Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Изотерапия | Ахметова Лиана Николаевна. Работа №239370

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Ахметова Лиана Николаевна
Изотерапия – это направление арт-терапии, применяющее в своей работе методы изобразительного искусства. Данное направление психотерапевтической практики получило широкое распространение, как в работе с взрослыми, так и с детьми. Термин "арт-терапия" был введен в употребление Адрианом Хиллом в 1938 году. Это словосочетание было применено относительно всех видов занятий искусством, которые осуществлялись в центрах и в больницах психического здоровья. Основная цель арт-терапии заключается в развитии гармонизации личности через способность самопознания и самовыражения.

Изотерапию относят к наиболее популярному и доступному методу познания себя. На холсте или бумаге можно выразить свои страхи, мысли, надежды, глубоко затаившиеся внутри человека. Это направление способствует освобождению от отрицательных эмоций, снимает нервное напряжение.

 

Изотерапия

 

 

Изотерапию относят к наиболее популярному и доступному методу познания себя. На холсте или бумаге можно выразить свои страхи, мысли, надежды, глубоко затаившиеся внутри человека. Это направление способствует освобождению от отрицательных эмоций, снимает нервное напряжение.

Методы изотерапии

Изотерапия как метод психологической коррекции берет начало от психоаналитического воззрения Фрейда, аналитической психологии Юнга, использующего личное рисование для подтверждения идеи об универсальных и первоначальных символах. Далее большое влияние в развитии изотерапии выразили психотерапевты гуманистической направленности.

Методы изотерапии включают пассивную форму - использование готовых произведений искусства, так и активную форму – создание собственных творений.

Изотерапия как метод психологической коррекции предоставляет малышу возможность пережить, осознать конфликтную ситуацию, а также проиграть какую-либо проблему максимально удобным для детской психики способом.

В изотерарии применяют самые разнообразные материалы: пластилин, карандаши, краски, цветную бумагу, пластилин. Эти материалы помогают в воссоздании художественного полотна. Как самостоятельный метод арт-терапии, изотерапия возникла всего лишь несколько десятилетий назад. В настоящее время этот метод очень востребован среди дошкольников.

Методы изотерапии позволяют погрузиться в проблему настолько, насколько сам ребенок этого хочет и готов ее заново переживать. Зачастую сам малыш даже не понимает, что с ним происходит.

Изотерапия в работе с детьми широко применяется для снятия стрессовых состояний, психического напряжения, для коррекции страхов и неврозов, поскольку рисуя, малыш болезненно соприкасается с некоторыми неприятными, пугающими, травмирующими образами.

Одной из методик изотерапии является проективный рисунок. Эта методика выполняет диагностическую и психокоррекционную функцию. Ее используют, как в индивидуальной, так и в групповой работе. Основной задачей проективного рисунка выступает выявление и осознание трудновербализуемых переживаний и проблем. Направляя и управляя тематикой рисунков, добиваются переключения внимания, концентрации на значимых конкретных проблемах. Проективное рисование позволяет интерпретировать эмоциональные проблемы и диагностировать затруднения в общении. Эта методика работает с чувствами, которые человек не осознает. Темы рисования могут быть самые разнообразные, например, «личное прошлое и настоящее», «жизненные ситуации в которых я ощущаю себя неуверенно", "мой день", "кем я мечтаю стать", страх, «что мне дала группа» и так далее.

Изотерапия для дошкольников

У дошкольников изотерапия разгружает нервную систему, стимулирует развитие моторики, успокаивает психику. Этот метод является одним из лучших способов, чтобы узнать, о чем думает малыш, чего он стесняется, что ему снится.

Дошкольники в силу своих возрастных особенностей не способны анализировать поступки окружающих, а также делать выводы. Они быстро в семье становятся зависимыми от напряжённой ситуации и ночных кошмаров. А направление арт-терапии через рисунок позволяет выразить свои эмоции. Этот метод устраняет агрессивное поведение, зажатость, неуравновешенность, низкую самооценку, ревность, чувство одиночества.

Изотерапия успешно применяется в работе с детьми, у которых отмечаются нарушения слуха и речи, задержка умственного развития, !аутизм. Дошкольники, имеющие патологию нервной системы, благодаря изотерапии достаточно быстро выходят на контакт с психологами, педагогами, врачами и включаются с энтузиазмом в процесс психокоррекции.

Занятия изотерапией раскрывают потенциал малыша, вдохновляют и открывают новые возможности. Игровые занятия по рисованию проводят, как индивидуально, так и небольшими подгруппами. Изотерапия включает несколько направлений:

- личный рисунок, позволяющий выразить свое «Я» и его анализ;

- использование художественных готовых произведений.

На занятиях по изотерапии взрослый предлагает малышу создать рисунок на заданную или произвольную тему. Во время рисования специалист внимательно следит за детскими эмоциями художника, интересуется, что малыш испытывает, а также чувствует во время рисования. После рисования ребенок дает описание, что он изобразил. Этот этап заключается в обучении анализу происходящего, а также самостоятельного оценивания своей проблемы. При этом малыш развивает выразительность речи и образное мышление. Потом специалист даёт свою интерпретацию рисунка, основанную на научных практиках, а также разбирает вместе с подопечным его художественную работу. Все рисунки после занятий обязательно сохраняются. На следующих сеансах при необходимости их сравнивают с новыми работами для оценивания развития ситуации. Этим методом эффективно заниматься курсом по несколько занятий, поскольку изотерапия в комплексе помогает быстрее добиться желаемого результата, а именно решает проблемы и учит смотреть на мир позитивно.

Изотерапия для дошкольников включает многообразные арттерапевтические формы работы с детьми. Особое внимание уделяется проблеме разрешения и переживания !страхов. Страхи выступают неотъемлемой частью каждого индивида. При определенных моментах страхи разрастаются и захватывают все человеческое существо целиком. Избегание страхов – это неконструктивный выход из ситуации. Страхи теряют свою силу, когда индивид смотрит им в лицо. Избавление от страхов представляет сложность для взрослого человека, а для ребенка выступает вдвойне сложным процессом. На помощь в таких случаях приходит изотерапия, позволяющая безболезненным способом вывести на физический план переживания, страхи, которые лежат глубоко в сознании.

При проведении изотерапии огромное значение приобретает творческий акт, а также внутренний мир творца, который выявляется в результате рисования. Психологи поощряют участников в спонтанности выражения своих внутренних переживаний на бумаге или холсте, не беспокоясь о художественном достоинстве рисунка.

По мнению Гольдштейна, творчество выступает одним из способов в преодолении страха, которое возникает из-за внутреннего конфликта человека, мешающего реализовать себя, как личность. Творческие личности лучше концентрируются, свою силу умело распределяют при преодолении препятствий и решении внешних и внутренних конфликтов. Основной источник деятельности человека, по мнению Маслоу, кроется в непрерывном стремлении к самовыражению и самоактуализации, однако эти проявления отмечаются у здоровых людей. У личностей невротического склада эта потребность зачастую нарушена, поэтому искусство выступает эффективным способом ее восстановления.

Некоторые исследователи относят рисование к средству снятия напряжения. Это происходит по причине возвращения к примитивным формам функционирования, а также удовлетворения бессознательных желаний. Художественное произведение вытесняет содержание комплексов из сознания и устраняет переживания отрицательных эмоций. Эта особенность приобретает большую значимость для тех, кому сложно выговориться, а вот через творчество выразить свои фантазии гораздо легче. Фантазии, изображенные на бумаге, зачастую облегчают и ускоряют вербализацию переживаний. В процессе изотерапии понижается защита, которая отмечается при привычном вербальном контакте, поэтому больному реальнее оценить свои нарушения. Рисование снимает барьер «эго-цензуры», который затрудняет выражение словесных, конфликтных, бессознательных элементов. Творчество позволяет открыть путь к бессознательному выражению фантазий и идей, которые отмечаются в значимой для пациента форме. Одна из техник изотерапии использует зарисовку сновидений, а также возникающих во сне чувств. Важно при анализе рисунков учитывать непосредственное воздействие на организм линий, цветов, форм. В Японии и Китае издавна в лечении нервных потрясений используется рисование иероглифов. Выяснилось, что при этом индивид полностью расслабляется и у него заметно понижается частота пульса.

Цели изотерапии:

1. Позволить дать выход негативным чувствам, включая агрессивности. Работа над рисунками, картинами выступает безопасным способом в выпускании пара и разрядки напряжения.

2. Облегчить лечение.

3. Получить материал для диагностических заключений и интерпретации.

4. Проработать чувства и мысли, которые человек привык подавлять. Нередко невербальные средства выступают единственными в прояснении сильных убеждений и переживаний.

5. Наладить отношения между человеком и психологом. Совместное участие в процессе художественной деятельности способствует созданию взаимного принятия, а также эмпатии.

6. Развить внутренний контроль. Процесс рисования предусматривает упорядочивание форм и цвета.

7. Концентрация внимания на чувствах и ощущениях.

8. Развитие художественных способностей, повышение самооценки.

Изотерапия для детей

Школьная адаптация – это проблема, с которой сталкивался каждый школьный психолог начальной школы. Его работа в этот период нацелена на приспособление малыша к новому коллективу. Если это спецшколы для детей-инвалидов, то актуальность проблемы адаптации стоит наиболее остро. Это вызывается рядом причин, в частности постоянным изменением состава класса из-за болезней учащихся.

Занятия по изотерапии с детьми-инвалидами рекомендуют осуществлять двум психологам в закрытой группе до 6-ти человек. Состав группы сохраняется тот же на протяжении всей программы. Занятия проводятся 1 раз в неделю до 60 минут. Изотерапию рекомендуют чередовать с песочной терапией.

Первый этап – это первые три занятия, которые отмечаются пассивностью детей-инвалидов и ориентиром на детей лидеров.

Второй этап занятий – четвертое и пятое характеризуется повышением психического дискомфорта, а также тревожностью детей. Отмечаются они возникновением враждебности между участниками. При этом самооценка некоторых участников группы понижается, что проявляется в отрицании творческих возможностей.

На третьем этапе – шестое и седьмое занятия, дети готовы выражать разнообразные чувства, которые ими осознаются.

Четвертый этап, включающий восьмое, девятое, десятое занятие, отмечается усилением тревожности у детей.

Пятый этап – это заключительный, включающий последнее занятие.

Предлагаем примерный план-занятия по изотерапии «Путешествие на сказочную поляну».

План занятия:

1. «Волшебная поляна» релаксационное упражнение.

2. Развитие ассоциативного воображения (игровые упражнения).

3. Выбор трех героев сказочного леса.

4. Игра в песочнице.

5. Рисунок «Нарисуй место, которое запомнилось тебе больше всего».

6. Итог занятия.

Материалы: аудиозапись «Звуки леса», ящик с песком, миниатюрные фигурки, вода, фломастеры, кисти, краски, карандаши, лист А4.

Ход занятия: занятие начинается с приветствия, которое должно сплотить детей, создать атмосферу группового принятия и доверия. Далее для включения в работу предлагается разминка, включающая в себя релаксационные упражнения с музыкальным сопровождением. Детей рассаживают на стулья, которые поставлены в круг. Один взрослый читает текст, а второй взрослый проводит с детьми упражнение на расслабление. Цель упражнения снять мышечное напряжение. Далее проводят упражнение на развитие воображения. Детей просят рассказать об ощущениях и мыслях во время «путешествия».

Затем детям предлагают перейти к песочнице с влажным песком и показывают ее возможности: можно потрогать песок, раскопать дно, выстроить гору. Ребятам объясняют, что нельзя бросаться песком, разрушать то, что создал рядом «волшебник».

Игра в песочнице включает следующее содержание: детям предлагают отправиться в путешествие, для того чтобы обнаружить страну, в которой они будут жить первыми, где создадут сказочную, цветущую страну. Детям разрешается в сказочную страну взять только три героя и в неограниченном количестве деревья, дома, цветы. Затем психолог рассказывает сказку, создавая проблемные ситуации и отслеживая за реакцией детей, а именно, как они из них выходят. Окончание сказки преподносится психологом.

Следующая часть занятия - непосредственно изотерапия. Дети сидят за одним большим столом. Психолог дает инструкцию нарисовать героя или место песочной сказочной страны, которое наиболее запомнилось. Малышам предоставляют возможность самим выбирать средства и материал для изобразительной работы. В конце занятия подводится итог. Детям предлагают дать оценку занятия (что было хорошо - что плохо, что понравилось - что не понравилось) и для чего мы это делали.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×