Статья К ВОПРОСУ О ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИЦ. Автор: Хамраев Искандар Турсунович

Автор: Хамраев Искандар Турсунович
Женский организм  отличает целый ряд морфологических и функциональных признаков. Половые различия отчетливо дают о себе знать уже в детском возрасте. По сравнению с мальчиками у девочек ниже уровень развития силы и быстроты двигательной реакции. В то же время у них лучше развиты гибкость, пластичность, чувства ритма 


Автор: Хамраев Искандар Турсунович
К ВОПРОСУ О ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИЦ
Хамраев И.Т.
(Бухарский государственный университет)
Женский организм отличает целый ряд морфологических и функциональных признаков. Половые различия отчетливо дают о себе знать уже в детском возрасте. По сравнению с мальчиками у девочек ниже уровень развития силы и быстроты двигательной реакции. В то же время у них лучше развиты гибкость, пластичность, чувства ритма (2).
С началом периода полового созревания в 12 – 16 лет девочки быстро растут и прибавляют в весе. Особенно быстрое физическое развитие девочек наблюдается в 15 – 16 лет. Затем до периода его завершения (19-21 год) эти показатели изменяются мало (2, 3, 4).
У девочек объемы легких и сердца меньше чем у мальчиков. Эти морфологические особенности в основном обусловливают и функциональные различия. У них снижен систолический и минутный объем кровообращения, частота сердечных сокращений в среднем на 10 уд/мин больше, максимальное артериальное давление на 5-7 мм рт. ст., также, максимальное потребление кислорода на 25-30% ниже, чем у мальчиков. Таким образом, девочки и девушки имеют относительно более низкие функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что, естественно, обусловливает и более низкую их физическую работоспособность (3).
Помимо этого физиологические особенности эволюции женского организма являются причиной легкой ранимости сердечно-сосудистой системы, в частности подростковом и даже в более позднем возрасте, что обычно совпадают у девушек с учебой в выпускном курсе колледжа, поступлением в вуз, устройством на работу. Возросшая нагрузка на фоне различных изменений может вызвать переутомление, истощение нервной системы.
В физкультурно-спортивных занятиях с девочками, девушками необходимо постоянно ориентироваться на особенности женского организма, его физиологические, психологические и другие отличия по сравнению с организмом мужчины (3, 4).
Особенно важна правильно дозированная нагрузка в период роста и формирования организма девочек и девушек, когда совершенно нежелательны такие виды деятельности, как статические силовые напряжения, сопровождающиеся задержкой дыхания и актом натуживания.
Женщине природа предопределила мягкость, доброту, нежность, душевную гибкость, любовь к детям. На развитие этих качеств и соответствующих им физических способностей (пластики, изящества, грациозности, высокой степени координации движений, физического совершенства, направленного в первую очередь на деторождение, продолжение рода человеческого) и должны быт нацелены физкультурно-спортивные занятия в школе, начиная с уроков физической культуры (4).
Поэтому девочки, девушки двигательную активность в большей мере должны удовлетворят развитием новых спортивно-оздоровительных видов спорта, развивающих, укрепляющих и оздоровляющих женский организм с использованием упражнений сложнокоординационных, скоростно-силовых, амплитудных с широким ритмовым разнообразием (2). И только такие формы движений должны стать частью образа жизни женщин. Девушки должны владеть знаниями о механизмах воздействия тех или иных форм движений, их нагрузочную стоимость на физиологические и психические изменения в организме, умет пользоваться методами самоконтроля во время занятий.
К данной проблеме необходимо привлечь большое количество спортивных ученых, тренеров, преподавателей физической культуры, которые бы совместными усилиями для школ и колледжей разрабатывали женские виды физического воспитания.
К сожалению, пока раздельное обучение девушек и юношей официально предусмотрено лишь в старших (VIII-IX) классах (1). В начальных и старших (V, VI, VII) классах только в ряде разделов учебной программы содержится материал, специально предназначенных для девочек. Однако исключительно важно в любом случае, в каждом классе, на каждом уроке, спортивной тренировке при помощи варьирования нагрузок, использования различных упражнений, изменениями их направленности постоянно дифференцировать физическое воздействие на организм девочек и мальчиков. В связи с этим, можно только приветствовать попытки ряда учителей делит классы по половому признаку на занятиях уже в начальной школе (при объединение двух параллельных классов один учитель работает с мальчиками обеих классов, другой – с девочками).
Литература:
1. O’zbekiston Respublikasi Xalқ ta’limi vazirligi. Jismoniy tarbiyadan yangi tahrirdagi davlat ta’lim standarti, o’quv dasturi va mavzuiy rejalashtirish. Toshkent, 2006.
2. Юнусов.Т.Т., Юнусова Ю.М. Спорт для женщин – залог здорового образа жизни. // Фан – спортга, 2010, № 3, с. 42-47.
3. Усманходжаева А.А., Усманалиева Н.Ш. Женский спорт и репродуктивная система. // Фан – спортга, 2012, № 2, с. 41-43.
4. Физкультура для всей семьи (Сост. Козлова Т.В., Рябухина Т.А. М.: Физкультура и спорт, 1989. с. 197-204.
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x