Статья Изучение истории родного края во внеурочной деятельности. Автор: Канзычакова Екатерина Сергеевна

Автор: Канзычакова Екатерина Сергеевна
 Практическая направленность данной программы позволяет учащимся усваивать знания в деятельности, способствует воспитанию патриотических чувств, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.

 

            Программа обучения рассчитана  на школьников 2-4 классов. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.   


Автор: Канзычакова Екатерина Сергеевна

 

ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЙ КРАЙ РОДНОЙ»

 

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Разработанная программа внеурочной деятельности «Камчатка мой край родной» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Практическая направленность данной программы позволяет учащимся усваивать знания в деятельности, способствует воспитанию патриотических чувств, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.

Программа обучения рассчитана на школьников 2-4 классов. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.

Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Камчатского края.

Задачи программы:

образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с многонациональным составом населения Камчатского края, культурными учреждениями района, историей возникновения и развития Малой Родины;

развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;

воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.

Основные принципы, положенные в основу программы:

принцип доступности

,

учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

Методы работы:

словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания

на

практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенно

сти детей, специфику курса «Камчатка – мой край

родной» необходимо использовать такие

формы

проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.

Ниже представлено описание проекта, проведенное нами в рамках реализации программы «Камчатка-край мой родной».

Проект: Моя малая родина

Цель проекта: формирование понятия малой родины как части большой страны России; воспитание любви к родине и малой родине, уважительное отношение к себе, к людям, к тому, что сделано руками человека.

Прогнозируемый результат: презентация проекта "Моя малая родина"; формирование исследовательских, творческих форм мышления; развитие познавательных способностей, навыков самостоятельной деятельности, умение публично выступать и представлять проект.

Описание проекта.

Подготовительный этап:

Экскурсии по достопримечательным местам родного села.

Посещение сельской библиотеки.

Беседа со взрослыми жителями села: "Знакомство с историей села".

Сбор материала.

Учащиеся совместно с родителями, учителем делают фотоснимки наиболее красивых уголков села и его окрестностей, достопримечательных мест, объектов социальной сферы, придумывают подписи для каждой фотографии. В библиотеке подбирают пословицы, стихи о Родине.

Обсуждение собранного материала:

Обсуждают разные идеи, подходы к оформлению альбома, отбирается наиболее важный и интересный материал, определяется логика его расположения в альбоме. Учитель дает общие рекомендации по оформлению собранного материала.

Самостоятельная работа:

В классе 5 человек, поэтому каждый ученик оформляет свой альбом.

Защита результатов: презентация проекта проводится в классе, школе.

Описание:

Экскурсия по достопримечательным местам родного села Карага.

Посещение детской библиотеки