Картотека дидактических игр на развитие познавательной активности детей | Шарапова Людмила Юрьевна. Работа №209680
Автор: Шарапова Людмила Юрьевна
В картотеке собраны игры, способствующие развитию познавательной активности детей дошкольного возраста.
Картотека дидактических игр
Февраль
Кому что нужно для работы
Цель: Упражнение детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии.
Содержание: В: Сегодня мы вспомним, что же нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть человека по профессии, а вы скажете, что нужно ему для работы. Воспитатель называет профессии, знакомые детям данной группы: врач, дворник, шофер, повар и др. Дети отвечают, например, о сапожнике: «Гвозди, молоток, кожа, машинка». Если интерес к игре у детей не пропадает, можно предложить обратный вариант. В. называет предметы для труда людей определенной профессии, а дети называют профессию. Также в данной игре можно использовать мяч.
Что сначала,
что потом (повар)
Цель: Развитие у детей понимания простых причинно-следственных отношений.
Материалы: Картинки с изображением предметов и действий, необходимых для приготовления какого-либо блюда.
Содержание: В. предлагает ребенку разложить картинки в соответствии с порядком выполнения действий поваром при приготовлении, например, борща ( овощи моют, чистят, режут, ставят на огонь кастрюлю с водой, опускают овощи, солят, помешивают, пробуют, выключают огонь. По разложенным в определенном порядке картинкам ребенок рассказывает процесс приготовления борща поваром.
Собери картинку
Цель: Через содержание картинок закрепление знаний детей о разных видах профессий: врач, дворник, повар, прачка.
Материалы: Два комплекта картинок с изображением людей вышеуказанных профессий: один состоит из целых картинок, другой из их частей.
Содержание: Воспитатель с детьми рассматривает картинки и напоминает, как из частей можно составить целую. Затем раздает разрезные картинки игрокам. По команде дети складывают картинки. Первый сложивший свою картинку получает фишку. Далее можно обменяться картинками и продолжить игру.
Кто во что одет?
Цель: Воспитание у детей интереса к людям разных профессий.
Материалы: Картинки людей разных профессий в рабочей одежде.
Содержание: Воспитатель уточняет знания детей о рабочей одежде и показывает картинки. Затем спрашивает: «Посмотрите, дети, можно ли по одежде узнать, человек какой профессии изображен на картинке?» Дети отвечают и описывают рабочую одежду, обувь и головной убор человека, изображенного на картинке.
Март
Отгадай название сказки
Цель: Активизация познавательного интереса детей.
Материалы: Мяч.
Содержание: Все участники по очереди бросают мяч друг другу и называют первый слог или слово задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, произносит полное название сказки: Сивка…….Конек…….Мороз……Гуси…….Красная (Бурка, Горбунок, Красный Нос, Шапочка) и т. д.
В зависимости от возрастной группы, мяч может бросать воспитатель детям поочередно, ребенок в свою очередь отвечает и возвращает мяч.
Назови сказочного героя с необычным внешним видом
Цель: Развитие памяти, мышления, воображения, внимания.
Содержание: Воспитатель предлагает детям назвать героя сказки, который имеет неординарную внешность или манеру поведения. Например, Змей Горыныч (огнедышащая голова), Чебурашка (большие расплющенные уши), Русалочка (вместо ног хвост), Мальвина (голубые волосы) и т.п.
Что лишнее
Цель: Развитие памяти, мышления, воображения, внимания.
Материалы: Серии картинок с изображением предметов и персонажей сказок.
Содержание: Ведущий называет несколько слов, которые встречаются в задуманной сказке, одно из которых не относится к ее содержанию. Например,
лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (Лиса и заяц);
дед, бабка, внучка, репка, огурец (Репка).
Ведущим, в зависимости от возраста детей, может быть как воспитатель, так и сам ребенок. Также можно использовать картинки, в таком случае ребенок убирает из ряда выложенных лишнюю картинку.
Друзья и подруги
Цель: Развитие памяти, мышления, воображения, внимания. Материалы: Парные карточки с изображением персонажей сказок.
Содержание: Воспитатель раскладывает карточки и предлагает детям выбрать пары персонажей, которые были друзьями в какой-либо сказке.
Например, Маугли и Акела, Чиполлино и Вишенка, Малыш и Карлсон, Винни – Пух и Пятачок, Герда и Кай, Крокодил Гена, Маркиз Карабас и Кот в сапогах, Элли и Тотошка, Незнайка и Винтик и т.п
Картинки для игры подбирают соответственно к каждой возрастной группе детей. По инициативе педагога или детей можно задать игре соревновательный или командный ход.
Апрель
Угадай, чей хвост
Цель: Закрепление умения различать и называть птиц.
Материалы: Вырезанные из картона изображения птиц (силуэты) и хвостов, приклеенные на прищепки.
Содержание: Младший возраст: Воспитатель раздаёт детям нарисованных птиц, а затем поочерёдно показывает нарисованные хвосты. Дети должны назвать «свою» птицу и подобрать для нее подходящий хвост.
Средний возраст. Попросить детей назвать, чей хвостик потерялся. Найти хозяина легко, а вот сказать правильно, ой как сложно. Так происходит знакомство со словами, отвечающими на вопросы чей? чья? чье? чьи? – вороний, голубиный, гусиный и т.д.
Старший возраст. Дети ежедневно самостоятельно ищут где чей хвост и проговаривают слова, отвечающие на вопросы чей? чья? чье? чьи? – вороний, голубиный, гусиный и т. д.
Собери птичку
Цель: Формирование у детей представления о целостном образе птицы.
Материалы: Разрезные картинки с изображением птиц.
Содержание: Перед ребенком лежат разрезные картинки, его задача как можно быстрее собрать изображение. Кто вперед собрал, тот и победил. Также в эту игру может играть один ребенок. В таком случае ему предлагаются смешанные эпизоды картинок, из которых он должен выбрать только нужные, а из них собрать изображение одно или несколько (в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка).
Летает – не летает
Цель: Развитие у детей слухового внимания, воспитание выдержки.
Содержание: Дети садятся полукругом, руки кладут на колени. Воспитатель объясняет правила игры:
- Я буду называть предметы и спрашивать: «Летает?», например: «Голубь летает? Самолет летает ?» и т. д. Если я назову предмет, который в самом деле летает, вы поднимете руки. Если я назову нелетающий предмет, руки поднимать не следует. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется, заплатит фант.
Похлопывая по коленям, воспитатель и дети говорят: «Поехали-поехали», затем воспитатель начинает игру: «Галка летает?» - и поднимает руки. Дети отвечают: «Летает», - и тоже поднимают руки. «Дом летает?» - спрашивает воспитатель и поднимает руки. Дети молчат. У многих ребят в начале игры руки непроизвольно, в силу подражания, поднимаются каждый раз. Но в том и заключается смысл игры, чтобы своевременно удержаться и не поднять руки, когда назван нелетающий предмет. Кто не удержался, платит фант, которой в конце игры выкупается.
Четвертый лишний
Цель: Развитие умения обобщать и выделять лишний объект.
Материалы: Картинки с изображением птиц: домашних, диких, водоплавающих, перелетных, зимующих, лесных, городских, хищных и т.п.
Содержание: Воспитатель предлагает ребенку из четырех картинок убрать одну лишнюю и назвать, по какому принципу он оставил три оставшиеся.
Угадай по описанию
Цель: Развивать умение детей составлять описательный рассказ.
Материалы: Карточки с изображением птиц.
Содержание:
Ребенок
составля
е
т описательный рассказ о предложенной птице, не показывая ее.
Остальные дети должны по описанию угадать, о какой птице идет речь.
Воспитатель сам дает описание какой-либо птице, используя в рассказе внешние признаки, корм и др. Дети отгадывают. Затем воспитатель показывает картинку задуманной птицы и обсуждает с детьми описание уже по картинке.
Кто как кричит
Цель: Развитие речевого внимания детей.
Материалы: Картинки с изображением птиц и их птенцов.
Содержание: Воспитатель: У мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик - чирик» (дети повторяют звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко. Как?
Какая это птица
Цель: Закрепление знания детей о том, какие звуки издают птицы, учить четко произносить звук «Р».
Материалы: Красочные изображения птиц.
Содержание: Воспитатель, подражая крику какой-либо птицы, спрашивает у детей, кто так кричит. Дети, угадывая, выбирают соответствующую картинку и выставляют ее на панно. Воспитатель говорит: «Кто кричит «Кар-кар»? Подойди, Оля, покажи эту птицу. Все покричим, как ворона. Кто кричит «чирик-чирик»? Покричим, как воробей».
Май
Угадай животное по описанию
Цель: Развитие умения описывать животных и узнавать их по описанию.
Материалы: Карточки с изображением животных жарких стран.
Содержание: Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением животных. Дети никому не показывают свои карточки. Воспитатель предлагает одному ребенку описать животного, изображённого на его картинке, или загадать о нём загадку. Другие дети должны отгадать, что это за животное.
Найди, о ком расскажу
Цель: Развитие логики, мышления, внимания детей.
Материалы: Игрушки - животные жарких стран.
Содержание: Игрушки лежат так, чтобы дети могли их видеть. Воспитатель описывает по очереди каждое животное: называет его окрас, форму и размер ушей, хвоста, манеры поведения, повадки и др.
Воспитатель объясняет, что должны делать дети: «Покажи на столе, а потом назови, о каком животном я рассказала». «Сначала назови, а потом покажи, о чем я рассказала».
Таким образом, ребенок, выбравший животное, повторяет описательный рассказ.
Угадай, чей хвост
Цель: Развитие внимания, логики, памяти, мелкой моторики.
Материалы: Карточки с изображением различных экзотических животных, а также их хвостов.
Содержание: Ребёнку дается задание. Подобрать хвост для каждого животного и соединить нужные картинки линиями ( либо выкладывать парами = животное + хвост). Назвать у какого животного, какой хвост (длинный, короткий, пушистый, толстый, маленький, большой, гладкий, колючий и т.д.).
Кто где живет
Цель: учить соотносить изображение животного с местом его обитания.
Материалы: макет (или горизонтальные картины) реки, пустыни, джунглей, картинки животных, загадки.
Содержание:
Воспитатель показывает на макеты:
- Ребята, что это?
- А вы знаете, кто живет в джунглях, а кто близ африканских рек?
Воспитатель загадывает детям загадки о животных, дети их отгадывают, находят картинки животных и выставляют (или раскладывают) их на соответствующие макеты.
Кто как двигается
Цель: Расширение словарного запаса детей.
Материалы: Мяч.
Содержание: Бросая мяч ребёнку, воспитатель задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на вопрос ответить. Вопросы задают о способах передвижения экзотических животных.
Летают: Птицы, бабочки, жуки, мухи…
Плавают: Бегемоты, крокодилы…
Ползают: Змеи, гусеницы, черепахи…
Неспешно ходят: слоны, жирафы…
Прыгают: Обезьяны, кенгуру, жабы…и т. д.
Собери животное из частей
Цель: Развитие мелкой моторики рук, памяти, мышления, внимания.
Материалы: Разрезные картинки животных жарких стран.
Содержание: Ребенку дается задание. Сложить из частей целую картинку с изображением какого-либо животного. Чем старше ребенок, тем больше количество частей изображения. В старшем возрасте игру можно провести в форме командных соревнований.