"Из опыта работы" | Яборева Наталья Владимировна. Работа №239757
Автор: Яборева Наталья Владимировна
Статья из опыта работы воспитателя МАДОУ №3 «Журавушка» г. Берска, Новосибирской области, Яборевой Натальи Владимировны.
Статья из опыта работы воспитателя МАДОУ №3 «Журавушка» г. Берска, Новосибирской области,
Яборевой Натальи Владимировны
Игра – одно из наиболее ярких, впечатляющих явлений культуры, важное средство развития и воспитания. Детские игры переходят из поколения в поколение и имеют не меньшее значение, чем сказки, песни, пословицы. Нет в мире детей, которые бы не играли. Игра для них – жизненная потребность, средство всестороннего развития. Игра доставляет детям удовольствие и радость.
В своей работе с детьми дошкольного возраста (3 – 7 лет) я использую русские народные игры. Народные игры играют особую роль в воспитании ребенка, они являются методом вовлечения детей в творческую деятельность, методом стимулирования их активности. Русская народная культура очень богата играми, такими, как салки, ловишки, прятки, жмурки, горелки и др.
При организации и выборе игр учитываю возраст детей. С малышами проигрываю наиболее простые игры. Для ребят постарше игры усложняю за счет введения новых элементов и более сложных правил.
Например: игра «Пятнашки».
Ход игры: Начинаем игру с выбора пятнашки (по считалке). Все участники игры разбегаются по площадке, пятнашка их догоняет. Кого он коснулся рукой, тот становится пятнашкой.
Варианты с усложнением:
1.Чтобы не запятнали, нужно присесть или встать на какой – нибудь предмет.
2.Когда пятнашка догоняет играющего, тот может попрыгать на двух ногах, как зайчик, и его уже нельзя пятнать (пятнашки «Зайчики»).
3.Играющий, которого запятнали, если он быстрый, может сразу же возвратить пятнание водящему, и пятнашкой остается прежний игрок («Пятнашки с передачей»).
4.Все играющие, кроме пятнашки, выбирают себе имя из цветов, птиц, зверей. Пятнашки не пятнает того, кто вовремя назвал свое имя, например «лиса» («Пятнашки с именем»).
5. «Прерванные пятнашки»; «Круговые пятнашки» и др.
Внимание – необходимое условие любой деятельности: игровой, познавательной. Между тем, внимание у дошкольников, как правило, развито слабо. И справиться с этой проблемой помогают народные игры, так как в играх присутствует стихотворный текст, который направляет внимание детей, напоминает правила.
Например: игра «Дударь, дударь, дударище.»
Ход игры: Выбирают «Дударя», ходят по кругу, взявшись за руки, и поют.
Дударь, дударь, дударище.
Старый, старый старичище
-Дударь, дударь что болит?
-Рука (нога, уши, голова, спина, пятка соседа, нос соседа и т.д.)
Все находящиеся в хороводе берутся за «больное» место и опять идут по кругу с песней, которая повторяется 3-4 раза. Когда в очередной раз у «Дударя» спрашивают: «Что болит?», он отвечает: «Здоров. Вас ловлю!» Кого поймает, тот становится на его место.
В русских народных играх отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству. Такие игры – забавы с придумыванием нелепиц, со смешными движениями, жестами я использую во время проводимых в группе народных праздников и развлечений.
Например: игра « У бабушки Маланьи ».
Это очень веселая хороводная игра, в которой один из детей (водящий) должен придумать какое-нибудь оригинальное движение, а все остальные – его повторить. В игре достигается не только согласованность движений, но и единство в создании образа и настроения.
Ход игры: Дети вместе с воспитателем становятся в круг, в середине которого находится ребенок, изображающий Бабушку Маланью (на него можно надеть платочек или фартучек).
По считалке дети выбирают водящего – «Маланью», ставят в центр круга. Все остальные ходят и проговаривают слова.
У Маланьи у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей – все без бровей.
С такими глазами, с такими ушами,
С такими носами, с такими усами,
С такой головой, с такой бородой.
Ничего не ели, на нее глядели.
Делали вот так.
На слова «с такими глазами» дети останавливаются и изображают то, о чем говорится: показывают «огромные брови», «длинный нос» и т.д. После слов «делали вот так» «Маланья» показывает какое-нибудь движение. Кто его лучше всех повторил, того «Маланья» выбирает и ставит в центр круга на свое место.
Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать и поплясать, сделать руками длинный нос, погрозить пальцем или в шутку заплакать. Они могут сопровождаться звуками и возгласами, передающими настроение. Обычно движение мы с детьми повторяем несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры.
Подвижные народные игры помогают формировать у детей дошкольного возраста таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.
Например: игра «Пчелки и ласточка»
Ход игры: Играющие дети - «пчелки» сидят на корточках. «Ласточка» - в своем гнезде. «Пчелки» (сидят на поляне и напевают):
Пчелки летают, медок собирают!
Зум, зум, зум! Зум, зум, зум!
Ласточка: - Ласточка летает, пчелок поймает.
Вылетает и ловит «пчел». Пойманный становится «ласточкой».
Дети нашей группы с удовольствием играют в уже разученные игры и с интересом осваивают новые, ведь они привлекают ребят и познавательным содержанием, и разнообразием игровых действий, и эмоциональной окрашенностью. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и содержательным. Игры использую, в совместной деятельности, развлечениях, на прогулке. Во время прогулок использую зачины, переклички, считалки, которые помогают быстрее вовлечь детей в игру и, как правило, нежелающих играть нет.
Анализируя свою работу, я убедилась, что русские народные игры ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству.