Как изобразительное искусство влияет на самовыражение глухих и слабослышащих учащихся | Судакова Ирина Викторовна. Работа №357346. Номер работы: №357346
Поэтому я считаю очень важно создавать определенную атмосферу для
самовыражения глухих ребят на уроках изобразительного искусства. Очень
важным я считаю применение на каждом уроке яркого демонстрационного
материала, нетрадиционных техник рисования, наглядных пособий,
игровых технологий.
Судакова Ирина Викторовна
Учитель Изобразительного искусства
ГОУ «Забайкальский центр специального
образования и развития «Открытый мир»
«Каждый ребёнок — художник, проблема в том,
чтобы остаться художником, когда вырастешь» (Пабло Пикассо).
Работая в специализированной школе для детей с нарушениями слуха, я
пришла к выводу, что глухие и слабослышащие дети овладевают
пониманием эмоциональных состояний в относительно более поздние сроки,
чем их слышащие сверстники.
У глухих детей очень маленький словарный запас.
Поэтому я считаю очень важно создавать определенную атмосферу для
самовыражения глухих ребят на уроках изобразительного искусства. Очень
важным я считаю применение на каждом уроке яркого демонстрационного
материала, нетрадиционных техник рисования, наглядных пособий,
игровых технологий.
При положительном эмоциональном состоянии ребята лучше усваивают
новый материал, новые слова, и их работы отличаются особой
выразительностью. Большой любовью пользуется у слабослышащих детей
декоративно-прикладное искусство. Через Городецкую роспись, Гжель,
Дымковскую игрушку, Филимоновские свистульки, Богородская игрушка,
они выражают свое понимание красоты и свое отношение к этим промыслам.
Так, например, в Городецкой росписи ребята могут использовать бытовые
сцены из жизни; в Дымковской игрушке они также используют сюжетные
композиции. Таким образом, через особое построение формы, передачи
цвета, линии дети учатся раскрывать свой внутренний мир. Понятие
«красивый цвет» связывается с эмоциональным воздействием цвета на
человека. Нужно показать на примерах, что яркие, локальные цвета,
особенно теплого ряда, вызывают у ребят положительные эмоции (чувства
радости, тепла, оживления) и, напротив, темные, холодные тона (темно-
синие, фиолетовые…) и ахроматические (черный, темные оттенки серого) –
отрицательные эмоции (чувство печали, грусти). В специальной школе урок
изобразительного искусства проходит в очень напряженном ритме,
вследствие того, что учителю, помимо решения изобразительных задач,
приходится уделять внимание работе над развитием речи учащихся и их
слуховой функции. Урок я начинаю с проверки готовности к работе слуховой
аппаратуры индивидуального пользования, рабочего места, посадки
учащихся, речевой зарядки. По ходу урока акцентирую внимание на
произношении отдельных слов и фраз. Неотъемлемой частью
художественного образования я считаю работу с родителями, уделяя особое
внимание на самовыражение учащихся. В связи с этим предлагаю родителям
таких учащихся вести, работу по развитию эстетического восприятия
окружающего мира:
- беседовать и ходить с ними в художественные музеи, на различные выставки
изобразительного искусства (Забайкальский художественный музей;
Краеведческий музей имени А.К.Кузнецова; музей Декабристов; Военно
исторический музей Забайкальского края и т.д.);
- создавать необходимые условия для практической деятельности по
рисованию дома (обеспечить атмосферу творчества, а также необходимыми
материалами, инструментами и местом);
- приобщать детей к оформлению интерьера к праздникам (делать открытки,
сувениры, рисунки к поздравительным плакатам);
- учите детей самовыражаться (проявлять индивидуальное отношение к
определенному событию), не бояться критики, быть инициативными,
адекватно относится к самому себе (как к недостаткам, так и положительным
качествам);
- учите детей любить окружающий мир (природу, животных, людей);
-тучите их проявлять эту любовь через поступки, творческие работы