Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Как во время понять, что у ребенка пропадает слух | Мутова Анастасия Викторовна. Работа №239781

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Мутова Анастасия Викторовна
В современном мире родители стали все чаще сталкиваться с проблемой развиия слуха у детей. Памятка подскажет, как во время понять о проблеме слуха и почему слух ухудшается

Памятка для родителей.

«Как во время понять, что у ребенка пропадает слух»

Слух – одна из важнейших способностей человеческого организма. Способность распознавать звуки является неотъемлемой частью нервно-психического и речевого развития ребенка.

Еще полвека назад нарушение слуха диагностировалось слишком поздно – после двух лет, когда проявления недуга были очевидны. Слабослышащие дети имели серьезную задержку речи и отличались от сверстников по развитию.

К счастью, в настоящее время в большинстве роддомов аудиологический скрининг стал обязательным в перечне обследования новорожденного.

По данным исследований, раннее начало коррекции нарушений слуха (до возраста 6 месяцев) в большинстве случаев дает благоприятный прогноз и обеспечивает нормальное речевое и психоэмоциональное развитие ребенка. Однако ранний скрининг не дает 100% гарантии отсутствия заболеваний в будущем.

Именно поэтому важно, чтобы родители были достаточно информированы и обращали внимание на нарушение слуха и заболевания уха у детей.

Для детей слух является необходимым условием ля обучения разговорному языку, успешной учебы и вовлечения в жизнь общества. Потеря слуха создает препятствие для образования и социальной интеграции. Соответственно, диагностика в раннем возрасте и надлежащее вмешательство могут принести детям с потерей слуха огромную пользу.

По оценке е Всемирной организации и здравоохранения (ВОЗ), приблизительно 60% случаев потери слуха в детском возрасте можно избежать с помощью профилактических мер. Когда потеря слуха в детском возрасте неизбежна, необходимо принимать меры для того, чтобы обеспечить детям возможность полностью раскрыть их потенциал посредством реабилитации, обучения, а также расширения их прав и возможностей. Необходимо действовать в обоих направлениях.

 

Причины снижения слуха у детей

В первую очередь, следует упомянуть о типах нарушения слуха.

Выделяют:

Кондуктивную

тугоухость

, обусловленную нарушением проведения звука к внутреннему уху. Причиной данного типа поражения являются заболевания наружного и среднего уха. Чаще всего

кондуктивная

тугоухость проявляется в умеренной и легкой степени и достаточно просто поддается коррекции

. Основными причинами, приводящими к

кондуктивной

тугоухости, являются заболевания наружного слухового прохода, барабанной полости и слуховой трубы (в том числе и пороки развития). В большинстве случаев тугоухость и глухота новорожденных и грудных детей

носят

сенсоневральный

характер

;

Нейросенсорная

тугоухость

 является следствием поражения структур внутреннего уха или слухового нерва. Методом лечения являются

импланты

среднего уха или

кохлеарные

импланты;

Смешанный тип

 тугоухости сочетает в себе

кондуктивный

и

нейросенсорный

тип.

У детей с проявлениями тугоухости может иметь место и сложный дефект – поражение слухового отдела периферического анализатора и патология центральной нервной системы. Это сочетание объясняется как общностью происхождения и свойств рецепторов улитки и нервной системы, так и патологическими механизмами формирования нарушений слуха. Неблагоприятные факторы в большинстве случаев оказывают влияние не только на слуховой анализатор, но и на различные отделы головного мозга.

Факторы, ответственные за развитие нарушений слуха у детей, т. е. причины тугоухости, в зависимости от момента воздействия подразделяются на антенатальные, интранатальные и постнатальные.

Причины развития нарушения слуха делятся на врожденные и приобретенные. Врожденная тугоухость в половине случаев вызвана генетическими заболеваниями, унаследованными от родителей. Родитель может быть как здоровым носителем мутации, так и страдать от такого же заболевания. Генетическая тугоухость имеет один из типов наследования:

а

утосомно-рецессивный тип. К данному типу наследования относится 70% всех генетических мутаций, связанных с потерей или снижением слуха. Родители ребенка, имеющего такое заболевание, внешне абсолютно здоровы, но в их геноме заложена мутация, которая проявляется только при услов

ии ее наличия у обоих родителей;

а

утосомно-доминантный тип. К такому типу относится 15%

генетической

тугоухости. Один из родителей такого ребенка не имеет изменения в геноме, в то время как второй либо страдает нарушением слуха, либо имеет другие нарушения, характеризующие оп

ределенный генетический синдром;

с

понтанная мутация. К этой группе относятся редкие генетические заболевания, возникающие вследствие спонтанной генетической мутации. Причины таких мутаций лишь предположительны и могут возникнуть у абсолютно любого развивающегося организма на определенных этапах внутриутробного развития.

Помимо генетических, существует множество других факторов, приводящих к врожденным нарушениям слуха:

внутриутробные инфекции: герпес, краснуха, токсоплазмоз, ЦМВ-инфекция нарушают формирование органа слуха эмбриона, приводя к развитию тяжелой тугоухости при рождении;

гипоксия плода (недостаток кислорода);

гемотрансфузии (переливания крови) у матери во время беременности;

сахарный диабет у матери;

прием во время беременности некоторых лекарст

венных препаратов, обладающим

токсичным влиянием на плод

;

преждевременные роды и рождение ребенка массой менее 1300г;

злоупотребление алкоголем, курение и прием наркотиков во время беременности.

Особенностью приобретённой тугоухости является факт развития нарушений уже после рождения человека. Чаще всего это происходит спустя много лет и может иметь самые разнообразные причины. Среди них:

Возрастные изменения.

 Старение – весьма 

распространённая

причина утраты слуха

. Пониженное звуковосприятие развивается вследствие происходящих дистрофических и атрофических изменений во внутреннем ухе. И в силу того, что обычно слух планомерно ухудшается в обоих ушах, то и обратить вниман

ие на проблему удаётся не сразу;

Шумовое воздействие.

 Снижение слуха может происходить по причине длительного воздействия громких звуков (свыше 80 дБ) или разового поражения уха очень громким шумом, подобным выстрелу с ружья. Находясь на концерте, спортивном мероприятии или в любой другой шумной обстановке, стоит обращать внимание на маркеры нахождения слуха под угрозой. К ним относятся: необходимость переходить на крик, что бы быть услышанным, а так же звон в ушах после того,

как шумная обстановка покинута;

Заболевания и инфекции

.

 Причиной развития

нейросенсорной

тугоухости могут стать такие заболевания как скарлатина, герпес, краснуха, корь, сифилис, 

эпидемический паротит

, менингит, грипп и прочие вирусы и 

инфекции

;

Травматическое поражение.

 Повреждения, нанесённые органам слуха, могут иметь физический характер (удар по голове), а так же акустический (чрезвычайно громкий шум типа взрыва). Последние зачастую становятся причиной возникновения

нейросенсорной

тугоухости у ветеранов, проводивших много времени в окружении артиллерийских залпов и р

аботающих реактивных двигателей;

Опухоли.

 Причиной снижения слуха вполне могут стать: 

невринома слухового нерва

,

холестеатома

, а так же ано

мальный рост кожи в среднем ухе;

Потеря слуха детей в более старшем возрасте имеет также множество возможных причин. К временному снижению слуха чаще всего приводят инфекции уха, а именно – средние отиты. Анатомические особенности строения органа слуха у детей являются фактором возникновения ушных инфекций.

При каких болезнях может наступить снижение слуха?

В дошкольном возрасте дети часто болеют вирусной простудой или ангиной, а потом родители замечают, что ребенок может плохо слышать, например, когда звонят в дверь, плохо реагирует на сигналы машин, часто переспрашивает при разговоре. Дело в том, что во время болезни может наступить поражение слухового нерва, что ведет к нейросенсорной тугоухости. В одних случаях работа слухового нерва после лечения со временем восстанавливается, но бывают и необратимые изменения в слуховой системе: отмирают нервные волокна и погибают рецепторы слуха, которые находятся во внутреннем ухе и не восстанавливаются.

Кроме того, надо помнить о менингите – заболевании, которое сопровождается воспалением мозговых оболочек. Оно особенно опасно для детей до года. Болезнь может даже через полгодагод дать осложнения на слух. Поэтому, если ребенок перенес менингит даже в прошлом, нужно проверить слух, чтобы не пропустить серьезную проблему.

Еще одна из проблем детского возраста, при которой может снижаться слух – это секреторный отит. Это заболевание в большинстве случаев возникает при наличии увеличенных аденоидов. Аденоиды находятся в носоглотке и, когда они вырастают до больших размеров, нарушают носовое дыхание, а в дальнейшем могут приводить к нарушениям работы слуховой трубы, что ведет к накоплению секрета в среднем ухе, и, как следствие, ребенок незаметно для родителей постепенно теряет слух. Начинает хуже учиться в школе, потому что плохо слышит, и некоторые родители думают, что ребенок просто ленится или невнимательная, но причина в другом. Когда родители приводят такого ребенка к врачу, специалист после осмотра и обследований слуха может предложить оперативное вмешательство по удалению аденоидов, а возможно, и шунтирование, как первоочередную причину проблемы. В дальнейшем при необходимости проводится лечение слуха. В таком случае снижение слуха может иметь обратимый характер и восстанавливается при своевременном лечении после проведенной операции.

Как определить у ребенка нарушение слуха?

Скрининг новорожденного позволяет обнаружить лишь малый процент нарушений слуха у ребенка. Основная роль в диагностике слуха принадлежит участковому педиатру и самим родителям.

Что же должен уметь ребенок, чтобы у врача и родителей не появилось сомнений в его способности воспринимать звуки?

0-4 месяца:

реагировать на громкие звуки;

вздрагивать во сне или просыпаться при внезапном громком звуке;

реагировать на голос другого человека позитивно (улыбка) либо негативно (плач);

успокаиваться, услышав голос «своего взрослого».

4-9 месяцев:

улыбаться в ответ на обращение родителей;

следить за игрушками, издающими звук;

поворачивать голову к источнику знакомого звука;

переход

гуления

в лепет;

начинает понимать связь между жестами и речью.

9-15 месяцев:

реагирует на свое имя;

пытается издавать или издает жужжащие звуки;

повторяет простые звуки или слова;

понимает и выполняет основные команды;

использует голос для привлечения внимания.

15-24 месяца:

использует достаточное количество простых слов для общения;

знает и показывает части тела;

знает названия общих объектов (например: дом, кот, собака, земля, небо);

с интересом относится к музыке, стихам, чтению;

выполняет команды;

указывает на предметы, которые называет взрослый.

Иногда возникают ситуации, когда у ребенка, который не имел проблем со слухом и нормально развивался до 4-5 лет, случается нарушение звуковосприятия. И не всегда ребенок может сам понять, в чем дело,  и рассказать об этом взрослому.

Есть несколько критериев, по которым можно заподозрить тугоухость, возникшую у ребенка дошкольного и школьного возраста:

в

озникают трудности в понимании речи других людей;

н

е сразу реагирует на обращение по имени или не реагирует вовсе;

п

оявились проблемы с речью;

н

еправильно отвечает на вопросы (из-за непонимания);

к

огда смотрит телевизор, увеличивает громкость или садится очень близко к экрану;

в

незапно появились проблемы с учебой;

е

сть задержка речи и/или нарушение артикуляции;

ж

алуется на боль или 

шум в ушах

;

е

сть сложности при разговоре по телефону, часто меняет ухо, к которому прикладывает телефон;

ч

асто переспрашивает;

о

чень внимательно следит за мимикой и губами

говорящего

.

Методы лечения нарушения слуха у детей

Если у ребенка присутствует хотя бы один признак снижения слуха, следует немедленно обратиться к оториноларингологу, аудиологу или педиатру. Чем раньше будет диагностировано заболевание, тем больше шансов на выздоровление. Любая боль в ухе, шум, ушная инфекция – все это не должно остаться без внимания родителя, так как может стать причиной необратимой глубокой тугоухости.

Врач назначит исследование слуха, необходимые для выявления причины и степени поражения. Все тесты являются безболезненными, однако достаточно информативными. Именно педиатр или ЛОР-врач поможет определиться с типом специалиста по слуху, необходимому именно этому ребенку.

Существует несколько способов лечения нарушения слуха. Выбор метода зависит от причины потери слуха и его степени. Чаще всего консервативные методы (медикаментозная терапия, физиопроцедуры) используются для коррекции легкой и умеренной тугоухости. При более тяжелых поражениях возникает необходимость использования слуховых аппаратов, кохлеарных имплантов, костных слуховых аппаратов и вспомогательных слуховых устройств, а также работы грамотного логопеда.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×