Статья Из опыта работы «Мини-музей как форма взаимодействия дошкольного учреждения с родителями воспитанников». Автор: Головкина Ирина Ивановна

Автор: Головкина Ирина Ивановна
В дошкольном образовании на современном этапе широко внедряются программно-методические модели развития личности ребёнка, требующие единства и согласия воспитательно-образовательных воздействий взрослых. В статье раскрывается одна из форм создания единого образовательного пространства.


Автор: Головкина Ирина Ивановна

Головкина Ирина Ивановна,

воспитатель,

первой категории

МБДОУ Детский сад № 54 «Катюша»,

г. Нижневартовск

Из опыта работы

«Мини-музей как форма взаимодействия дошкольного учреждения с родителями воспитанников»

ФГОС делает приоритеты на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования детей.

Совместная деятельность взрослого и детей - не только этап в развитии любого вида детской деятельности, но и особая система взаимоотношений и взаимодействия, наличие партнёрской позиции взрослого и партнёрской формы организации образовательного процесса. На сегодняшний день для многих дошкольных учреждений остаётся актуальным поиск новых форм работы с детьми и с родителями.

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия.

Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.

Цель работы ДОУ с родителями:

Создание единого образовательного пространства: детский сад – семья, при котором решаются приоритетные задачи: повышение педагогической культуры родителей, профилактика детско-родительских отношений, изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания, приобщении родителей к участию в жизни детского сада, через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

Тема музейной педагогики остается актуальной, так как решается одна из главных задач педагогического коллектива, по взаимодействию с родителями, создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие в личности дошкольника.

Средства музейной педагогики помогают заинтересовать и привлечь к партнерскому сотрудничеству семьи дошкольников.

Что такое мини-музей?

Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. При создании мини-музея используется метод системного подхода, подробно описанный А.М. Страунингом в пособии “Методы активизации мышления дошкольников”

Принцип системного подхода легко и доступно изложен в стихотворной форме (М.С. Гафитулин):

Если мы рассмотрим Что-то,

Это Что-то – для чего-то,

Это Что-то – из чего-то,

Это Что-то – часть чего-то.

Чем-то было раньше Что-то,

Чем-то будет это Что-то,

Есть противники у Что-то,

Много есть друзей у Что-то,

Что-то ты теперь возьми,

И в музее рассмотри.

Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно отражают специфику возраста детей данной группы.

Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с родителями.

Цель создания мини-музеев:

привлечь внимание родителей к музеям;

создание мини-музея, как отражение интересов и проявление инициативы детей;

обогащение развивающей среды группы, ДОУ;

использование новых форм работы с детьми и их родителями;

Задачи:

формирование у дошкольников представления о музее;

формирование проектно-исследовательских умений и навыков;

формирование активной жизненной позиции;

развитие

креативного

и логического мышления;

вовлечение родителей в жизнь группы, ДОУ.

Особенности мини-музея в детском саду:

участие в создании мини-музея воспитателей, детей и родителей;

ребенок – активный участник оформления экспозиции музея;

мини-музей – зона удивления, творчества и совместной работы детей и их родителей.

Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

Мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада.

Важная особенность этих элементов развивающей среды - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Привлечение родителей к участию в совместных музейных мероприятиях является показателем эффективного сотрудничества педагогов с семьями, при котором родители постепенно от наблюдателей педагогического процесса перешли к позиции инициаторов и активных участников.

«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье» В.А.Сухомлинский

Список используемой литературы:

1. Рыжова Н.А., Логинова Л. В., Данюкова А.И., «Мини-музей в детском саду», Москва, «Линнка-Пресс», 2008.

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x