Изобразительная деятельность как средство развития речи старшего дошкольника

Автор: Цапаева Елена Витальевна

Normal

0

false

false

false

RU

X-NONE

X-NONE

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:10.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

line-height:115%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;

mso-fareast-language:EN-US;}

Изобразительная деятельность как средство развития речи старшего дошкольника

 

Согласно исследованиям А.В. Белошистой, рисование красками, нанесение мазков на бумагу привлекает внимание ребенка еще в раннем дошкольном возрасте. Дети в возрасте около полутора лет уже охотно занимаются этим, однако такие занятия сначала имеют характер забавы, игры. В младшем дошкольном возрасте рисование уже приобретает характер изображения предметов, передачи его формы и цвета, хотя удовольствие от рисования дети получают благодаря тому, что в эти занятия включен процесс придумывания содержания, развертывания действий, близких игре. Необходимо поддерживать это стремление, не ограничивая детей только задачей изображения отдельных предметов. Выдумывание сюжета своего рисунка тоже очень важно, так как развивает воображение [1].

Программы детского сада по изобразительному искусству предусматривают воспитание у детей эстетического отношения к действительности и к произведениям искусства, развитие воображения и творческих способностей, овладение изобразительными навыками и умениями. В жизни ребёнка особенно важно развитие зрения и моторики, а также сенсомоторной координации. От хаотического восприятия ребёнок переходит к усвоению таких понятий, как вертикаль и горизонталь. И первые детские рисунки, появляющиеся в эту пору, естественно линейны. Рисование участвует в формировании зрительных образов, помогает овладевать формами, координировать перцептивные и моторные акты. По мнению И.М Сеченова, рисование способствует согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе занятий изобразительной деятельностью координируются конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно- логическое, за которое ответственно левое полушарие [3].

Особенно важна связь изобразительной деятельности с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребёнка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисование предоставляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов. И.П. Павлов отмечал, что детское рисование – один из видов аналитико-синтетического мышления. То есть, рисуя, ребёнок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка своё знание, изучая закономерности, касающиеся предметного и социального мира. Ведь дети, как правило, рисуют не предмет, а обобщенное знание о нём, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками [2].

Изобразительная деятельность имеет огромное значение для умственного воспитания ребенка, что в свою очередь, теснейшим образом связано с развитием речи. Первым шагом в развитии понимания речи на занятиях изобразительной деятельностью является функция слова: все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и как делает, получает название.

Изобразительная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря многообразию наглядности. Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (тактильное восприятие, зрение, слух), что также оказывает положительное влияние на развитие речи.

Также в процессе продуктивной деятельности предусмотрены условия для осуществления тесной связи слова с действием. Следует особо отметить, что действия детей, сопровождаемые речью, в процессе изобразительной деятельности, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными. Ускоряется и процесс усвоения навыков изображения.

Рационально использование образных сравнений, стихотворных текстов, загадок, которые помогают создавать характеристики объектов, способствуют развитию у детей образного восприятия и обогащению речи выразительными средствами.

На таких занятиях существует возможность решения конкретных задач, а также активизация речи детей замкнутых, стеснительных.

Большую роль играет речь взрослого, она должна быть доступна, выразительна, из четко построенных предложений и содержать паузы для осмысления прослушанного. Целесообразно использование одних и тех же слов в различных сочетаниях и предложениях, это позволяет решать не только задачи развития речи, но и задачи обучения изобразительной деятельности, и коррекционно-воспитательные задачи.

Формирование способности сравнивать на занятиях изобразительной деятельностью, помогает детям осознать действия с различными предметами, обратить внимание на различные признаки предметов, выполнять различные действия, строить противопоставленную речь.

Важно помнить, что содержание вопросов должно иметь наглядную опору и соответствовать сопутствующей деятельности. Вопросы по существу данной деятельности способствуют решению изобразительных задач.

Развитие речи детей на материале изобразительной деятельности в сопровождении литературных и музыкальных произведений повышает эмоциональность восприятия и способствует более глубокому проникновению в художественный образ. Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание для их речи. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности, описывать содержание картины, придумывать сопутствующие события к представленному сюжету.

Изобразительная деятельность – одна из основополагающих сторон развития речи дошкольника. В процессе продуктивной деятельности предусмотрены условия для осуществления тесной связи слова с действием. Следует особо отметить, что действия детей, сопровождаемые речью, в процессе изобразительной деятельности, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными. Ускоряется и процесс усвоения навыков изображения.

Следовательно, индивидуальный подход в работе с дошкольниками осуществляется с учетом обозначенных особенностей и предусматривает также особую форму общения с детьми, учитывая их речевые возможности, их общительность и уровень их изобразительных навыков. В настоящее время используются разнообразные формы организации детей. И выбор той или иной формы определяется задачами, которые следует решать с учетом, конечно же, индивидуальных особенностей детей. Так, занятия по изобразительной деятельности целесообразно проводить подгруппами, где каждый ребенок имеет большую возможность для речевых высказываний. Позитивного отношения заслуживают и индивидуальные занятия. На таких занятиях существует возможность решения конкретных задач, а также активизация речи детей замкнутых, стеснительных. Прежде всего, речь взрослого следует рассматривать как образец для подражания, т.е. она должна быть доступна, выразительна, из четко построенных предложений и содержать паузы для осмысления прослушанного.

Таким образом, особое место в развитии дошкольников занимает изобразительная деятельность, возникающая на разных этапах онтогенеза. Детская изобразительная деятельность рассматривается как одна из эффективных форм художественного освоения детьми окружающей действительности, в процессе которой они изображают предметы и явления. Изобразительная деятельность – одна из основополагающих сторон развития речи дошкольника. В процессе продуктивной деятельности предусмотрены условия для осуществления тесной связи слова с действием.

 


 

Список использованной литературы

 

1. Белошистая, А.В. Волшебные краски. 3 - 5 лет: Пособие для занятий с детьми. / Белошистая А.В., Жукова О.Г. – М.: Аркти, 2013. - 32 с.

2. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 2010. - 132 с.

3. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. / Комарова Т.С. - М., 2008. - 158 с.

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x