Статья Как рассказать детям о знаменитых людях. Автор: Сивцова Людмила Михайловна

Автор: Сивцова Людмила Михайловна
.


Автор: Сивцова Людмила Михайловна

Л.М.Сивцова

(МБОУ «Средняя школа №1 города Велижа)

 

Как рассказать детям о знаменитых людях

Все знают, что важно уметь читать. Исследования показывают, что люди, которые плохо или мало читают, демонстрируют худшие результаты во время учебы и чаще оказываются безработными, а также даже больше страдают от проблем со здоровьем и неудач в отношениях. Однако существуют доказательства того, что истории, которые родители должны рассказывать детям, дают гораздо больший эффект, нежели простая грамотность.

Истории, которые люди слышат в детстве, формируют их мировоззрение. Самые маленькие дети живут в очень ограниченной окружающей среде. Чтение им историй может показать им далекие места, необычных людей и невероятные ситуации, которые обогатят их внутренний мир.

Как, скажите на милость, школьникам о гениях рассказывать? Чтобы они не зевали при этом от скуки и запомнили хоть что-то на долгие годы. Ведь информация фильтруется в юных мозгах по своим, не известным взрослому законам. Кстати, молодой Дали любил прыгать с балкона, а младшую сестру развлекал рассказами и побоями.

Великие, конечно, сами виноваты, становятся старше и обрастают кучей заморочек. Одни имена чего стоят. Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо, например. Попробуй запомнить! После такого уж и не важно, какое влияние он оказал на искусство ХХ века и почему имел столько подражателей. На эти сведения просто памяти не хватит.

Как рассказать ребенку о ком-то выдающемся? Выдать сжатую информацию и аккуратно «съехать» на другую тему:

- Мама, мама, а кто такой Нильс Бор?

- Ну, физик известный. Его даже в школе проходят. Вы еще не начали? Кстати, как в школе дела, что с русским?

Бывает так, что мама «в теме» и может выдать ответ с подробностями. Или быстренько поднатореть в теории и высыпать на ребенка все полученные знания:

- О! Хорошо, что спросил. Интереснейший, знаешь, был мужик. Просто отец современной физики, создатель первой квантовой теории атома…

Если у вас послушный ребенок, он покивает и сделает вид, что запомнил. Если очень послушный – законспектирует. А если честный – заснет на середине рассказа.

Хотелось бы, конечно, научить большему, но как-то не очень радикально действовать при этом.

Если переборщить с теорией, он запутается. Обтекаемо и вкратце – масштаба персоны не оценит и, скорее всего, забудет после пары-тройки более ярких событий.

А как же быть? Очень просто. Сделать то, что умеет каждая мама со времен песочницы. Познакомить детей. Своего собственного с тем самым, гениальным и всем известным. Тогда они быстрее подружатся. И нужная биография «приклеится» к памяти.

Пусть ребёнок с гениями на одной волне побудет. Если начинать рассказ с детства – дела пойдут. Только не языком энциклопедии: родился-учился, а потом неожиданно подрос и… Вот его основные достижения. Нет!

Перелопатить самые выдающиеся биографии, накопать про детство и адаптировать для современных продвинутых детей. Они не только все запомнят, даже сами потом будут искать «взрослое» продолжение.

 

Издательство «Фома» Серия «Настя и Никита»

"Настя и Никита" – серия книг современных отечественных авторов. Уникальная особенность серии – возрождение традиционного для России формата так называемых "тонких" книжек (24 страницы в мягкой обложке) как оптимального варианта для детей, которые только учатся читать самостоятельно. В серии выходят книги по следующим направлениям: знания, биографии, путешествия, стихи, сказки и рассказы.

Познавательные книги серии открывают перед маленьким читателем уникальную историю и географию родной страны, знакомят с великими соотечественниками – историческими деятелями и нашими современниками. Одними из наиболее популярных выпусков серии стали книги Фёдора Конюхова – знаменитого российского путешественника. С серией "Настя и Никита" можно совершать увлекательные экскурсии по России – уже вышли книги-путеводители по Калининграду, Архангельску, Пскову, Новгороду, Камчатке, Волге. Достопримечательностям Москвы и Петербурга в серии посвящается особое место. Изданы книги о башнях Кремля, Большом театре, Бульварном кольце, московских высотках, книги-прогулки по Летнему саду, Невскому проспекту. "Настя и Никита" продолжают радовать читателей все новыми и новыми выпусками о двух российских столицах.

Сказки и рассказы  ориентированы на традиционные семейные ценности, у этих историй очень разные герои – ребята из соседнего двора, сказочные персонажи, животные и даже елочные игрушки. Объединяет их то, что все они учат доброте, смелости и взаимопониманию.
Благодаря увлекательным и неожиданным темам, чистому языку, замечательным иллюстрациям, серия "Настя и Никита" заслужила любовь маленьких читателей и их родителей, а также получила отличные отзывы педагогов, детских психологов и библиотекарей.

Книги этой серии — небольшие — всего по 24 страницы, правда формат приличный — А4, обложка глянцевая. В книгах очень много рисунков, но рисунки своеобразные — выполнены в виде дружеских шаржей. С первого взгляда кажется, что интересны книги будут только школьникам, но на самом деле эти книги могут заинтересовать и 6-ти-летнего ребёнка и 13-ти-летнего подростка и — родителей. В их детстве были похожие книги.

Биографии: Как Пушкин русский язык изменил

Биографии для детей: Пушкин

Все от мало до велика в России знают, что Пушкин — наш великий поэт. Школьники и взрослые добавят стандартную биографию: рождение — любимая няня Арина Родионовна — творчество — дуэль.

Но в книге издательства «Настя и Никита» ничего подобного нет. Автор — Марина Улыбышева — показывает новую грань любимого поэта — его вклад в наш родной русский язык.

Большая часть книги посвящена совсем не Пушкину, а русскому языку, который был в 18 веке:

тогда дворяне предпочитали говорить на французском языке

ученые и писатели писали на русском языке, но те книги теперь мало кто поймет

а у крестьян был свой — простой язык.

В книге приводятся фразы, которыми говорили в 18 веке люди разных сословий — нам сейчас их и не понять.

Зде сия, достойный муж, что Ти поздравляет

Вящия и день от дня чести толь желает…

Вроде слова и знакомы, а понять трудновато. Вот что примерно получается: «Достойный человек поздравляет тебя, желает всего лучшего и чтобы тебя уважали».

Многие поэты и ученые стремились навести порядок в русском языке. Так, Михаил Ломоносов даже рассортировал слова на три группы — «штили» (стили):

высокий штиль — это слова возвышенной речи (аз — я, отверзать — открывать, златой — золотой)

средний стиль — это слова попроще для повестей, рассказов и стихов (слава, почитание, рука, ныне)

низкий стиль — слова для басен, комедий, писем (лапти, кочерга, дубина)

Многим образованным людям пришлась по душе такая ломоносовская градация, но все-же она оказалась слишком сложной. Пока подберешь слова нужного штиля, уж и забудешь, что хотел написать или сказать.

Александр Сергеевич Пушкин, вопреки теории Ломоносова взял и смешал все штили и вышли у него такие замечательные произведения, что и сейчас мы легко понимаем и запоминаем его чудные сказки и поэмы. Вклад Пушкина в совершенствование русского языка оценили даже неграмотные крестьяне, считавшие его народным героем.

Биографии: Циолковский: путь к звездам

Если биографию Пушкина могут рассказать все россияне, то о Циолковском большинство имеют смутное представление, как о человеке как-то связанном с космосом.

Книга Александра Ткаченко удачно ликвидирует этот пробел.

Оказывается, Циолковский при жизни был обыкновенным учителем в небольшом городке. Вдобавок, он был глухой (это было осложнение от скарлатины в 10-ти-летнем возрасте). Но глухота совсем не помешала мальчику учиться, он стал настоящим гением-самоучкой.

Костя Циолковский самостоятельно часами сидел над учебниками, решая задачи, рисуя чертежи, запоминая формулы. В 16 лет Костя поехал учиться в Москву. Конечно, в университете глухому мальчику нечего было делать и Константин «поселился» в библиотеке.

За 3 года он освоил курсы высшей математики и аналитической механики. Самостоятельно, без всяких профессоров. Питаясь одним черным хлебом с водой.

Константин Эдуардович блестяще сдал экзамен и получил звание учителя арифметики, физики и геометрии.

Циолковский стал любимым учителем детворы, потому что на его уроках летали аэростаты, сверкали молнии и гремели громы. А знания учеников Циолковский проверял по домашним заданиям.

Калужане любили Циолковского, хотя удивлялись его чудачествам:

он катался на коньках с раскрытым зонтиком

разбрасывал на полу гнилушки, создавая звездное небо

пел в лесу странные песни

Циолковский мечтал открыть людям дорогу к звездам. Он придумал ракету, изобретя реактивный двигатель. Идеи Константина Эдуардовича использованы при создании современных орбитальных станций, в которых космонавты живут долгое время. И теперь Циолковского называют отцом космонавтики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биографии: Конюхов: как я стал путешественником

Многие слышали и читали о нашем знаменитом соотечественнике Федоре Конюхове, в одиночку покорявшем водные просторы. Но подробностей из его детства мало кто знает.

Оказывается, Федор с самого детства знал, что будет путешественником. А «заразил» его болезнью путешествий дедушка-рыбак.

В 15 лет перед Федором встала проблема выбора будущей профессии. Было 2 взаимоисключающих варианта: моряк или художник.