Как заучивать стихотворения с детьми, имеющими речевые нарушения | Русакова Ирина Валерьевна. Работа №207563
Автор: Русакова Ирина Валерьевна
Как же часто мы сталкиваемся с проблемой заучивания стихов с детьми с речевыми расстройствами, с их отрицательными эмоциями и быстрой утомляемостью. В этой статье описаны методы, с помощью которых мы можем помочь ребенку легко запомнить содержание стихотворного текста.
Консультация для родителей и педагогов
«Как правильно учить стихи с детьми, имеющими нарушения речи».
Дети, страдающие речевыми нарушениями, с трудом запоминают даже небольшие стихи и тексты. Заучивание наизусть вызывает трудности, так как у таких детей снижена память и внимание. Для запоминания стихов нужна усидчивость и умение доводить дело до конца, что часто не свойственно детям с речевыми нарушениями, поэтому вызывает утомление и отрицательные эмоции. Но для тренировки памяти, необходимо заучивание. И здесь мы должны вспомнить про самый доступный вид деятельности детей – игру. Мы можем превратить заучивание стихотворений в интересную и полезную для развития эмоциональной сферы ребенка игру.
Но нельзя забывать про предварительную работу перед заучиванием стихов: - Сперва взрослый читает стихотворение выразительно;
- Затем взрослый объясняет ребенку значение непонятных слов;
- Обязательно рассказать малышу кто написал произведение;
- Показать иллюстрации, если они есть.
Содержание стихотворения должно быть выбрано соответственно возрасту. Хорошо запоминаются стихотворения, которые построены на четком ритмичном повторении. При заучивании стихов довольно часто используют принцип «повторения – мать учения». Однако от многократного повторения можно даже замечательный текст разлюбить навсегда, да к тому же подобное повторение эксплуатирует лишь слуховую память. Попробуйте призвать на помощь и другие виды памяти, например: зрительную, осязательную, двигательную. Самая сильная память – эмоциональная. Разучивания для дошкольника должно быть делом веселым, эмоциональным и при содержании стиха – осязаемым, видимым, представляемым.
Существует несколько приемов и методов для заучивания стихотворений
1.Изображение в действии. Дети очень любят потеши, физкультминутки, пальчиковые игры и легко их запоминают. Так почему бы не использовать двигательную активность для заучивания стихов? Давно всем известно, что совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста. Ребенку будет интересно не только услышать стихотворение, но и показать в нем каждое слово жестом, как бы оживить текст.
2.Слуховой. Прочитайте вслух выбранное стихотворение несколько раз подряд, всякий раз с разной интонацией и настроением. После каждого прочтения предложите ребенку самостоятельно определить настроение услышанного. Расскажите, что настроение бывают разные: торжественное, веселое, радостное, озорное, с юмором, грустное, печальное, злое, угрожающее, агрессивное, плаксивое, тревожное. При таком способе работы стихотворения запоминаются целиком после нескольких повторений.
3.Двигательный. Взрослый предлагаете взять ребенку толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку». Нитка выполняет роль опоры, необходимой для запоминания. Вместо нитки можно использовать бусины и нанизывать их «строчки» на шнурок и др..
4. Визуальный. После того, как взрослый прочитает стих, необходимо рассмотреть иллюстрации к нему. Можно построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания. Сюда можно отнести мнемотаблицы, которые будут служить зрительной опорой и их не так сложно подобрать, чтобы они соответствовали содержанию стихотворного текста.