Как говорить с детьми про карантин | Черепанова Наталия Евгеньевна. Работа №239402
Автор: Черепанова Наталия Евгеньевна
Даются рекомендации о том, как объяснить ребенку любого возраста о COVID-19 и вынужденном карантине.
Как говорить с детьми про карантин
Коронавирус уже давно ходит по стране. Но, как оказалось, не все родители успели поговорить со своим ребенком о том, что же сейчас происходит. Сегодня я бы хотела осветить эту тему.
Первое, о чём я всегда говорю, это о эмоциональном состоянии взрослого. Бережем себя.
Поэтому сначала помогаем себе, разгружаем свою нервную систему, упорядочиваем свои мысли, отделяем страхи про последствия коронавируса и после чего организовываем разговор с ребенком.
Стоит отметить, что для каждого возраста есть определенные нюансы подачи информации.
Это обусловлено возрастными особенностями ребенка.
Если брать возраст от года до 3х-4х лет, то большого смысла рассказывать о коронавирусе нет.
Ребенок попросту не воспримет большую часть информации, а то, что воспримет может его напугать.
При чем больше напугает его не сами последствия заболевания, а эмоциональный посыл взрослого и отсутствие понимания: боюсь, но не понимаю, чего именно.
Поэтому, родители просто продолжают осуществлять контроль и заботу над ребенком, соблюдая меры предосторожности. Но в меру. Старайтесь не впадать в панику, которая может негативно отразится на малыше. Понаблюдайте за своим эмоциональным состоянием или состоянием ваших членов семьи - вдруг вы обнаружите, что эти эмоции на грани с паникой. Поразмыслите, нет ли в ваших ежедневных мерах предосторожности излишней чрезмерности, которую подпитывают эти эмоции. Переосмысление некоторых ритуалов, признание их лишними, снизит общий фон напряжения. Хорошо бы выработать единую тактику соблюдения таких мер, со всеми взрослыми членами семьи. Тогда детям будет легче принять существующие условия, как единственно верную данность. В этом возрасте ребенок сильно зависит от вас, от ваших эмоций. Ребенок и вы дома, на одной территории и ему не донести, что вам нужно работать, потому что из-за коронавируса вы теперь на удаленке.
Он будет требовать внимания. И это внимание лучше дать. Но в вашей власти грамотно организовать досуг малыша, чтобы вы могли заняться своими делами, в конце концов посидеть в тишине, принять ванну. Напоминаю про список занятий для ребенка, которые смогут помочь вам освободить время для себя. Не стоит пренебрегать теми вещами, что заряжают вас силами, ресурсом. В начале родитель помогает себе, потом может помочь ребенку.
Что касается приучения ребенка соблюдать нормы гигиены, то начните с себя. Если ребенок видит, что у вас заведено мыть руки долго, брызгать руки антисептиком, носить маску в людых местах, то будет неосознанно перенимать это у вас. Задача взрослого организовать это в веселой форме (напрмер, провести эксперимент почему нужно мыть руки, петь песенку, читать стихи, надувать ладошками мыльные пузырики, танцевать) или, если ребенок капризничает и отказывается что-то делать, предлагать выбор (например будешь мыть руки или протирать антисептиком?).
Следующий возраст дошкольный от 4х до 7. В этом возрасте ребенок уже имеет право знать, что происходит, почему поменялся жизненный уклад семьи и ввелись ограничения. Помните о том, что дети этого возраста очень впечатлительны и чувствительны. Если им поведать о всех бедах и несчастьях, что могут произойти с ними из-за коронавируса, то вы рискуете развить у ребенка не ответственность за соблюдении гигиены, а тревожное расстройство и невроз. Для начала всё же узнайте у ребенка, а что он уже знает, слышал, боится. Исходя из этой информации, вы сможете спокойно развеять некоторые страхи, вселить в ребенка надежду на благополучный и быстрый исход данной ситуации, определить уровень тревоги ребенка. Если ребенок не понимает слово «вирус», можно сказать, что это такой микроб, который делает людей больными.
Не стоит говорить, что от коронавируса можно умереть. Лучше сказать, что большинство людей благополучно выздоравливает, а дети вообще болеют редко и легко. А также, что многие взрослые прилагают все усилия, чтобы обеспечить безопасность вашей семьи.
Если возникают какие-то вопросы у ребенка, то старайтесь отвечать на вопросы медленно, ясным и понятным языком, не используя сложных слов и выражений.
Проговорите, что в ближайшее время мы не сможем так же часто выходить гулять/посещать детский сад/передвигаться и другие подобные изменения.
Расскажите о том, какие нужны меры. Например, не контактировать с людьми и детьми, у которых жар, кашель, не подходить ближе, чем на 3 метра (показать, сколько это), закрыть рот и нос маской или платком, если кто-то рядом чихает или кашляет. Постоянно мыть руки с мылом, особенно после людных мест, общественного транспорта, перед едой, после туалета. Несколько раз в день мыть лицо. Не касаться на улице носа, рта, не тереть глаза. Пользоваться только личной или одноразовой посудой. Научите, как правильно кашлять и чихать — в одноразовую салфетку или локтевой сгиб. Лучше не подходить слишком близко к людям, у которых есть эти симптомы, и попросить их рассказать вам, есть ли у них жар, кашель или затрудненное дыхание. Заверьте их, что вы знаете, что иногда это трудно (может быть, страшно или даже скучно), но соблюдение правил поможет обеспечить безопасность всех. Самое лучшее, что может сделать для ребенка данного возраста родитель, создать впечатление, что вы владеете ситуацией, у вас есть план и определенные меры по предотвращению заражения. Этих детей также можно приучать к усилившейся гигиене, через личный пример и игру. Для снятия тревоги по поводу вирусов можно рисовать, лепить вирусы, видоизменять их, побеждать в подвижной игре или в статичной, например, в песочнице (вместо песка подойдет манка, греча, пшено), а также сочиняйте сказки, стихи, песни о вирусе. Осторожно говорите про бабушек и дедушек.
Также заменяйте оценочные высказывания вроде "Ездить к бабушке опасно", на "Сейчас мы не можем поехать в гости к бабушке. Мы сохраняем здоровье друг друга. Поэтому будем созваниваться/ видеться через интернет".
Сложнее, если ваши пожилые родители противятся мерам предосторожности. Но таких единицы, а если именно вам «повезло», то вспомните о том, что только вы несете ответственность за жизнь и здоровье своих детей и вы вправе ограничивать их круг общения на время эпидемии.
С детьми младшего возраста очень важно сохранять стабильность, то, к чему привык ребенок. Поэтому постарайтесь придерживаться существующего распорядка, к которому привык ребенок, видоизменяя то, что сейчас недоступно. Например, если ребенок привык видеться с бабушкой каждый день или раз в неделю, то можно вместо личных встреч организовать видеосвязь.
Если вам важно гулять, то нет смысла отказывать ребенку в этом. Если есть возможность выходить из дома, погулять в местах, где мало людей, соблюдая меры предосторожности, то выходите. Вам это тоже пойдет на пользу.
Все объяснения, которые без эмоционольной и оценочной окраски, успокаивают ребенка, будут успокаивать и вас самих.
Ваша задача спокойно донести до ребенка, что вы знаете, что делать и всё под контролем. Даже, если вы сами так не считаете))
Младший школьный возраст (7-11 лет). Процедура разговора для этого возраста базируется на той, что я уже рассказала. Выясняете, что ребенок знает сам и хочет узнать. Помните о спокойствии. Придерживаетесь фактов в изложении ситуации, а не эмоций или красочной оценки. Вкратце расскажите, что это такое, как распространяется. Болеть в принципе неприятно, поэтому, мы говорим, что во избежании того, чтобы заразить себя и кого-то другого мы сидим по домам и соблюдаем меры предосторожности. Стараемся оперировать фактами, снижаем тревогу. Ближе к 7ми годам ребенок сталкивается с темой смерти. Поэтому информацию о подобных последствиях могут воспринять крайне остро и находиться в постоянном страхе за себя и своих близких. Если у ребенка возникнут страхи за свою жизнь или жизнь родителей и бабушек с дедушками, то говорите ему то, что является истиной. Например: "Я не знаю, что будет, не могу тебе обещать, что что-то произойдет или не произойдет, но я могу пообещать тебе, что сделаю всё, что в моих силах, чтобы защитить нас. И, если кому-то понадобиться помощь, я сделаю всё, чтобы каждый из нас выздоровел." И на этом поставить точку. Ребенка данного возраста можно привлекать к домашним делам или общественно-полезной деятельности. В этом возрасте дети готовы помогать. Поэтому, спросите, чем бы ребенок мог помочь вам. Например, помочь бабушке общаться, сходить в магазин, соблюдая меры предосторожности, или пропылесосить, протиреть пыль. Они достаточно самостоятельны и не требуют всецелого вашего внимания. Самое время взращивать в ребенке ответственность. Жизнь всех членов семьи могла сильно поменяться. Важно перераспределить ресурсы семьи, чтобы разгрузить родителей. Ситуация такова, что требует новых решений. Помните, что вам нужно позаботься о себе, чтобы качественно заботиться о детях. Используйте карантин, как возможность развития для ваших детей. Но не забывайте отмечать тот вклад, что делает ребенок. Не воспринимайте вынесенный мусор, тишину в доме, пока вы работаете, сидение с младшим братом, пока вы в ванне или варите суп, как данность. Выразите свою благодарность ребенку, заметьте его вклад. Тем самым вы добавите мотивации к выполнению домашних обязанностей или общественно-полезной деятельности. В нынешней ситуации важно организовать безопасную среду для домочадцев. А это невозможно, если ваши базовые потребности не будут удовлетворены, если вы не сможете заниматься работой (зарабатыванием денег для жизнеобеспечения семьи), потому что с головой погружены в учебу ребенка или теми вещами, что мог бы сделать кто-то другой.
Поэтому вы смело можете говорить своим детям "Мы рассчитываем на вашу помощь в этот сложный для нас период. Мне придется делать то-то и то-то, нам всем нужно это и вот это. От тебя мы ждем этого и того". Чёткое объяснение ситуации и тех перемен, что произошли или произойдут, а также тех действий, которых вы хотите от каждого члена семьи в данных условиях, поможет вам и вашему ребенку легче справиться с текущим положением дел.
Далее идет подростковый возраст. Возможно, подросток будет делать вид, что все это его совершенно не интересует, говорить, что он ничего не опасается, отшучиваться. Но это может быть всего лишь маской, под которой скрывается страх. Не каждый взрослый может определить свои эмоции по поводу той или иной тревожащей его ситуации. Помните, что ребенок уже достаточно взрослый и мог сложить своё мнение о коронавирусе, исходя из мнения друзей (нужно учитывать, что ведущей деятельностью для ребенка является общение со сверстниками, а не с родителями) или из информации из интернета. В общем: узнать, что знает, оценить степень тревоги и добавить упущенную информацию.
Если возникли разногласия или вопросы, на которые нужен ответ, но вы не знаете, что ответить, не придумывайте ничего. Дети чувствуют ложь, приукрашивание реальности. Просто поищите информацию в интернете совместно с ребенком. (про честность и открытость касается всех возрастов!). Общение с подростком лучше строить на равных. Серьезно, уважительно расскажите, что в этот период нужен новый уклад быта и вы рассчитываете на его помощь. Подумайте вместе, что бы он мог сделать, чтобы разгрузить вас, защитить себя и членов семьи от вируса, если он пойдет гулять или в магазин.
Подросткам уже не нужно столько контроля и вашего беспокойства за них. Они вполне готовы взять на себя ответственность за свое поведение и поступки, в общем, за последствия их действий или их бездействие. Задача родителей помочь им в расширении кругозора о тех самых последствиях. Но это совсем не о том, что, чем сильнее запугать, тем лучше подросток будет беспокоиться о своем и чужом здоровье!
Помните про личный пример, оперируйте к тому, что у нас, на время карантина, так будет заведено и придется придерживаться общих правил, а также соблюдайте уважительное отношение к вашему ребенку и его опыту. Будьте готовы, что подросток собьет режим дня из-за ночных посиделок в соцсетях, просмотров фильмов. Как и взрослый, дорвавшийся до свободы, он будет стремиться пройтись по всем искушениям пребывания на карантине. Рано или поздно, ему придется встретиться с последствиями, которые дадут о себе знать, благодаря заведенному режиму дня и обязанностям, которые закреплены за ним. И придется перестраивать свой режим, делая его более удобным для своей жизни. Подростки сами могут сделать выбор и нести за него ответственность! Вы, как взрослый, можете предложить помощь в организации дня. Но лучше всего дать своему ребенку самостоятельно прийти к мнению о том, как организовать свой досуг.
Важно не воевать с подростком, а сотрудничать, договариваться, искать компромиссы и стремиться понять вашего ребенка. Также хочу напомнить о благодарности за те поступки, дела и обязанности, которые выполняет подросток.
Еще один пункт, вспышка коронавируса привела к многочисленным случаям расовой дискриминации во всем мире, поэтому важно убедиться, что ваши дети не испытывают и не способствуют издевательствам. Объясните, что коронавирус не имеет никакого отношения к тому, как кто-то выглядит, откуда он или на каком языке говорит. Если их обзывают или издеваются, они могут рассказать взрослому, которому они доверяют. Напомните своим детям, что каждый заслуживает безопасности. Запугивание всегда неправильно, и каждый из нас должен внести свой вклад, чтобы проявлять доброту и поддерживать друг друга.
По возможности, проговаривайте свои эмоции о том, что вас волнует и беспокоит. Это научит ваших детей лучше осознавать свои собственные эмоции.
И в заключении: Задайте ребенку перспективы: поговорите о том, что вы хотите сделать, когда закончится карантин. Отправиться в поход, сходить в парк, в кукольный театр или в кино!
Черепанова Наталия Евгеньевна,
детский психолог
г. Мурманск