Как пополнить словарный запас у детей

Автор: Лиманова Ирина Сергеевна

Как пополнить словарный запас у детей

 

Ребенок  старшего  дошкольного возраста существенным образом отличается от ребенка 4-5 лет. Самым главным является то, что развивается его личность в целом, ребенок  начинает  мыслить  на основе общих  представлений.  Его внимание становится более целенаправленным, устойчивым, расширяется круг интересов, совершенствуется деятельность. На  этой основе происходят дальнейшее расширение и углубление круга  представлений,  и рост словаря.

В возрасте 5-6 лет запас слов ребенка увеличивается до 2500-3000.

При  недоразвитии речи могут проявляться тревожащие родителей моменты:

- ребенок  не активен в речевом общении;

- он не может связно рассказать о происходящих событиях;

- наблюдается низкий  уровень осведомленности об окружающем мире.

Для успешного решения этих проблем нужно постоянно проводить с ребенком специальные игры и упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование.

Игра «наоборот». Взрослый называет слова, а ребенок подбирает слова с противоположным значением. Например: высоко…(низко); потерял…(нашел).

«Закончи фразу». Взрослый  называет   ребенку словосочетания, делая  паузы. Ребенок  должен сказать слово, которое пропустил взрослый, закончить фразу. Например: сахар сладкий, а лимон…(кислый); река широкая, а ручей…( узкий).

«Скажи по-другому». Взрослый предлагает ребенку подобрать слова, близкие по смыслу. Например: отыскать- найти, зябнуть-мерзнуть, шалить- баловаться.

«Продолжи цепочку». Взрослый называет одно-два слова, а ребенок должен подобрать как можно больше близких по значению слова. Например : пища- еда…(корм, продукты); жилище – дом…(квартира, здание).

Эти речевые игры хорошо сочетать с заданиями, например: «Кто и что бежит? Ползет? Летает? Растет? Плывет?»; «Кто или что может быть горячим? Жарким? Тяжелым? Легким? Крепким?» и т.д.

Игра «Отгадай». Взрослый предлагает ребенку добавить одно общее слово к двум другим словам. Например: сидит, стоит  –кто? Льется, журчит - что?

«Кто больше?» Взрослый предлагает ребенку подобрать как можно больше названий предметов к названию действия.

Например: бежит: кто?...(человек, зверь); что?..(река, ручей, молоко, время).

Загадывайте ребенку загадки об овощах, фруктах, домашних и диких животных, о посуде, мебели, транспорте и т.д. Отгадку ребенок дает с объяснением того, как догадался.

Предлагайте ребенку самому составлять загадки - описания по определенному плану. Например: взрослый предлагает составить загадку про одежду, используя описания цвета, величины, формы, материала, из которого она сделана, времени года, в которое ее носят.

Ребенка следует приучать воспринимать, понимать, запоминать и использовать в речи простые по содержанию, доступные ему народные выражения, в том числе устойчивые словосочетания, пословицы и поговорки. Например: взрослый просит ребенка объяснить, что значит выражения «золотые руки», «теплая встреча», «мастер на все руки» и т.д.

Уважаемые взрослые и родители! Будьте терпеливы и, самое главное, доброжелательны. Если вы будете проявлять интерес, ребенок будет стремиться возвращаться к подобным заданиям. Обсуждайте увиденное после посещения детских спектаклей, музеев. Интересуйтесь мнением ребенка и высказывайте свое мнение.

                  

            Статью подготовила  учитель - логопед  МБДОУ д/с№411

 

                                                                                       Лиманова И.С.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x