Статья Изобразительная деятельность, как средство коррекции детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.. Автор: Доронина Светлана Ильинична

Автор: Доронина Светлана Ильинична
В статье представлен опыт работы по художественно-эстетическому развитию с детьми коррекционной группы.


Автор: Доронина Светлана Ильинична

«Изобразительная деятельность, как средство коррекции детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»

1 сл. Задержка психического развития (ЗПР) - особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.

2 сл. Отечественная практика специального обучения доказывала, что вовремя начатая и грамотно построенная коррекционная работа с детьми с ОВЗ средствами изобразительного искусства позволяет предупредить появление дальнейших отклонений, скорригировать уже имеющиеся нарушения и достичь максимально возможного для ребенка уровня развития.

Отечественные ученые Л.С.Выготский, Е.А.Екжанова, Т.С.Комарова утверждали, что художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, формирует мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует развитию восприятия, произвольного внимания, воображения, речи, мелкой моторики, руки, коммуникации.

3 сл. Коррекционно-развивающие возможности изодеятельности связаны с предоставлением ребенку с нарушениями практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в его продуктах, утверждением и познанием своего «Я». Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими поделок и рисунков повышает самооценку, самопознание.

4 сл. Сама изобразительная деятельность дошкольников с ЗПР подводит их к пониманию того, что изобразительное искусство отражает окружающий мир, посредством линий, цвета, красок, формы. В этот период детей знакомят с разными видами и жанрами изобразительного искусства, представления о которых у них углубляются в процессе изображения предметов, образов.

5сл. Особенности изобразительной деятельности детей с ЗПР обусловлены структурой имеющихся у них нарушений. Сенсорные нарушения влияют на формирование навыков изображения в лепке, рисовании, аппликации.

 

6 сл. В детском саду занятия рисованием, лепкой, аппликацией интересны для ребенка с ЗПР. Он радуется результату своей работы. Поэтому, занятия изобразительной деятельностью занимают особое место в коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития.

7 сл. Как показала практика, при задержке психического развития наблюдается несовершенство цветоразличения (узнавание промежуточных цветов) и таких компонентов восприятия, как дифференцированность, избирательность, целостность, осмысленность, точность. Эти нарушения в развитии не обеспечивают полноценную изобразительную деятельность детей.

8 сл. Нарушение пространственных ориентировок сказывается на рисовании, наклеивании предметов, человека и их расположение на листе. Ограниченность образов, представлений затрудняет сюжетное и предметное рисование, лепку, аппликацию. Несформированность самоконтроля не позволяет уточнять и сравнивать свое изображение с образцом и давать вербальную оценку. Нарушение в общей и мелкой моторике затрудняют использование и правильное владение инструментами изобразительной деятельности (кистью, стекой, ножницами).

9сл. Мы отметили, для данной категории детей характерен сниженный интерес к рисованию, а для некоторых детей даже его отсутствие к процессу и результатам изобразительной деятельности. У многих детей с задержкой психического развития даже в старшем возрасте еще не достаточно сформированы технические навыки рисования: они неправильно держат карандаш, кисть, не знают, как выбрать краску, промыть и осушить кисть, как вести ею по бумаге. Вызывает затруднения прорисовка мелких предметов, дети плохо владеют приемами закрашивания. В процессе рисования большинство воспитанников использует и карандаши, и краски основных цветов, практически не меняя их в ходе работы. Цвет, форма, величина как средства выразительности используются не в полной мере. Не наблюдается стремления к разнообразному цветовому решению изображения. Даже напоминание педагога о том, что имеются краски, фломастеры, карандаши разного цвета, не побуждает детей к их использованию. Выбор цвета дошкольники осуществляют по подражанию друг другу. Дети могут забыть раскрасить предмет, его натуральный цвет. Больше внимания дошкольники проявляют при рисовании того предмета, который в данный момент их интересует.

10 сл. К 6-летнему возрасту практически у всех дошкольников предметный рисунок сформирован, однако в большинстве случаев он упрощен, схематичен, является штампом. При этом изображение отличается недостаточной проработанностью деталей или их отсутствием, отмечаются ошибки в пространственной ориентировке на листе бумаги, в выборе цвета, налицо несоответствие величины предмета по отношению к другим, между частями одного изображения, искаженность форм. Изображения мелкие, невыразительные, не соотнесенные с краем листа или с изображением земли на нем, если даже она четко обозначена. Нарисованные предметы зачастую даны лишь контурной линией, которая выполнена неуверенно, нечетко, часто выходит за границы контура.

11 сл. Наибольшие трудности возникают при создании сюжетного рисунка. Дети не умеют сформулировать свой замысел, не владеют навыками его реализации. По данным Екжановой Е.А., у большинства старших дошкольников с ЗПР сюжетный рисунок совершенно не развит. Они не могут «войти» в воображаемую ситуацию, комбинировать известные образы в новые сочетания, самостоятельно осуществить выбор средств, делающих рисунок более выразительным. Их рисунки бедны как по содержанию, так и по композиции. Как правило, они изображают лишь отдельные элементы сюжета, не умеют разместить их на плоскости листа бумаги. Расположенные по краю листа, эти элементы сюжетного рисунка имеют ряд пропорциональных и композиционных особенностей, не встречающихся в соответствующих рисунках нормально развивающихся сверстников. Дети с ЗПР часто цветы, дома и деревья изображают одинаковой величины, не учитывают все пространство листа бумаги и располагают изображения лишь на небольшом его участке, используя менее 1/3 высоты листа.

12 сл. У дошкольников с ЗПР практически отсутствуют представления о композиционной выразительности сюжетного изображения. Стереотипность сюжетных рисунков является одной из особенностей изобразительной деятельности воспитанников. Дошкольники с ЗПР не переживают по поводу изображаемого, не стремятся передать в рисунке личностное отношение, внести что-то от себя, отразить характер персонажей, их настроение. Образы далеко не всегда эмоционально насыщенны, наблюдается расположение предметов и фигур статичное и однообразное.

13 сл. Отмечаются затруднения, связанные с отражением в рисунках социального опыта. Так некоторые дети отказываются от выполнения изображения человека, мотивируя это тем, что не умеют рисовать человека, не знают, как начать рисовать, кого изображать. Стимулирующая помощь и выявление представлений испытуемых о строении человеческого тела и о способах изображения «мальчика» или «девочки» (в зависимости от пола ребенка) не дают положительного результата, т. е. у детей не был сформирован графический образ фигуры человека. Рисунок человека в большинстве случаев маленький по размеру, он занимает 1/3 листа или меньше. Прослеживается нечёткое, искажённое изображение человека, недостаточно прорисованные части тела, их несоответствие. В фигуре человека рисуются лишь наиболее крупные части тела (голова, туловище), а мелкие могут отсутствовать. Дети не используют перспективные отношения, декоративные элементы для украшения одежды, переносят цвет одной детали одежды на весь костюм. Лишь небольшая часть детей с ЗПР стремятся передать движение человека.

14 сл. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в отличие от нормально развивающихся детей, дети с задержкой психического развития имеют специфические особенности в овладении изобразительной деятельностью. У них отмечаются трудности в восприятии и передачи формы изображаемых предметов, бедность цветового решения. Для рисунков характерны такие черты как: примитивность, схематичность, статичность, стереотипность. Так же отмечаются нарушения пространственной ориентировки и пространственных представлений. Наблюдаются трудности изображения человека, слабый интерес к миру людей, дошкольники слабо актуализируют уже имеющиеся знания о человеке. Отмечается преобладание предметного плана рисования над сюжетным, бедность социального замысла. Таким образом, можно сказать, что социальная тематика рисунков детей с ЗПР ограничена.

 

15 сл.

Главной особенностью коррекционной работы является  комплексный подход при формировании определенных навыков у детей. Он предполагает следующее:

планирование по спирали - на кажд

ом последующем этапе усложняются

задачи работы и в каждом виде деятельности навыки детей должны не только закрепляться, но и усложняться;

построение занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

реализацию индивидуально - дифференцированного подхода, что предполагает при единой целевой установке различные способы выполнения задания каждым ребенком;

преемственность в работе всех педагогов: на аналогичном материале в рамках одной темы каждый из специалистов решал общие и специфические задачи;

использование игровой мотивации на всех занятиях;

продолжительность занятий определялась состоянием детей в данный день и степенью сложности материала.

16 сл.

К основным формам обучения навыкам изобразительной деятельности относятся занятия, игры, коллективное творчество. Отличительной чертой таких занятий с детьми является то, что они решают как образовательные, воспитательные, так и коррекционно-развивающие задачи.

Нами используются средства коррекционно-развивающего обучения:

-рисование с использованием различных материалов (цветные карандаши, гуашь, восковые мелки, фломастеры, мел);

-лепка (пластилин, соленое тесто);

-аппликация (бумага, ткань, природный материал).

Используем в работе технологии изобразительной деятельности:

-рисование по точкам,

-волшебные пятна (кляксография),

-рисование на обоях, на асфальте,

-пластилиновая живопись,

-графическая музыка (рисование под музыку),

-печатки, трафареты, раскраски,

-экспериментирование с материалами,

-работа с пластилином, глиной, цветным соленым тестом с использованием природного материала,

-работа с бумагой (различной текстуры), тканью, природным материалом

-коллажи с разными материалами.

17 сл.

Для развития изобразительных навыков, эстетического восприятия на занятиях, в совместной деятельности применяются следующие методы и приемы:

рассматривание образцов (картины, иллюстрации, фигурки);

чтение художественной литературы, пение песен, слушание музыки

показ способов изображения, поэтапный показ действий;

индивидуальная работа с полным и частичным показом способов изображения;

игры, танцевальные паузы,

физминутки

;

поощрение,

показ удачно начатой работы,

советы,

пояснения;

выставки детских работ,

поделки для малышей,

подарки для сотрудников и близких людей.

18 сл.

Непременной частью занятий изобразительной деятельностью становятся дидактические игры на развитие познавательных процессов («Чего не стало?», «Что изменилось?», «Угадай на ощупь» и т. д.).

19 сл.

Таким образом, в процессе обучения рисованию, лепке и аппликации педагог осуществляет развитие и коррекцию

восприятия (цвет, фактура форма, величина),

памяти (объем, длительность, устойчивость),

внимания (концентрация, переключаемость, произвольность),

мышления (мыслительные операции - анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение),

речи (активация и обогащение словаря, развитие сопровождающей речи),

воображения (перенос представлений в самостоятельную деятельность),

моторики (координация, переключаемость, автоматизация движений),

личности (эмоциональное благополучие, мотивация, коммуникабельность).

20сл.

Для более успешной реализации коррекционной работы в группе создана развивающая предметно – пространственная среда.

..........», где находятся образцы искусства;

-«уголок умелых ручек», где в доступном месте находятся различные материалы и инструменты для изодеятельности;

-«уголок исследователя», где дети могут экспериментировать с материалами, исследовать их свойства;

-«экран творчества» - это рамка 100 х 50 см на стене с рулоном обоев, где дети могут заниматься крупномасштабным рисованием;

-«выставочный уголок», где родители и гости нашей группы могут познакомиться с работами детей.

Также в группе достаточно дидактических пособий, настольных игр типа «Собери букет», «Контуры», «Цвета», имеется аудиотехника, микроскоп.

21 сл. Таким образом, можно сделать вывод, что .....

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x