Как во время понять, что у ребенка пропадает слух | Мутова Анастасия Викторовна. Работа №239781
Автор: Мутова Анастасия Викторовна
В современном мире родители стали все чаще сталкиваться с проблемой развиия слуха у детей. Памятка подскажет, как во время понять о проблеме слуха и почему слух ухудшается
Памятка для родителей.
«Как во время понять, что у ребенка пропадает слух»
Слух – одна из важнейших способностей человеческого организма. Способность распознавать звуки является неотъемлемой частью нервно-психического и речевого развития ребенка.
Еще полвека назад нарушение слуха диагностировалось слишком поздно – после двух лет, когда проявления недуга были очевидны. Слабослышащие дети имели серьезную задержку речи и отличались от сверстников по развитию.
К счастью, в настоящее время в большинстве роддомов аудиологический скрининг стал обязательным в перечне обследования новорожденного.
По данным исследований, раннее начало коррекции нарушений слуха (до возраста 6 месяцев) в большинстве случаев дает благоприятный прогноз и обеспечивает нормальное речевое и психоэмоциональное развитие ребенка. Однако ранний скрининг не дает 100% гарантии отсутствия заболеваний в будущем.
Именно поэтому важно, чтобы родители были достаточно информированы и обращали внимание на нарушение слуха и заболевания уха у детей.
Для детей слух является необходимым условием ля обучения разговорному языку, успешной учебы и вовлечения в жизнь общества. Потеря слуха создает препятствие для образования и социальной интеграции. Соответственно, диагностика в раннем возрасте и надлежащее вмешательство могут принести детям с потерей слуха огромную пользу.
По оценке е Всемирной организации и здравоохранения (ВОЗ), приблизительно 60% случаев потери слуха в детском возрасте можно избежать с помощью профилактических мер. Когда потеря слуха в детском возрасте неизбежна, необходимо принимать меры для того, чтобы обеспечить детям возможность полностью раскрыть их потенциал посредством реабилитации, обучения, а также расширения их прав и возможностей. Необходимо действовать в обоих направлениях.
Причины снижения слуха у детей
В первую очередь, следует упомянуть о типах нарушения слуха.
Выделяют:
Кондуктивную
тугоухость
, обусловленную нарушением проведения звука к внутреннему уху. Причиной данного типа поражения являются заболевания наружного и среднего уха. Чаще всего
кондуктивная
тугоухость проявляется в умеренной и легкой степени и достаточно просто поддается коррекции
. Основными причинами, приводящими к
кондуктивной
тугоухости, являются заболевания наружного слухового прохода, барабанной полости и слуховой трубы (в том числе и пороки развития). В большинстве случаев тугоухость и глухота новорожденных и грудных детей
носят
сенсоневральный
характер
;
Нейросенсорная
тугоухость
является следствием поражения структур внутреннего уха или слухового нерва. Методом лечения являются
импланты
среднего уха или
кохлеарные
импланты;
Смешанный тип
тугоухости сочетает в себе
кондуктивный
и
нейросенсорный
тип.
У детей с проявлениями тугоухости может иметь место и сложный дефект – поражение слухового отдела периферического анализатора и патология центральной нервной системы. Это сочетание объясняется как общностью происхождения и свойств рецепторов улитки и нервной системы, так и патологическими механизмами формирования нарушений слуха. Неблагоприятные факторы в большинстве случаев оказывают влияние не только на слуховой анализатор, но и на различные отделы головного мозга.
Факторы, ответственные за развитие нарушений слуха у детей, т. е. причины тугоухости, в зависимости от момента воздействия подразделяются на антенатальные, интранатальные и постнатальные.
Причины развития нарушения слуха делятся на врожденные и приобретенные. Врожденная тугоухость в половине случаев вызвана генетическими заболеваниями, унаследованными от родителей. Родитель может быть как здоровым носителем мутации, так и страдать от такого же заболевания. Генетическая тугоухость имеет один из типов наследования:
а
утосомно-рецессивный тип. К данному типу наследования относится 70% всех генетических мутаций, связанных с потерей или снижением слуха. Родители ребенка, имеющего такое заболевание, внешне абсолютно здоровы, но в их геноме заложена мутация, которая проявляется только при услов
ии ее наличия у обоих родителей;
а
утосомно-доминантный тип. К такому типу относится 15%
генетической
тугоухости. Один из родителей такого ребенка не имеет изменения в геноме, в то время как второй либо страдает нарушением слуха, либо имеет другие нарушения, характеризующие оп
ределенный генетический синдром;
с
понтанная мутация. К этой группе относятся редкие генетические заболевания, возникающие вследствие спонтанной генетической мутации. Причины таких мутаций лишь предположительны и могут возникнуть у абсолютно любого развивающегося организма на определенных этапах внутриутробного развития.
Помимо генетических, существует множество других факторов, приводящих к врожденным нарушениям слуха:
внутриутробные инфекции: герпес, краснуха, токсоплазмоз, ЦМВ-инфекция нарушают формирование органа слуха эмбриона, приводя к развитию тяжелой тугоухости при рождении;
гипоксия плода (недостаток кислорода);
гемотрансфузии (переливания крови) у матери во время беременности;
сахарный диабет у матери;
прием во время беременности некоторых лекарст
венных препаратов, обладающим
токсичным влиянием на плод
;
преждевременные роды и рождение ребенка массой менее 1300г;
злоупотребление алкоголем, курение и прием наркотиков во время беременности.
Особенностью приобретённой тугоухости является факт развития нарушений уже после рождения человека. Чаще всего это происходит спустя много лет и может иметь самые разнообразные причины. Среди них:
Возрастные изменения.
Старение – весьма
распространённая
причина утраты слуха
. Пониженное звуковосприятие развивается вследствие происходящих дистрофических и атрофических изменений во внутреннем ухе. И в силу того, что обычно слух планомерно ухудшается в обоих ушах, то и обратить вниман
ие на проблему удаётся не сразу;
Шумовое воздействие.
Снижение слуха может происходить по причине длительного воздействия громких звуков (свыше 80 дБ) или разового поражения уха очень громким шумом, подобным выстрелу с ружья. Находясь на концерте, спортивном мероприятии или в любой другой шумной обстановке, стоит обращать внимание на маркеры нахождения слуха под угрозой. К ним относятся: необходимость переходить на крик, что бы быть услышанным, а так же звон в ушах после того,
как шумная обстановка покинута;
Заболевания и инфекции
.
Причиной развития
нейросенсорной
тугоухости могут стать такие заболевания как скарлатина, герпес, краснуха, корь, сифилис,
эпидемический паротит
, менингит, грипп и прочие вирусы и
инфекции
;
Травматическое поражение.
Повреждения, нанесённые органам слуха, могут иметь физический характер (удар по голове), а так же акустический (чрезвычайно громкий шум типа взрыва). Последние зачастую становятся причиной возникновения
нейросенсорной
тугоухости у ветеранов, проводивших много времени в окружении артиллерийских залпов и р
аботающих реактивных двигателей;
Опухоли.
Причиной снижения слуха вполне могут стать:
невринома слухового нерва
,
холестеатома
, а так же ано
мальный рост кожи в среднем ухе;
Потеря слуха детей в более старшем возрасте имеет также множество возможных причин. К временному снижению слуха чаще всего приводят инфекции уха, а именно – средние отиты. Анатомические особенности строения органа слуха у детей являются фактором возникновения ушных инфекций.
При каких болезнях может наступить снижение слуха?
В дошкольном возрасте дети часто болеют вирусной простудой или ангиной, а потом родители замечают, что ребенок может плохо слышать, например, когда звонят в дверь, плохо реагирует на сигналы машин, часто переспрашивает при разговоре. Дело в том, что во время болезни может наступить поражение слухового нерва, что ведет к нейросенсорной тугоухости. В одних случаях работа слухового нерва после лечения со временем восстанавливается, но бывают и необратимые изменения в слуховой системе: отмирают нервные волокна и погибают рецепторы слуха, которые находятся во внутреннем ухе и не восстанавливаются.
Кроме того, надо помнить о менингите – заболевании, которое сопровождается воспалением мозговых оболочек. Оно особенно опасно для детей до года. Болезнь может даже через полгода – год дать осложнения на слух. Поэтому, если ребенок перенес менингит даже в прошлом, нужно проверить слух, чтобы не пропустить серьезную проблему.
Еще одна из проблем детского возраста, при которой может снижаться слух – это секреторный отит. Это заболевание в большинстве случаев возникает при наличии увеличенных аденоидов. Аденоиды находятся в носоглотке и, когда они вырастают до больших размеров, нарушают носовое дыхание, а в дальнейшем могут приводить к нарушениям работы слуховой трубы, что ведет к накоплению секрета в среднем ухе, и, как следствие, ребенок незаметно для родителей постепенно теряет слух. Начинает хуже учиться в школе, потому что плохо слышит, и некоторые родители думают, что ребенок просто ленится или невнимательная, но причина в другом. Когда родители приводят такого ребенка к врачу, специалист после осмотра и обследований слуха может предложить оперативное вмешательство по удалению аденоидов, а возможно, и шунтирование, как первоочередную причину проблемы. В дальнейшем при необходимости проводится лечение слуха. В таком случае снижение слуха может иметь обратимый характер и восстанавливается при своевременном лечении после проведенной операции.
Как определить у ребенка нарушение слуха?
Скрининг новорожденного позволяет обнаружить лишь малый процент нарушений слуха у ребенка. Основная роль в диагностике слуха принадлежит участковому педиатру и самим родителям.
Что же должен уметь ребенок, чтобы у врача и родителей не появилось сомнений в его способности воспринимать звуки?
0-4 месяца:
реагировать на громкие звуки;
вздрагивать во сне или просыпаться при внезапном громком звуке;
реагировать на голос другого человека позитивно (улыбка) либо негативно (плач);
успокаиваться, услышав голос «своего взрослого».
4-9 месяцев:
улыбаться в ответ на обращение родителей;
следить за игрушками, издающими звук;
поворачивать голову к источнику знакомого звука;
переход
гуления
в лепет;
начинает понимать связь между жестами и речью.
9-15 месяцев:
реагирует на свое имя;
пытается издавать или издает жужжащие звуки;
повторяет простые звуки или слова;
понимает и выполняет основные команды;
использует голос для привлечения внимания.
15-24 месяца:
использует достаточное количество простых слов для общения;
знает и показывает части тела;
знает названия общих объектов (например: дом, кот, собака, земля, небо);
с интересом относится к музыке, стихам, чтению;
выполняет команды;
указывает на предметы, которые называет взрослый.
Иногда возникают ситуации, когда у ребенка, который не имел проблем со слухом и нормально развивался до 4-5 лет, случается нарушение звуковосприятия. И не всегда ребенок может сам понять, в чем дело, и рассказать об этом взрослому.
Есть несколько критериев, по которым можно заподозрить тугоухость, возникшую у ребенка дошкольного и школьного возраста:
в
озникают трудности в понимании речи других людей;
н
е сразу реагирует на обращение по имени или не реагирует вовсе;
п
оявились проблемы с речью;
н
еправильно отвечает на вопросы (из-за непонимания);
к
огда смотрит телевизор, увеличивает громкость или садится очень близко к экрану;
в
незапно появились проблемы с учебой;
е
сть задержка речи и/или нарушение артикуляции;
ж
алуется на боль или
шум в ушах
;
е
сть сложности при разговоре по телефону, часто меняет ухо, к которому прикладывает телефон;
ч
асто переспрашивает;
о
чень внимательно следит за мимикой и губами
говорящего
.
Методы лечения нарушения слуха у детей
Если у ребенка присутствует хотя бы один признак снижения слуха, следует немедленно обратиться к оториноларингологу, аудиологу или педиатру. Чем раньше будет диагностировано заболевание, тем больше шансов на выздоровление. Любая боль в ухе, шум, ушная инфекция – все это не должно остаться без внимания родителя, так как может стать причиной необратимой глубокой тугоухости.
Врач назначит исследование слуха, необходимые для выявления причины и степени поражения. Все тесты являются безболезненными, однако достаточно информативными. Именно педиатр или ЛОР-врач поможет определиться с типом специалиста по слуху, необходимому именно этому ребенку.
Существует несколько способов лечения нарушения слуха. Выбор метода зависит от причины потери слуха и его степени. Чаще всего консервативные методы (медикаментозная терапия, физиопроцедуры) используются для коррекции легкой и умеренной тугоухости. При более тяжелых поражениях возникает необходимость использования слуховых аппаратов, кохлеарных имплантов, костных слуховых аппаратов и вспомогательных слуховых устройств, а также работы грамотного логопеда.