Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В 4 КЛАССЕ ( ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ) ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Мулланурова Лилия Шамилевна

        Пояснительная записка

              Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования  на основе примерной основной общеобразовательной программы начального общего образования

Сведения об УМК:

1.СвиридоваВ.Ю. Литературное чтение: Учебник для 4 кл.: в 2 частях- Самара: Издательство  «Учебная литература»: Издательский дом «Фелоров».

 

Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней жизни человека, обогатить духовно, нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове. В связи с этим система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования:

- развитие личности школьника, его творческих способностей;

- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;

- воспитание духовности, нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.

 Цель курса «Литературное чтение» в начальной школе – нравственно - эстетическое воспитание и развитие у учащихся способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на базе изучения основ ее теории и практики анализа художественного текста, а также воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности. Начальное образование как самоценный и значимый этап в развитии человека закладывает основы для реализации этих целей.

Одним из приоритетных направлений стандартов второго поколения выступает формирование нравственного сознания школьников, личностное освоение ими духовно-нравственных ценностей человечества, носителем которых являются культура и искусство. Прикосновение к литературе и искусству способствует развитию духовно-нравственных представлений, формированию эстетических понятий, становлению личности ребенка. Формирование нравственного сознания начинающего читателя происходит преимущественно через приобщение его к миру духовно-нравственных и эстетических ценностей, эмоциональное принятие и осознание этих ценностей, содержащихся в художественных произведениях, а главное - через возрастание общей гуманистической и эстетической культуры личности. Ребенок учится соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами. Итогом работы по курсу литературного чтения может стать воспитание интеллигентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру (к окружающим людям, природе, животным.

Изучение произведений классиков отечественной детской литературы приобщает учащихся к культурному наследию народов России, приучает размышлять об истории своей Родины, сегодняшнем дне и будущем страны. Так постепенно будет формироваться гражданская идентичность, чувство гордости за свою Родину, ее народ и историю.

Грамотный читатель владеет техникой чтения, знает, что читать, ориентируется в широком мире литературы (ему присуще «жанровое ожидание», у него имеется общее представление о творческом почерке разных писателей и поэтов), и знает, как читать (обладает умением адекватно понять произведение), опираясь на представления о художественных приемах, на вкус, развитые эстетические чувства.

Достижению этой цели способствует организованное в процессе обучения осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества.

В основе данного курса лежит единый методологический подход - изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики - художественной образности.

Эстетическое осмысление действительности посредством  художественного образа - это то общее, что характеризует разные виды искусства: литературу, живопись, музыку, скульптуру, архитектуру, театр, кино. Чтобы разобраться в эстетической стороне действительности, ребенок должен соприкоснуться с разными видами искусства. Общность всех видов искусства - в способности художника воображать, фантазировать, создавать не понятия, а образы. Ведется постепенное осознание существенных признаков понятия «художественный образ», формируется общее представление об этом понятии как определяющем для понимания особенностей литературного творчества: в произведении явления действительности предстают перед читателем пропущенными через призму восприятия художника, картина мира насыщена его чувствами и отношением к изображаемому. Школьник учится полноценно воспринимать художественную литературу как особый вид искусства.

Важно, чтобы ученик начальной школы эмоционально отзывался на прочитанное, пробовал высказать свою точку зрения и при этом учился уважать мнение собеседника. Общение с литературой поможет ему осознать себя и как читателя, и как человека, расширит культурный кругозор, мотивирует его обращение к художественным произведениям в дальнейшей жизни.

В процессе изучения курса литературного чтения ученик приобретет первичные умения работы с текстами разного вида и содержания, с учебной и научно-популярной литературой, будет учиться находить и использовать информацию для практической работы. В результате школьник получит возможность осознать значимость систематического чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим учебным предметам.

            Особенно важно изучение литературы в школе сегодня, когда нравственная составляющая образовательного процесса стала очевидной. Не случайно одним из приоритетных направлений Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года является формирование нравственного сознания школьников, личностное освоение ими духовно-нравственных ценностей человечества, носителем которых является культура. При этом литература выступает как самый идеологически насыщенный и прозрачный для восприятия нравственных идей вид искусства. Именно этот вид искусства и является предметом изучения на уроках литературного чтения, что диктует не только концептуальные подходы к формированию содержания учебной деятельности, но и методику преподавания.

Задачами курса литературного чтения, построенного на сформулированных выше основах и ориентированного на требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, являются:

1) расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношениях, духовно-нравственных и эстетических ценностях, формирование понятий о добре и зле;

2) развитие отношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры, как средству сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; расширение представления детей о российской истории и культуре; формирование личности гражданина России;

3) создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе ознакомления с литературоведческими понятиями и их практического использования;

4) воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению; осознание значимости чтения для личностного развития; формирование потребности в систематическом чтении, в том числе для успешности обучения по всем учебным предметам;

5) развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (аудирование, чтение вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывания по поводу текста), анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества (устное и письменное высказывания на свободную тему);

6) формирование навыка беглого, осознанного и выразительного чтения учащимися разных видов текстов и прежде всего - художественного; совершенствование читательских навыков как основы глубокого и полноценного восприятия детьми художественного текста; формирование читательского кругозора и основ библиографической культуры, умения искать и выбирать нужную книгу;

7) ознакомление учащихся с основами теории литературы, способами создания художественного образа, умением извлекать из разных текстов информацию разного вида: от понятийной до эмоционально-образной; формирование на этой основе навыков и простейших способов самостоятельного анализа художественных произведений разных родов и жанров;

8) формирование коммуникативной компетентности учащихся; 

9) формирование умения искать необходимую информацию в справочных изданиях, детских журналах и грамотно использовать Интернет, удовлетворяя свою природную и приобретенную познавательную активность.

Как отбор и структурирование содержания курса литературного чтения и организация работы с этим содержанием способствуют решению поставленных задач?

Преподавание литературного чтения опирается на стихийное творческое начало, присущее ребенку до школы. Как правило, дошкольник является слушателем и синкретическим творцом одновременно в изобразительной, музыкальной, игровой деятельности. Курс литературного чтения продолжает, но уже целенаправленно, воспитание слушателя, читателя и творца. При этом происходит обогащение читательского опыта и литературного кругозора, формируется осознанная потребность в чтении. Курс предполагает развитие способности самостоятельно воспринимать литературу, а также развитие культуры эмоций.

Решение этих задач предполагает постоянное расширение читательского кругозора. Перед учеником должна развернуться широкая картина видов и жанров литературы, произведений разного эмоционального наполнения, разнообразие сюжетов, характеров и отношений героев, а также многообразие художественных средств создания образа.

Приобщение детей к искусству литературы требует особой методики, не разрушающей процесс восприятия и понимания художественного произведения. Важно работать с текстом деликатно, не прямолинейно, не «в лоб», а бережно поддерживая ростки эмоционального отношения к прочитанному. Совместное наслаждение от литературных открытий, удовольствие от проникновения в глубинный смысл произведения поможет «заразить» ученика интересом к чтению.

Работа с текстом, содержание которой отражено в программе, предусматривает:

1) принципиальную целостность художественного образа, важность, «неслучайность», незаменимость каждого художественного элемента; целостное эмоциональное впечатление, оказываемое произведением при восприятии;

2) возможность личностного восприятия, «индивидуального» прочтения художественного образа; возможность различной аналитической интерпретации деталей художественного произведения;

3) необходимость сочетания понятийного отношения к прочитанному (различать явления литературы) и эмоционального (сопереживать); при этом ведущую роль играют чувства как основа интереса к чтению (наслаждение красотой слова и удовольствие ученика от своего растущего умения понимать ее).

Одной из главных задач литературного чтения является развитие речи учащихся. Курс литературного чтения органически связан с курсом русского языка через общие задачи освоения учащимися норм литературного языка, его точности и выразительности, а также через процесс развития собственной устной и письменной речи. Содержание и различные формы работы способствуют формированию орфографической зоркости и интереса к этимологии слова, а значит, к истории родного языка и к истории России.

Основные направления в работе над развитием речи учащихся следующие:

- расширение словарного запаса, уточнение лексического значения слов, поиск слова точного и выразительного;

- формирование умения правильно понимать вопрос, другое мнение и логически точно и доказательно строить ответ, свое суждение, рассуждение;

- создание своего текста, сначала «по образцу», подражая автору, а затем и на уровне творчества;

- развитие способности к выразительному чтению художественных текстов, передачи слушателям своего внутреннего видения и эмоционального состояния;

- развитие навыков редактирования своего текста на основе рефлексии.

Читательская компетентность, культура восприятия литературы основывается на понимании образной природы художественного текста и включает владение языком словесных образов, ориентирование в системе основных литературоведческих понятий. Курс нацеливает не на заучивание терминов, а на уяснение с их помощью специфики литературы. Литературоведческими понятиями учащиеся пользуются практически, как инструментами, помогающими понять художественный смысл произведения.

В настоящее время одной из самых главных задач изучения предмета «Литературное чтение» в школе является духовно-нравственное воспитание учащихся.

Глубокому освоению учениками-читателями эстетических и нравственных ценностей способствуют, прежде всего, содержание курса, включение в круг чтения детей высокохудожественных и нравственно ориентированных произведений, а также система вопросов и заданий к текстам, обращенная к жизненному опыту и проблемам ребенка. В число программных произведений вошли классические тексты родной и мировой литературы, произведения современных поэтов и писателей, а также фольклорные и авторские тексты народов России. Все произведения соответствуют высокому уровню художественности и высоте и значимости их нравственного потенциала.

Важнейшим психическим механизмом формирования нравственных понятий и убеждений является оценка, в данном предмете - нравственная оценка действий героев произведения. Оценивая поступки литературных героев, ученик-читатель соотносит свои представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», с нравственными ценностями литературного героя, а по сути - своего народа и всего человечества, воплощенными в произведении его автором. В конечном итоге он сможет воспринять «чужое» или даже чуждое ему как свое, личное, получит представления о нормах поведения и взаимоотношений людей, которые станут для него примером, даже идеалом. Тем более что следование ребенка примеру уважаемых им взрослых или полюбившемуся литературному герою - важнейший метод нравственного воспитания.

Читая и анализируя произведение в процессе обсуждений и споров, ребенок задумывается о важных вопросах бытия: о правде и лжи, о любви и ненависти, об истоках зла и добра, о возможностях человека и его месте в мире. В учебниках в конце каждой главы или объемного, важного для детей текста даются вопросы для обобщения учеником-читателем проблемы главы. Они помогут учителю в организации разговора в классе. Огромную роль в этих разговорах играет ценностно-смысловая учебная коммуникация, организованная учителем на уроке. Коллективное обсуждение нравственных проблем, участие в диалоге, иногда и споре позволяет развивать коммуникативные умения учащихся, а кроме того, учит их системно мыслить, не только анализируя, но и синтезируя, обобщая, делая собственные выводы из конкретных фактов.

Для реализации принципа системно-деятельностного подхода к обучению выстроена система нравственного воспитания, прежде всего, с опорой на интеллектуальные, волевые, эмоциональные, психические сферы личности учащихся, на активизацию в процессе учебной деятельности их творческих задатков и работы воображения. Одновременно происходит осмысление главных особенностей русского национального характера: патриотизма, героизма, гуманизма, коллективизма, совестливости, терпимости, толерантности и др.

Педагогически этот процесс развивается в логике «от слова к делу»:

1. Первоначальные представления о нравственной норме.

2. Осмысление ее.

3. Эмоциональное принятие.

4. Воплощение в слове (вербальный уровень).

5. Воплощение в поступке (социальный уровень).

Освоение последнего уровня невозможно только в рамках урока, когда ученики сидят за партами. Отсюда - необходимость выхода во внеклассную и даже внешкольную деятельность. На этом уровне самой продуктивной в деле воспитания и нравственного развития ребенка является организация проектной деятельности.

Очень важно, что в процессе этой деятельности происходит интенсивное общее и гуманитарное развитие ребенка. Кроме того, формируются эстетические ценности и вкус ребенка, что особенно важно сегодня, в период безыдейности и безвкусия, льющихся мутным потоком в души наших детей с телеэкранов и из СМИ.

Поскольку нравственно-эстетические ценности и идеалы «впаяны» в художественное произведение, они извлекаются и осваиваются ребенком в процессе читательской деятельности. Это определяет практическую направленность курса литературного чтения: все, что узнают учащиеся, они извлекают из текста в процессе самостоятельной, усложняющейся читательской деятельности, направляемой и организуемой учителем. Понятийный аппарат вводится осторожно и постепенно в соответствии с возрастом учеников.

 

         

 

Общая характеристика предмета

Преподавание литературного чтения опирается на стихийное творческое  начало, присущее ребенку до школы. Как правило, дошкольник является слушателем и синкретическим творцом одновременно в изобразительной, музыкальной и игровой деятельности. Курс литературного чтения продолжает, но целенаправленно, воспитание слушателя, читателя и творца. При этом происходит обогащение читательского опыта и литературного кругозора, формируется осознанная потребность в чтении. Курс предполагает развитие способности самостоятельно воспринимать литературу, а также развитие культуры эмоций.

       Работа с текстом,  содержание которой отражено в программе, предусматривает:

1)Принципиальную целостность художественного образа, важность, «не случайность», незаменимость каждого художественного элемента; целостное эмоциональное впечатление, оказываемое произведением при восприятии;

2)Возможность личностного восприятия, «индивидуального» прочтения  художественного образа; возможность различной  аналитической интерпретации деталей художественного произведения;

3)Необходимость сочетания понятийного отношения к прочитанному (различать явления литературы) и эмоционального (сопереживать); при этом ведущую роль играют чувства как основа интереса к чтению (наслаждение красотой слова и удовольствие ученика от своего растущего умения понимать её).

     Читательская компетентность, культура восприятия литературы основывается на понимании образной природы художественного текста включает владение языком словесных образов, ориентирование в системе основных литературоведческих понятий. Курс нацеливает не на  заучивание терминов, а на уяснение с их помощью специфики литературы. Литературоведческими понятиями обучающиеся пользуются практически, как инструментами, помогающими понять художественный смысл произведения.

       На уроках литературного чтения задачи развития речи и обучение детей навыку чтения имеют предметный и метапредметные уровни и решаются комплексно: работа над техникой и выразительностью чтения связано воедино со смысловым анализом текста, творческой речевой деятельностью обучающегося.

        Курс направлен  также на воспитание умения осуществлять творческую деятельность, решать творческие задачи, импровизировать, инсценировать, разыгрывать воображаемые ситуации. Творческая речевая деятельность детей может выражаться в устном и письменном высказывании на свободную тему (сочинение),  в выражении собственного отношения к прочитанному (пропедевтика работы в жанре отзыва), в формулировке основного смысла прочитанного (пропедевтика работы в жанре аннотации). При решении задачи развития речевой деятельности собственное литературное творчество обучающихся (сочинение сказок, стихов, рассказов), занимает особое место как один из наиболее эффективных способов проникновения в тайны художественного образа и развития воображения.

       Работа в 4 классе, сохраняя единые принципы и задачи изучения литературы как искусства, поднимает обучающихся на новую ступеньку общего и эстетического развития. Анализируется поэтика произведений более сложных по своему художественному содержанию, к тому же более объемных (повесть). Ведется работа с былиной. Происходит знакомство с драмой. Углубляются представления об отличии фольклора от авторской литературы. Выявление позиции автора, вычитывание авторской оценки изображаемого, авторской точки зрения завершает представление об особенностях авторской литературы. Делаются посильные обобщения об особенностях творчества писателей разных веков, о тематике, героях, художественной манере. Закладываются основы изучения литературного процесса. «Сталкивая» художественные произведения разных времен и народов, разрешая возникающие коллизии, школьники продвигаются в литературном развитии и общем развитии в целом.

        Программа раскрывает основные подходы и стержень работы, оставляя учителю простор для творчества.

        В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс.

        Рабочая программа в 4 классе рассчитана на 68 часа, в неделю   2 часа, 34 недели

 

 

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета к концу четвертого года обучения

 

     Реализация данной программы, разработанной в соответствии с новыми образовательными стандартами, носит системно-деятельностный характер, направлена на формирование не только предметных, но и личностных, метапредметных, а именно регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий  как основы умения учиться.

       Личностными результатами  обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

       Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приемов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации  художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

       Предметными результатами обучения в начальной школе являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приемами интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; умения декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.

 

 

Содержание учебного предмета

          Виды речевой и читательской деятельности

    Аудирование (слушание). Адекватное понимание содержания звучащей речи, осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос к учебному тексту, научно-познавательному и художественному произведениям.

   Чтение вслух. Чтение про себя. Совершенствование навыков выразительного и осмысленного чтения. Постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный  для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Осознания смысла произведения при чтении про себя. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.

       Говорение (культура речевого общения).Письмо (культура письменной речи). Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью; формирование умений целенаправленного доказательного высказывания; творческого отношения к устной  и письменной речи.

      Умение вести диалогическое общение: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы  по тексту; выслушивать, не перебивая собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Монологическое речевое высказывание по предложенной теме или в виде ответа на вопрос. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.

       Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку, использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение). Мини-сочинения (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв. 

          Работа с разными видами текста.  Различение разных видов текста: художественных, учебных, научно-популярных. Особенности фольклорного и авторского текста.

        Самостоятельное определение тем, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умении отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей. Дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

      Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение его с содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее  общих особенностей текстов мифов, былин, легенд (по отрывкам или небольшим текстам). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Воспроизведение текста с опорой на ключевые  слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

    Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный (с цитированием), выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или кдючевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление  плана в  виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор в тексте слов, выражений, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор в тексте слов, выражений, позволяющих составить данное описание  на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных прочитанных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

     Характеристика героев произведения с использованием художественно- выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Сопоставление поступков героев, мотивы поступка персонажа. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста.

     Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к родине в классической и современной литературе, литературе разных народов.

     Библиографическая  культура. Книга как источник знаний об окружающем мире и внутреннем мире человека. Книга учебная, художественная, справочная. Виды информации в книге с опорой на ее внешние показатели, справочно-иллюстративный материал книги. Типы изданий: произведение, сборник, собрание сочинений, периодические издания, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендательного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

 

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение).

Устное народное творчество. Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Углубления представления о жанрах народного и авторского творчества. Общее представление о новом типе отношений человека и мира. Зависимость человека от природных сил и стихий в мифе, пафос борьбы с ними в былине.

     Былина. Характеристика героя (победитель в борьбе с природными силами, защитник границ княжества и отечества; человек прославляющий своими подвигами свое отечество). Илья Муромец и Никита Кожемяка как герои былинных циклов. Основные герои русских былин. Героическая тональность былин. Сравнение с героикой мифов.

     Волшебная сказка. Единые законы разворачивания сюжета в волшебных сказках. Типичность завязки, кульминации, развязки. Общие мотивы и черты различия в сказках разных народов. От победы с  помощью магической силы – к торжеству ума, смекалки. Авторская волшебная сказка: сходство с народной сказкой и отличия.

      Социально-бытовая сказка. Позднее происхождение. Отличия от волшебной сказки и сказки о животных. Особенности проблематики, нравоучительный характер, присущее ей чувство юмора. Сатирическая интонация бытовых сказок. Народная и авторская социально-бытовая.

      Пословица. Связь с мифом и отражение зависимости человека от природы. Школа народной мудрости и жизненного опыта. Двучленная структура, отличия от поговорок. Способы вынесения нравственной оценки в пословице (иносказание) и поговорке (открытое суждение). Пословицы разных народов. Сочинение сюжетов  к пословицам. Популярность пословиц в современной жизни и в произведениях авторской литературы.

       Жизнь жанров фольклора во времени. Проникновение фабульных элементов истории (в идее примет конкретно-исторического времени, исторических  и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебную сказку и былину.

       Басня. Корни басни в сказке о животных. От сказочного схематизма древних басен, перечисления действий персонажей – к яркой зарисовке картинки из жизни. Нравоучение пословицы как прототип морали басни. Басня как жанр, объединяющий разные типы повествования. Отношение в изображаемому, скрытое в тексте басни. Явно высказанная авторская оценка, заключенная в морали басни.

        Авторская литература. Возможности разных видов повествования: прозы, поэзии, драмы.

       Проза. Преобладающая тональность повествования в разных жанрах. Выбор жанра и интонации повествования как средство выражения авторского отношения. Выработка жанрового ожидания.

       Сказочная повесть. Сосуществование реального и сказочного мира. Путешествия, превращения, испытания и подвиги героев. Волшебные помощники, предметы, числа. Реальность переживания героя. Проявление характера в поступках и речи. Развитие характера во времени. нравственные коллизии повести, работа героя по преодолению своих недостатков. Воспитание и самовоспитание героя.

      Рассказ. Событие в рассказе – яркий случай, раскрывающий характер героя; сложность характера героя и развитие его во времени. Драматизм рассказа. Внутренний мир героя. Отличие авторской точки зрения от зрения героя.

     Поэзия. Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление о лирическом герое, образе поэта в лирике. Открытое выражение чувства в авторской поэзии. Сюжет разворачивания переживания. Эмоциональное заражение читателя силой чувств. Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приемов олицетворения, сравнение антитеза (контраста); использование повтора и риторических вопросов для создания образа. Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомство с «онегинской строфой»). Творческий портрет любимого писателя или поэта (его любимая тематика и проблематика, герои и характерные приемы изображения).

     Драма. Отличия зрителя от читателя: более активная позиция читателя. Инсценировка литературного произведения. Посещение театральных постановок. Наблюдения за особенностями драмы, композиционные особенности пьесы (драмы): деление текста на действия, действий на картины; наличие списка действующих лиц, авторских комментариев – ремарок. Внешняя устраненность  автора в драматическом произведении: основной текст пьесы – эта прямая речь героев. Способы выражения авторского отношения к изображаемому. Авторское присутствие в ремарках. Авторская позиция, выраженная устами героя.

 

   Круг чтения четвертого года обучения:

Устное народное творчество.

Былины.

Русские народные волшебные и бытовые сказки.

Классики русской и зарубежной литературы.

Русские и зарубежные авторские сказки  и сказочные повести.

Современная русская и зарубежная литература.

Приключения и фантастика.

 

 

Формы и средства контроля     

Традиционные: проверка техники чтения.

Нетрадиционные: конкурс чтецов,  выставка иллюстраций к литературным произведениям, сбор сведений и информации, составление литературных кроссвордов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематический план

 

Наименование раздела

Планируемые  сроки проведения

Фактические сроки проведения

Тема урока

Примечание

1

1. раздел

Волшебная старина – 16 часов

 

 

Условные обозначения в учебнике. Обращение автора. «Крутим барабан времени».С.Я.Маршак «И поступь, и голос у времени тише…», картина М. Шагала  «Часы с синим крылом».

Стр.3-6, картинная галерея с.177

2

 

 

Пословицы и поговорки о времени и природе. Портрет В.И.Даля кисти Перова

Стр.7-10, картинная галерея с.178

3

 

 

Знакомство с народной сказкой «Иван-царевич и серый волк»

Признаки волшебной сказки с.11-15

4

 

 

«Иван-царевич и серый волк»

Законы и худ. Особенности волшебной сказки с.16-22

5

 

 

В.Васнецов «Иван-царевич на сером волке» Сочинение о картине.

с. 178 картинная галерея

6

 

 

Анализ сочинений. Русская народная сказка «Летучий корабль».

Волшебная композиция в сказке с.22-26

7

 

 

Русская народная сказка «Летучий корабль»

Испытания сказочного героя с.27-31

8

 

 

Пословицы и поговорки о качествах человека: ум, смекалка, доброта, трудолюбие. Честность.

С.32

9

 

 

Мифы о подвигах Геракла. Скульптурное изображение Геракла.Образ Кербера.

С.33-38, картинная галерея с.180С.39-44

10

 

 

Знакомство с жанром былины «Как Илья из Мурома богатырем стал» Картина В.Васнецова «Гусляры»

С.45-48, картинная галерея с.181

11

 

 

«Илья Муромец и Соловей разбойник».

С.49-54

12

 

 

Мотивы былины А.К.Толстой «Илья Муромец»

С.54-55

13

 

 

Приметы исторического времени. «Никита Кожемяка»

С.56-58

14

 

 

Жанр бытовой сказки. Русские народные сказки «Что дальше слышно», «Как Иван дурак дверь стерег».

Отличие бытовых сказок от народных с.59-62

15

 

 

Мотивы бытовой сказки. С.Я.Маршак «Сказка про короля и солдата». Сравнение со сказкой «Кашица из топора».

С.63-65

16

 

 

Г.Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».

Особенности авторской сказки с.66-75

17

2.раздел

Пленительные напевы – 15 часа

 

 

А.С.Пушкин «Москва… Как много в этом звуке…». Картина А. Лентулова «Василий Блаженный»

Разные образы родины.с.80-81 с.185 картинная галерея

18

 

 

М.Ю.Лермонтов «Бородино»

Отечественная война 1812г. С.82-86

19

 

 

Басня И.А.Крылова «Слон и Моська»

С.87-88

20

 

 

Отрывок из поэмы «Крестьянские дети» Н.А.Некрасова

Выразительность поэтическо-го образа с.89-90

21

 

 

А.П.Чехов «Ванька»И.А.Бунин «Детство»

Два мира Ваньки Жукова с.91-99

22

 

 

Сравнительный анализ картин А.Венецианова «Жнецы», В.Маковского «Свидание».

С.101, картинная галерея с.186-187

23

 

 

Л.Н.Андреев «Петька на даче»

Композиция, система героев с.101-105

24

 

 

Л.Н.Андреев «Петька на даче»

С.105-115

25

 

 

Сравнительный анализ картин М.Д обужинского «Окно парихмахерской» и М. Шагала «Окно»

С.116, картинная галерея с.188-189

26

 

 

Ф.И.Тютчев «Смотри как роща зеленеет».

С.116-117

27

 

 

Э.Т.А.Гофман «Щелкунчик и мышиный король»

С.118-125

28

 

 

Особенности волшебного мира  в авторской сказке

С.126-130

29

 

 

М.Я.Бородицкая «В школу» - мир драмы.С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»

С.131-142, общее представление о пьесе

30

 

 

Саша Черный «Рождественское»

С.157-158

31

 

 

Фантастические существа в сказке Т.Янсон «Ель», В.Торчинский «Чудо-мультик»

С.159-170

32

3. радел

Огонь волшебного рассказа – 22 часа

 

 

Д.Б.Кедрина  «Я не знаю, что на свете проще?..». Картина К.Петрова-Водкина «Утренний натюрморт»

Наблюдательность художника и поэта с. 4-6, с. 163 картинная галерея

33

 

 

П.П.Бажов «Огневушка-Поскакушка»

С.7-13, особенности авторской сказки

34

 

 

П.П.Бажов «Огневушка-Поскакушка»

с.14-19 (общее представление о жанре – сказ)

35

 

 

П.П.Бажов «Огневушка-Поскакушка»

С.19-23 (отличия народных сказок от авторских)

36

 

 

А.С.Пушкин «Зимняя дорога»

с.26-27 (особенности рифмовки)

37

 

 

А.С.Пушкин «Зима! Крестьянин, торжествуя…»

С.27-28 (понятие о видах рифмы)

38

 

 

А.П.Чехов «Белолобый»

С.29-38 (комическое и драматическое)

39

 

 

А.С.Пушкин «Зимнее утро».

С.39-40 (красота и выразительность)

40

 

 

А.И.Куприн «Мысли Сапсана о людях, животных, предметах и событиях»

С.41-47

41

 

 

А.И.Куприн «Мысли Сапсана о людях, животных, предметах и событиях». Картина Б. Кустодиева  «Портрет дочери Ирины с собакой Шумкой»

С.41-47, с.164 картинная галерея (нравственные уроки)

42

 

 

Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?..»

С.48

43

 

 

Саша Черный «Дневник фокса Микки»

С.49-53

44

 

 

Саша Черный и его интерпретация нравственной проблематики

С.54.

45

 

 

А.И.Куприн «Слон»

с.55-67 (мир глазами ребенка)

46

 

 

Сочинение по картине А.Саврасова «Грачи прилетели»

с.68, с.165 картинная галерея

47

 

 

Анализ сочинений. Н.Н.Асеева «Февраль»А.А,Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

С.69

48

 

 

Ю.Я.Яковлева «Мама»М.М.Пришвин «Земля показалась»

С.72-74 (мир семьи)

49

 

 

Р/р. Сочинение-рассуждение «Родина начинается с семьи»

С. 74

50

 

 

Стихотворение В.Д. Берестова «Семейная фотография». Картины П. Филонова «Семья», А.Матисса «Семейный портрет»

С. 74-75, с.166-167 картинная галерея

51

 

 

Л.Пантелеев «Честное слово»

Библиотечный урок

52

 

 

В.Ю.Драгунский «Сверху вниз, наискосок».

С.76

53

 

 

Н.Н.Носов «Федина задача»

С.82-85

54

4. раздел

Все, что сердцу мило – 15 часов

 

 

А.А.Фет «Это утро, радость эта…»Н.Н.Матвеева «В лощинах снег…»

С.89-90

55

 

 

С.Г.Козлова «Как Ёжик с медвежонком протирали звезды»«Лисичка»

С.90-95

56

 

 

К.Д.Бальмонт «Как я пишу стихи». Картина М. Шагала «Над городом» М.И.Цветаева «Красною кистью…». Хокку японских поэтов.

С.96,с.168 картинная галерея

57

 

 

Ю.И.Коваль «Писатель путешественник»М.Ю.Лермонтов «Парус»

С.99-102

58

 

 

В.И.Крапивин «Старый дом»

С.104-106

59

 

 

В.И.Крапивин «Старый дом»

С.106-111

60

 

 

Е.А.Баратынский «Чудный град…», А.А.Фет «Воздушный город».Б.В.Захолер «Воздушные замки». Картина М.Чюрлёниса «Корабли»

С.119-120 (строим воздушные замки)

61

 

 

С.Л.Прокофьева «Лоскутик и облако»

С.122-125

62

 

 

С.Л.Прокофьева «Лоскутик и облако»

С.125-130

63

 

 

СЛ.Прокофьева «Желтый чемоданчик»

Библиотечный урок

64

 

 

Н.Н.Матвеева «Я мечтала о морях и кораллах…». Картина  А. Матисса «Красные рыбы»В.Хлебников «Мне мало надо!..», Т.М.Белозёров «Кладовая ветра»

С.144, с.170 картинная галерея

65

 

 

Сочинение по картине В. Поленова «Московский дворик»

С.146,с.171 картинная галерея

66

 

 

В.Ю.Драгунский «Куриный бульон»

С.146-153

67

 

 

Твое место в мире школы, города, страны (на материале фантастических произведений Е.С.Велтистова, А.И.Мошковской

С.153-157Сочинение «Город будущего»

68

 

 

Анализ сочинений. Притча Ф.Д.Кривина «Часы, минуты, секунды»Образ времени в скульптурах С.Дали, В.А.Солоухин «Мерцают созвездья»

С.157

 

 

Учебно-методическое обеспечение

Работа по данному курсу обеспечиваетсяУМК;

1.СвиридоваВ.Ю. Литературное чтение: Учебник для 4 кл.: в 2 частях- Самара: Издательство  «Учебная литература»: Издательский дом «Фелоров».

2.Федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования:текст с изм. и доп. на 2011г./ М-во образования и науки РФ –М.: Просвещение, 2011.

3.Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова /Сост.Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова, - Самара: Издательский дом «Фелоров».

Специфическое сопровождение (оборудование):

Иллюстрации к литературным произведением;

Портреты писателей;

Репродукции произведений живописи.

Материально-техническое обеспечение

Экспозиционный экран;

Мультимедийный экран;

Компьютер.

 

Выводы;

Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4-года обучения

Иметь общее представление о делении литературы на разные виды повествования: прозу, поэзию, драму; о способах выражения авторского отношения в разных видах повествования.

Знать наизусть 15–20 стихотворений разных авторов, из них ряд стихотворений любимого поэта.

У м е т ь:

– читать свободно, бегло и выразительно, вслух и про себя; темп чтения 90–100 слов в минуту;

– выделять главную идею и основные проблемы литературного произведения;

– находить черты, сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной, волшебной сказке;

– выделять средства художественной выразительности в литературном произведении (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, эпитет, звукопись; повтор);

– воспринимать оттенки чувств в поэтическом произведении;

– находить черты сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной, волшебной сказке;

– практически различать прозаическое, поэтическое и драматическое произведения и показывать особенности каждого вида повествования;

– рассказывать о любимом писателе, поэте;

– устно и письменно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему.

Читательские умения:

– правильно и выразительно читать вслух целыми словами (темп не менее 90 слов в минуту);

– заинтересованно и осмысленно читать про себя (темп 100 слов в минуту);

– ориентироваться в мире книг и в корпусе конкретной книги;

– самостоятельно читать текст большого объема;

– кратко и подробно пересказывать текст, составлять план текста и пользоваться им при пересказе;

– Знать наизусть 15–20 стихотворений разных авторов.

Литературоведческая пропедевтика:

– отличать художественный текст от научно-популярного;

– давать самую элементарную характеристику литературного произведения: народное или авторское произведение, вид (проза, поэзия, драма) и жанр (сказка, сказочная повесть, рассказ, былина, стихотворение, пьеса), основные сюжетные линии, основная идея;

– давать самую элементарную характеристику автору (речь идет о наиболее известных и популярных писателях и поэтах): прозаик, поэт; общее представление о времени жизни – наш современник или чей-то современник, можно описательно; о чем пишет;

– давать характеристику героям и персонажам литературных произведений, различая авторский замысел и собственное мнение;

– полюбить литературу и не представлять себе жизни вне чтения;

– полюбить изобразительное искусство и почувствовать потребность ходить в художественный музей.

Развитие творческих способностей.

К концу четвертого класса учащиеся  д о л ж н ы:

– пользоваться основными средствами интонационной выразительности при чтении вслух произведений разной эмоциональной направленности;

– участвовать в конкурсах чтецов;

– писать небольшие по объему сочинения на основе литературных впечатлений;

– писать небольшие по объему сочинения по картине;

– устно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему;

– научиться добывать дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме.

В л а д е т ь   к о м п е т е н ц и я м и:

 коммуникативной;

 рефлексивной;

 ценностно-ориентированной;

 смыслопоисковой;

 личностного саморазвития.

С п о с о б н ы   р е ш а т ь следующие жизненно-практические задачи:

– самостоятельно читать книги;

– высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);

– самостоятельно выбирать и определять содержание книги по ее элементам;

– работать с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пожалуйста, подождите.
x
×