тренировочное упражнение «Клубочек» (1 мин).

 

Дети по очереди нараспев называют имена друг друга со словами: «Я рад, Даниил, что ты рядом со мной». Наматывают на палец нить от клубочка и отдают соседу и т.д. Получается круг дружбы. Дружно поднять руки вверх, затем вниз, чтобы не разорвать общий круг.

 

7.      Подведение итогов (1 мин).

- Почему «дружба» такое чудесное слово?

- Дружбу надо ценить. Ведь не зря говорят: «Человек без друзей – что дерево без корней».

 

 

Я считаю, что преподаватель не должен позволять себе слишком назидательного тона во время проведения классного часа. Такое отношение будет только подавлять инициативу и желание школьников высказывать свое собственное мнение.

Во время классных часов очень важно уметь создать комфортный микроклимат в классе, иначе ученики будут чувствовать себя неуютно, зажато, нерешительно. Им будет трудно решиться высказывать свое мнение из-за боязни быть неуслышанными, неправильно понятыми, не принятыми другими.

Можно предложить определенные правила общения в классе. Например, такие:

1) уважать друг друга;

2) с вниманием и уважением относиться к мнению другого;

3) если один говорит, никто его не перебивает, пока он не закончит свою мысль;

4) если кто-то хочет высказаться, должен поднять руку, а не выкрикивать с места и т. п.

Будет еще лучше, если преподаватель предложит ученикам совместно выработать подобные правила поведения. Их участие в составлении правил побудит учеников быть более дисциплинированными в их исполнении.

 

Из опыта работы классного руководителя "Классный час"

 

 

Используемая литература:

 

Классные часы: 1 класс /Авт-сост. Т.Н. Максимова. – М.: ВАКО, 2008. – С. 242 – 250.

 

Что почитать:

 

1. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. - М.: Просвещение, 1989.

2. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. - М.: Педагогическое общество России,    2000.

3. Классному руководителю о классном часе. /Под ред. Е.Н. Степановой, М. А. Александровой - М.: Сфера, 2005.

4. Младший школьник. /Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003.

5. Панфилова М.А. Лесная школа. Коррекционные сказки для младших школьников. - М.: Сфера,2002.

 

 

 

 

                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x