Как развивать художественные способности ребёнка ☼
Автор: Ионычева Валентина Михайловна
Автор: Ионычева Валентина Михайловна, воспитатель МБДОУ № 37 «Теремок» компенсирующей и оздоровительной направленности, г. Железногорск, Красноярского края.
КАК РАЗВИВАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ РЕБЁНКА
консультация для родителей
РИСОВАТЬ МАЛЫШ МОЖЕТ УЖЕ БУКВАЛЬНО С ПЕЛЕНОК, И ТОГДА К ДВУМ ГОДАМ ЕСТЬ ШАНС УВИДЕТЬ САМЫЕ НАСТОЯЩИЕ ШЕДЕВРЫ!
Границ детской фантазии не существует. Малыш не разделяет такие понятия, как сказка и реальность. Помните, когда сами ждали Деда Мороза или под столом сооружали космический корабль? Но, увы, часто мы своим прагматизмом отбиваем у детей желание что-то придумывать или созидать. Конечно, удобен спокойный малыш, которому нужен минимум игрушек или мультики по телевизору. А дети чувствуют, когда они вызывают расположение взрослых, и часть под нас подстраиваются.
Очень важно в первые годы жизни помнить, в чем именно Ваш малыш одарен, что ему интересно, какие способности помогут ему в дальнейшем определить и занять свое место в этом мире!
Учить наших малышей видеть красоту и созидать её необходимо начинать уже с ранних лет.
ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА
Вот несколько правил, которые нужно соблюдать, начиная рисовать вместе с малышом:
v Позаботьтесь, чтобы «рабочее место» было удобным – совсем маленьких можно держать на руках, и о правильном освещении Вы наверняка знаете.
v Подготовьте все заранее: одежду для себя и малыша (незаменим обычный детский нагрудник), все вокруг застелите клеенкой. Хотя, это не дает гарантии – после «удачного» мгновения кистью цвет можно изменить и самый дальний угол комнаты, куда полетит краска, и вашу прическу, и макияж, а уж про малыша и говорить нечего…
v Чтобы не случилось, не ругайте кроху. Вообще в плохом настроении лучше не рисовать, а то можно на всю жизнь испортить желание творить.
v Учитывайте режим своего малыша, не устраивайте сеанс рисования в то время, когда он устал и хочет спать – ничего хорошего из этого не выйдет. Старайтесь закончить рисовать до того, как оно надоест малышу.
v И, конечно, помните, что заставлять заниматься чем-то творческим бессмысленно. Это в первую очередь относится к детям, которые вообще не хотят рисовать. Ведь есть и такие, и от Вас здесь ничего не зависит. Надо принимать человека, даже маленького таким, какой он есть.
v Давайте ребенку только хорошие свежие краски и качественные кисти. Вам ведь не все равно, из каких продуктов варить суп? Вот также и качество работы малыша зависит от качества исходных материалов.
САМАЯ ПЕРВАЯ КАРТИНА
Возьмите специальную нетоксичную гуашь для детского творчества (краски должны быть естественных, природных цветов) и откройте сначала одну, например, красную или зеленую – самые любимые цвета у детишек.
Теперь нужно набрать и поместить немного гуаши на край чисто белого блюдца (без рисунка, это будет отвлекать), а на дно – немного, примерно чайную ложку воды. На чните вместе переносить краску с блюдца на белый лист пальчиком малыша, поддерживайте, направляйте, разбавляя водой, если необходимо и обязательно сохраните творение – это первая картина!
Главное – искренне похвалите и расцелуйте свою кроху, это определит дальнейшее желание малыша рисовать!
Чем больше цветов в вашем наборе гуаши, тем лучше. Называйте их, говорите малышу, что бывает такого же цвета («Ой, какие красные цветочки выросли у нас с тобой на зеленой травке!»). Позже добавляйте в палитру еще один цвет, пусть маленький художник учится смешивать краски. Ваше дело – выбрать цвета, которые вместе дают хорошее сочетание. Если сомневаетесь, возьмите белый цвет – получатся красивые полутона.
Черную краску оставьте на потом, когда перейдете к рисованию акварелью. Лучше заклейте скотчем ячейку с этим цветом, иначе рискуете, рисунок может превратиться в «Черный квадрат».
Освоились с двумя цветами? Беритесь за третий, но не более чем за один сеанс, художники не смешивают больше трех цветов, иначе это будет грязь.
Скоро малыш и сам начнет выбирать, какими цветами хочет рисовать чаще. Вы увидите интересную вещь – как малыш реагирует на свою картину и как его настроение влияет на выбор красок.
Ну вот, вместе с маленьким художником Вы проделали невероятно важную для него работу – пронаблюдали, как форма влияет на содержание (выбирая цвет), и, наоборот, содержание на форму (превращая геометрическую фигуру в знакомый предмет).
Пока ребенок мал, не бросайте его наедине с красками, помогите с мелкими деталями. Малыш еще не знаком с приемами изображения того, на что способна его фантазия. Покажите ему как и что рисовать!
«Все бы это хорошо,- подумают некоторые родители,- да вот я сам-то круг с трудом изобразить смогу, а уж все остальное…» это не страшно. Пусть вначале Ваши картины будут абстрактными, работайте больше цветом.
v Рисующие дети, как правило, и говорить начинают раньше. Ведь центры мелкой моторики и речи тесно взаимосвязаны, а за творческое начало отвечает правое полушарие, развитию которого сейчас уделяют большое внимание и все это может помочь Вам решить какие-то из назревающих детских проблем – избавить от страха, разрешить эмоциональный взрыв и т.п.
v Рисуйте всегда: летом на асфальте, зимой на снегу, дома на бумаге. Пусть малыш постоянно имеет доступ к карандашам, фломастерам, краскам – и тогда у Вас все получится.
v Вы учите малыша не рисовать, а любить рисовать, а в будущем он сам многому научится, было бы желание. Главное, что совместное творчество – это способ сблизиться с Вашим малышом, понять друг друга. Сейчас много творческих студий, но совместное рисование дома – совсем другое.
v Рисовать с малышом – это способ лучше почувствовать того, кто рядом, какое у него настроение, понять, скрыто в его душе.
Совместное творчество вернется к Вам сторицей, а лучшей наградой станет то, что ребенок вырастет чутким и внимательным к Вам, потому что Вы в свое время были внимательны к нему
Литература:
1. Казакова Т.Г. «Развивайте у детей творчество», М., 1985;
2. Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», М., 2000;
3. Утробина К.К. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми», М., 2001.