Статья Из опыта работы над проектом в начальной школе. Автор: Лошкарева Ольга Владимировна

Автор: Лошкарева Ольга Владимировна
Статья представляет собой опыт работы над проектом в начальной школе. В материале приведены примерные темы работ, этапы работы над проектом. 


Автор: Лошкарева Ольга Владимировна

Из опыта работы над проектом в начальной школе

Задачей современной школы является не только освоение учеником определенного объема знаний, но и приобретение умения поиска требуемой информации, ее систематизация и применение в своей как учебной, так и внеурочной деятельности. А залогом успеха в любой деятельности является терпение и упорство, т.е. способность работать над решением задачи в течение длительного периода времени. А для этого нужно воспитывать в детях стремление доводить начатое дело до логического конца. Дети могут не реализовывать свои способности, если в них не подкрепляется настойчивость и упорство. Развитое в ребенке стремление доводить дело до конца в будущем может стать его внутренней потребностью. Но помешать в реализации их потенциальных возможностей может низкая самооценка ребенка. Предоставление детям возможностей самореализации во внеклассной деятельности может стать дополнительным источником повышения самооценки. Такая деятельность должна проходить в условиях похвалы и поощрения, внимательного и доброжелательного отношения педагога, индивидуального подхода к каждому ученику.

Учитывая интересы и способности детей, мной предлагаются индивидуальные проекты, в основном это проекты на экологическую тему. Подбираются задания для каждого ученика в соответствии с его возможностями. Большую помощь в работе над проектом оказывают родители. Помогают найти нужную информацию, предлагают личные фотографии, помощь в конструировании, посещают с детьми нужные для исследовательской работы места.

Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы. Для этого создаю на занятиях исследовательскую творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс на основе сотрудничества, где дети учатся полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями; выражать собственную точку зрения; слушать и договариваться; адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников; предлагать и отстаивать конструктивные предложения и замечания; ставить цель и добиваться ее выполнения; использовать различные источники информации; обобщать, сравнивать, аргументировать суждения по рассматриваемой теме проекта; представлять результаты своей работы, а так же учатся работать с Интернетом.

Работая над проектом мы применяем такую последовательность:

Выбор темы - определяется как интересами детей, так и возможностями учителя. Тема должна быть достаточно содержательно богатой, чтобы каждый ребенок мог найти в ней какой-либо интересующий его аспект.

После определения темы составляем совместно с детьми матрицу темы, в которую он записывает предполагаемые проекты в выбранной теме и намечает предполагаемые источники информации. Несмотря на то, что тема едина для всех, возможность выбора аспекта темы, который интересует ребенка, создает для него ситуацию свободы выбора. После того, как аспекты рассмотрены, выделяем наиболее заинтересовавшие детей. Детям младшего школьного возраста интересно еще все. Природа, животные, растения- все это вызывает множество «почему?».

Примерные темы, выбранные детьми:

 динозавры;

 наш город вчера, сегодня, завтра;

 животный мир нашего края;

 космос;

 моя мечта;

 моя семья и природа

 корабли;

 спорт в моей жизни;

 мой город 100 лет назад

 хобби и я; реки и мосты; дома;

 музыка в моей жизни;

 для чего нужно быть здоровым.

Далее идет этап сбора информации. Дети, обращаясь к различным источникам, собирают интересующие их сведения, фиксируют их в виде записей, рисунков, макетов, эскизов и готовят их к использованию в проектах.

Основная задача учителя - направлять деятельность детей на самостоятельный поиск информации.

В качестве источника информации могут выступать:

-отдельные люди (родители, специалисты);

-мероприятия (экскурсии, поездки, встречи);

-организации (предприятия, музеи, театры, библиотеки, учреждения);

-отдельные объекты (фильмы, альбомы, книги, картины и т.д.).

Затем наступает завершающий этап - этап реализации проектов. При этом нужно познакомить детей с множеством работ, которые можно выполнить по изучаемой теме. Кроме того, желательно, чтобы выбранные проекты относились к разным видам по следующей классификации:

-индивидуальная деятельность (результат работы одного ребенка);

-работа в паре (реферат, поделки);

-работа в малых группах (макеты, поделки, коллажи, газета и т.д.);

-коллективная деятельность класса (спектакль, концерт, поделка общая и т.д.).

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. По завершении работы детям предоставляется возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось и услышать добрые слова в свой адрес. Хорошо, если на презентации результатов проектов присутствуют не только дети, но и родители, которые помогают ребенку при выступлении.

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x