Как пополнить словарный запас у детей ☼
Автор: Лиманова Ирина Сергеевна
Как пополнить словарный запас у детей
Ребенок старшего дошкольного возраста существенным образом отличается от ребенка 4-5 лет. Самым главным является то, что развивается его личность в целом, ребенок начинает мыслить на основе общих представлений. Его внимание становится более целенаправленным, устойчивым, расширяется круг интересов, совершенствуется деятельность. На этой основе происходят дальнейшее расширение и углубление круга представлений, и рост словаря.
В возрасте 5-6 лет запас слов ребенка увеличивается до 2500-3000.
При недоразвитии речи могут проявляться тревожащие родителей моменты:
- ребенок не активен в речевом общении;
- он не может связно рассказать о происходящих событиях;
- наблюдается низкий уровень осведомленности об окружающем мире.
Для успешного решения этих проблем нужно постоянно проводить с ребенком специальные игры и упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование.
Игра «наоборот». Взрослый называет слова, а ребенок подбирает слова с противоположным значением. Например: высоко…(низко); потерял…(нашел).
«Закончи фразу». Взрослый называет ребенку словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, закончить фразу. Например: сахар сладкий, а лимон…(кислый); река широкая, а ручей…( узкий).
«Скажи по-другому». Взрослый предлагает ребенку подобрать слова, близкие по смыслу. Например: отыскать- найти, зябнуть-мерзнуть, шалить- баловаться.
«Продолжи цепочку». Взрослый называет одно-два слова, а ребенок должен подобрать как можно больше близких по значению слова. Например : пища- еда…(корм, продукты); жилище – дом…(квартира, здание).
Эти речевые игры хорошо сочетать с заданиями, например: «Кто и что бежит? Ползет? Летает? Растет? Плывет?»; «Кто или что может быть горячим? Жарким? Тяжелым? Легким? Крепким?» и т.д.
Игра «Отгадай». Взрослый предлагает ребенку добавить одно общее слово к двум другим словам. Например: сидит, стоит –кто? Льется, журчит - что?
«Кто больше?» Взрослый предлагает ребенку подобрать как можно больше названий предметов к названию действия.
Например: бежит: кто?...(человек, зверь); что?..(река, ручей, молоко, время).
Загадывайте ребенку загадки об овощах, фруктах, домашних и диких животных, о посуде, мебели, транспорте и т.д. Отгадку ребенок дает с объяснением того, как догадался.
Предлагайте ребенку самому составлять загадки - описания по определенному плану. Например: взрослый предлагает составить загадку про одежду, используя описания цвета, величины, формы, материала, из которого она сделана, времени года, в которое ее носят.
Ребенка следует приучать воспринимать, понимать, запоминать и использовать в речи простые по содержанию, доступные ему народные выражения, в том числе устойчивые словосочетания, пословицы и поговорки. Например: взрослый просит ребенка объяснить, что значит выражения «золотые руки», «теплая встреча», «мастер на все руки» и т.д.
Уважаемые взрослые и родители! Будьте терпеливы и, самое главное, доброжелательны. Если вы будете проявлять интерес, ребенок будет стремиться возвращаться к подобным заданиям. Обсуждайте увиденное после посещения детских спектаклей, музеев. Интересуйтесь мнением ребенка и высказывайте свое мнение.
Статью подготовила учитель - логопед МБДОУ д/с№411
Лиманова И.С.