Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Изучение родословной в дошкольном возрасте | Асадуллина Нурания Камалтдиновна. Работа №206200

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Асадуллина Нурания Камалтдиновна
«С чего начинается Родина?»

Эти строки знакомы каждому из нас, а знакомы ли они нынешнему поколению? В ДОУ при общении с воспитанниками сталкиваемся с таким фактом, что многие из них не могут вспомнить место работы родителей, их профессию. Этот маленький пример показывает  кризис «отцов и детей», к сожалению, во многих современных семьях отсутствуют общие духовные интересы разных поколений, то есть мы не развиваем в детях ценностное отношение к семье.

Несмотря на высокий развивающий потенциал ДОУ в образовании, следует обратить внимание на то, что идет слабый организационный момент в развитии ценностного отношения к жизни у старших дошкольников. Это проявляется в поступках дошкольников. Положительную роль в воспитании ценностного отношения к жизни у дошкольников может сыграть составление своей родословной. Поэтому это изучение рассматривается нами как актуальная проблема. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, толерантности, культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию.

 Как преодолеть этот разрыв, соединить разорванную нить? Как найти корни своего родового древа? Ответ на этот вопрос нашли педагоги   старшей группы, реализуя проект «Моя родословная». Опыт показал, что совместная работа воспитанников, их родителей, бабушек и дедушек над своей родословной ещё больше способствует объединению младших и старших поколений.

Приступая к работе с дошкольниками старшей группы, мы понимали, что  не будет серьезного генеалогического исследования. Но в этой работе заложен большой нравственный смысл, именно через небольшие занимательные рассказы о семейных историях и преданиях, наивные, но искренние сочинения о близких мы можем развивать ценностное отношение к семье.

Изучение родословной в дошкольном возрасте
Воспитатель Асадуллина Н.К., г. Уфа, МАДОУ Детский сад № 70
С чего начинается Родина?
Эти строки знакомы каждому из нас, а знакомы ли они нынешнему поколению? В ДОУ при общении с воспитанниками сталкиваемся с таким фактом, что многие из них не могут вспомнить место работы родителей, их профессию. Этот маленький пример показывает кризис отцов и детей, к сожалению, во многих современных семьях отсутствуют общие духовные интересы разных поколений, то есть мы не развиваем в детях ценностное отношение к семье.
Несмотря на высокий развивающий потенциал ДОУ в образовании, следует обратить внимание на то, что идет слабый организационный момент в развитии ценностного отношения к жизни у старших дошкольников. Это проявляется в поступках дошкольников. Положительную роль в воспитании ценностного отношения к жизни у дошкольников может сыграть составление своей родословной. Поэтому это изучение рассматривается нами как актуальная проблема. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, толерантности, культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию.
Как преодолеть этот разрыв, соединить разорванную нить? Как найти корни своего родового древа? Ответ на этот вопрос нашли педагоги старшей группы, реализуя проект Моя родословная. Опыт показал, что совместная работа воспитанников, их родителей, бабушек и дедушек над своей родословной ещё больше способствует объединению младших и старших поколений.
Приступая к работе с дошкольниками старшей группы, мы понимали, что не будет серьезного генеалогического исследования. Но в этой работе заложен большой нравственный смысл, именно через небольшие занимательные рассказы о семейных историях и преданиях, наивные, но искренние сочинения о близких мы можем развивать ценностное отношение к семье.
С чего же нужно начинать ознакомление детей с родословной?
Прежде всего, в работе по ознакомлению дошкольников с родословной своей семьи является овладение педагогом вопросами о том, что такое родословная, причины ее составления. Педагогу нужно лично осмыслить теоретические вопросы, попробовать составить свое генеалогическое древо. Сведения, которые он получил во время изучения родословной, могут послужить основным материалом для консультаций, стендов и папок для родителей в группе.
Составлению родословной не должно быть помехой обстоятельство, что в роду были какие-то проблемы, например, пьянство, бедность или семейные раздоры. Изучение истории семьи, воспитание гордости за принадлежность к определенному роду, к своей фамилии, желание развивать лучшие стороны своих предков - это те нравственные ценности, которые развиваются в ходе составления родословной.
К тому же история предков может рассказать о том, какие склонности и таланты могут быть у потомков, по какому пути лучше их направить. Работа по составлению родословной служит сплочению членов семьи, что в результате образовывает эмоциональную атмосферу, которая необходима для гармоничного развития ребенка. Так же не нужно забывать о тесном семейном контакте родителей со своими детьми, благодаря которому у ребенка формируется чувство собственной значимости.
Для реализации проекта, была составлена технологическая карта, в которой отражалась вся последовательность работы.
Мы вели работу, как с дошкольниками, так и с родителями. С родителями провели собрание Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста, на котором рассказали о способах составления родословной, оформили уголок с методическими рекомендациями, проводили консультации для родителей: Роль семьи в воспитании ребенка, Семья как категория ценности, Старшее поколение в семье и т.д. Помимо изучения стихов, песен о семье, с детьми проводилась следующая работа: экскурсия в этнографический музей Тирмэкэй, сюжетно-ролевые игры: Семья, Дочки - матери и т.д. Были организованы занятия по теме Моя семья: Родители, Моя семья: Братья и сестры, оформление выставки рисунков: Наша семья, проведение конкурса Ромашка имен. Все перечисленное только часть той огромной работы, которую проделали родители и дошкольники.
Итогом работы над проектом стало мероприятие Времен, связующая нить. К этому познавательному развлечению каждая семья оформила генеологическое древо своей семьи. В его составлении участвовали и прабабушки, прадедушки, бабушки и дедушки, мамы и папы, братья и сёстры. Семьи Садыровых, Гибадуллиных и Исмайловых представили свои исследовательские работы и с гордостью рассказали о своих родных.
В ходе реализации проекта у детей появилось желание быть похожими на родителей, на родственников в делах, поступках, появился интерес к семейным традициям. Проявилось эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. У многих возникло желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий), поэтому нами была создана газета Моя семья, куда вошли интересные рассказы ребят о своей семье, о профессиях своих родственников. Так же в группе совместно с родителями была создана книга памяти Мы помним и гордимся.
В ходе работы в родителях мы нашли союзников и благодарных последователей проводимой работы. Родители говорили, что давно собирались сделать генеалогические древа, но все не было времени. Интерес, уважение, гордость за свою семью - это фундамент дружной семьи. Родители были благодарны нам педагогам, за организованную работу по изучению родословной семьи.
Работа над проектом Моя родословная была интересной, увлекательной, познавательной для всех участников. Теперь на вопрос С чего начинается Родина? педагоги не задумываясь, могут ответить: Родина начинается с семьи. В будущем учебном году планируем продолжать работу над этим проектом. В образовательном процессе будем и дальше применять инновационные инструменты по гражданско-патриотическому развитию детей.
Литература
Абрамова, Ю. Г. Психология среды: истоки и направления развитияЮ. Г. Абрамова // Вопросы психологии. - 2009. - №2. - С. 130-137.
Азнабаева Ф.Г., Шитикова Л.И. Развитие гражданственности и патриотизма у детей //Учитель Башкортостана.-2012. -№9 - с. 46-50.
Гасанова Р.Х. Новое в содержании дошкольного образования на основе Федеральных государственных требований//Учитель Башкортостана.2011-№2 – с. 47-50.
Знаешь ли ты свои корни? Научно – методическое пособие по подготовке и проведению народного праздника Шежере байрамы. – Уфа: Белая река, 2006.-64 с.
Муллагалиева Л.К.Становление традиционных ценностей в бытии современного общества//Учитель Башкортостана, 2011.-№7- с.48-51
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×