Картотека игр и упражнений для развития грамматической стороны речи для младших дошкольников

Автор: Ухличева Вера Ивановна

Автор:  Ухличева Вера Ивановна

Место работы, должность:  МАДОУ  «Мальвина» г.Ноябрьск 

Регион:  ЯНАО

 

Картотека

игр  и упражнений для развития грамматической стороны речи

 для младших дошкольников.

1. "Закончи предложение" 

 

Цель: употребление сложноподчинённых предложений  

• Мама положила хлеб... куда? ( в хлебницу) 

• Брат насыпал сахар... куда? ( в сахарницу) 

• Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? ( в салатницу) 

• Папа принёс конфеты и положил их ... куда? (в конфетницу) 

• Марина не пошла сегодня в школу, потому что... ( заболела) 

• Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно) 

• Я не хочу спать, потому что... ( ещё рано) 

• Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода) 

• Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты) 

• Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись то собаки)
2.  "Кому угощение?" 

Цель: употребление трудных форм существительных

Воспитатель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц - гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты? 

3.  "Кто кем хочет стать?" 

Цель: употребление трудных форм глагола) 

Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? ( Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу. 

4. «Кто больше увидит и назовет»

Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета. 

Взрослый и ребенок рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно... ухий (длинноухий). А хвост у зайца... (короткий), значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она... белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки, колечки от пирамидки).

5. «Кто больше увидит и назовет»

Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета. 

Взрослый и ребенок рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно... ухий (длинноухий). А хвост у зайца... (короткий), значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она... белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки, колечки от пирамидки).
6.  «Где что можно делать»

Цель: активизация глаголов, употребляющихся в определенной ситуации. 

 — Что можно делать в лесу? (Гулять, собирать грибы, ягоды, слушать птиц, отдыхать.) Что можно делать на реке? (Купаться, нырять, загорать, кататься на лодке (катере, теплоходе), ловить рыбу.)

7. «Закончи предложение»

Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действий.

Взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает: Оля проснулась и... (пошла умываться, чистить зубы, делать зарядку). Коля оделся и... (пошел гулять, играть в футбол, вышел на улицу). Зайчик испугался и... (спрятался в кусты, задрожал, помчался прочь). Ира обиделась и... (заплакала, не стала разговаривать с детьми). Незавершенность предложений взрослый подсказывает интонацией.
8.  «Добавь слово»

 Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действия.

 Взрослый называет начало действия, а ребенок — его продолжение и окончание:

 — Оля проснулась и... (стала умываться).

 — Коля оделся и... (побежал гулять).

 — Он замерз и... (пошел домой).

 — Стали они играть... (с зайчиком).

 — Зайчик испугался... и (побежал, спрятался)

 — Девочка обиделась и... (ушла, заплакала).

9. «Кто что умеет делать»

Цель: подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

Ребенку показывают картинки животных, а он говорит, что они любят делать, как кричат (рис. 2). Например, кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает.

 Такую игру можно проводить на разные темы. Например, животные и птицы: воробей чирикает, петух кукарекает, свинья хрюкает, утка крякает, лягушка квакает.
10.  «Кто назовет больше действий»

 Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия.

 — Что можно делать с цветами? (Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу.) Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.) Что делает самолет? (Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится.) Что можно делать с куклой? (Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.)

 За каждый правильный ответ ребенку дается цветная ленточка. Побеждает тот, кто наберет ленточки всех расцветок.

11. «Поручения»

 Цель: упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов.

 В гости к ребенку на машине приезжают игрушки: Мышка и Мишка.

 — Хочешь, чтобы Мишка покатал Мышку? Надо попросить его: «Мишка, поезжай!» А сейчас ты попроси Мишку, чтобы он спел, потанцевал, а мышке скажи, чтобы она спряталась, легла на бочок, на спинку. (Мышка, ляг на бочок! Мишка, спой!)

 Можно давать Мышке и Мишке разные задания: попрыгать, поскакать, побегать, поиграть и т.п.
12. «Кто лучше похвалит»

 Цель: уметь называть признаки животных по образцу взрослого. 

Взрослый берет себе одну игрушку (медведя), а ребенку дает зайца. И начинает: «У меня медведь».

 Ребенок: А у меня заяц.

 — У медведя коричневая шубка.

 — А у зайца белая.

 — У медведя маленькие круглые ушки.

 — А у зайца уши длинные.

13. «Куклы рисуют и гуляют»

 Цель: обратить внимание на слова, близкие и противоположные по смыслу, а также на промежуточные признаки.

 В гости к ребенку снова приходят две куклы: большая и маленькая. Воспитатель говорит, что куклы захотели рисовать. Большая кукла возьмет длинный карандаш, а маленькая... (короткий). Большая кукла нарисовала большой дом, а маленькая... (маленький). Как по-другому можно назвать маленький дом? (Домик, домишко.)

 — Куклы пошли гулять, а зонтик с собой не взяли. Тут пошел сильный дождь, они спрятались под елочку. Большая кукла спряталась под высокой елкой, а маленькая... (под низкой). Дождь кончился, пошли куклы домой. Большая кукла пошла по широкой дороге, а маленькая... (по узкой). Пришли они домой, стали мыть руки. Сначала куклы повернули кран с горячей водой, а потом... (с холодной). А если смешать холодную воду с горячей, то какая вода получится? (Теплая, прохладная.) Пошли куклы спать. У них были разные кроватки. Какие? (Высокая и низкая, большая и маленькая, широкая и узкая.)
14. «Назови одним словом»

 Цель: закрепить представления детей об обобщающих словах.

 — Вспомни, на чем у нас спали куклы? (На кровати.) Куда они кладут свои вещи? (В шкаф, в гардероб.) На чем они сидят? (На стульях.) Я начну говорить, а ты продолжи: кровать, шкаф... (стол, стул, диван, кресло). Как назвать все эти предметы одним словом? (Мебель.) Какая мебель у тебя в комнате?

 — Что куклы кладут в шкаф? Что там лежит и висит? Продолжи: платье, брюки… (юбки, кофты, рубашки). Все эти вещи называются... (одежда). Какая одежда надета на тебе?

 — Сели куклы за стол. А там стоят... (тарелки, чашки, блюдца, ложки, вилки). Это... (посуда). Из какой посуды ты ешь суп, кашу? (Из тарелок, глубокой и мелкой.)

 — Наши куклы очень любят играть. Что им для этого нужно? (Игрушки.) Назови, какие игрушки ты знаешь и любишь?

15«Куклы: веселая и грустная»

 Цель: познакомить детей с противоположными состояниями: веселый — грустный.

 Стала девочка Маша играть со своими куклами Катей и Таней и заметила, что Катя все время веселая, а Таня грустная. Как ты думаешь, почему? (Катю обидели, ей стало больно, она загрустила.) Какими другими словами сказать, что Катя грустная, какая она? (Печальная, расстроенная.) Что Катя делает? (Грустит, печалится, огорчается.) Что надо сделать, чтобы развеселить Катю? (Рассказать веселую сказку, поиграть с ней, посмотреть мультфильм.) Какими стали Катя и Таня? (Веселыми, радостными.)
16. «Сравни разных зверят»

 Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.

 Педагог предлагает рассмотреть мишку и мышку.

 — Мишка большой, а мышка... (маленькая). Еще какой Мишка… (толстый, толстопятый, косолапый)? А мышка какая… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая)? Что любит Мишка… (мед, малину), а мышка любит... (сыр, сухарики). 

 — Лапы у Мишки толстые, а у мышки... (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка... (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки... (короткий).

 Аналогично можно сравнить и других животных — лису и зайца, волка и медведя.

 На основе наглядности дети учатся называть слова с противоположным значением: кукла Катя большая, а Таня... (маленькая); красный карандаш длинный, а синий... (короткий), зеленая лента узкая, а белая... (широкая); одно дерево высокое, а другое... (низкое); волосы у куклы Кати светлые, а у Тани... (темные). 

17. «Чего не стало?»

 Цель: упражнение в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

 Взрослый подбирает пары предметов: матрешка с вкладышами, большая и маленькая пирамидки, ленточки (разного цвета и разного размера — длинная и короткая), лошадки (или утята, цыплята).

 Сначала взрослый предлагает ребенку рассмотреть игрушки:

 — Что это? (Матрешка.) Давай посмотрим, что у матрешки внутри. (Еще матрешка.) Она меньше или больше первой? (Меньше.) Теперь посмотри на пирамидки: какие они? Одна большая, другая... (поменьше, маленькая).

 Аналогично рассматриваются другие игрушки.

 — Запомни, какие предметы на столе. Здесь матрешки, пирамидки, ленточки, утята. Сейчас ты закроешь глаза, а я буду прятать игрушки, затем ты скажешь, каких игрушек не стало. (Матрешек, пирамидок, ленточек.) «Кого не стало?» (Лошадок, утят, цыплят.) В конце убираются все игрушки, ребенка спрашивают: «Чего не стало?» (Игрушек.) «Каких игрушек не стало?»

18.«Прятки»

 Цель: упражняться в понимании и употреблении пространственных предлогов: в, на, за, под, около.

 На столе расставляется кукольная мебель: стол, стул, диван, шкаф, кровать.

 — В этой комнате живет девочка. Ее зовут... (ребенок дает имя, например, Катя). Здесь ее комната. Назови все предметы. Как их назвать одним словом? (Мебель.) К Катете в гости пришли друзья. Это... котята, зайчата, лягушата. Стали они играть в прятки. Котята залезли под... (кровать), лягушата прыгнули на… (диван), зайчата спрятались за... (шкаф). 

 — Катя стала искать зверят. На стуле нет, под столом нет, около дивана нет. Помоги Кате найти малышей. Где котята? Где лягушата? Куда спрятались зайчата?

 Игра повторяется несколько раз. Малыши прячутся в разные места, которые называет сам ребенок. Котят можно спрятать... Лягушонок решил спрятаться... А в конце котята так далеко спрятались, что Катя долго их искала, затем попросила: «Подайте голос!» Котята стали... (мяукать). Как они мяукали? (Мяу-мяу.) Лягушата стали... (квакать). Как они квакали? (Ква-ква.)

 — Давай с тобой вместе расскажем, как Катя играла со своими друзьями в прятки. Однажды к Кате... (пришли друзья). Стали они... (играть в прятки). Котята залезли... (под кровать), лягушата прыгнули... (на диван), а зайчата спрятались... (за шкаф). А Катя... (всех нашла).

19.  «Сравни медвежат»

 Цель: учить различать предметы (игрушки) по характерным признакам.

 Взрослый предлагает рассмотреть двух медвежат разной окраски: один черный и большой, другой — коричневый и маленький.

 — Назови, кто это и чем они отличаются. Один медведь большой, он черный.

 — Как его можно назвать, чтобы было видно, что он черный? (Черныш.) Что он может делать? (Рычать, есть малину, мед, бегать.)

 — Как назвать другого медведя, чтобы было понятно, что он маленький? (Малыш.)
20.  «Сравни кукол»

 Цель: учить детей соотносить предметы с разными характеристиками.

 Взрослый предлагает рассмотреть двух кукол и сказать, чем они отличаются. Ребенок дает куклам имена (Катя и Таня) и говорит: У Тани светлые и короткие волосы, у Кати — темные и длинные, у Тани голубые глаза, у Кати — черные, Таня в платье, а Катя в брюках, у кукол разная одежда.

 — Куклы захотели поиграть, они взяли... (мячики). Этот мячик... (круглый, резиновый, синий, маленький). А другой мячик... (большой, красный). Что можно делать с мячами… (кидать, бросать, ловить, подкидывать, подбрасывать)?

 — Посмотрите на этот мячик. Он больше, чем синий, но меньше, чем красный. Какой он? (Средний.)

21.  «Какая кукла»

 Цель: учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта.

 Взрослый говорит, что куклу назвали некрасивой, и она огорчилась. Надо ей помочь и все рассказать о ней, какая она красивая.

 — Кто это? (Кукла.) Какая она? (Нарядная, красивая.) Что Таня умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.) Давай вместе расскажем про Таню. Взрослый начинает: «Наша Таня... (самая красивая). У нее... (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки)».

 Усложнение: От называния видимых и ярких признаков (цвет, форма, величина) нужно переходить к перечислению свойств, внутренних качеств предмета, его характеристике, сравнению (например, в игре «Кто больше скажет слов о яблоке, какое оно, а какой апельсин?»; «Сравните апельсин и яблоко. Чем они похожи и чем отличаются?»).
22.  «Угадай игрушку»

 Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.

 Взрослый показывает ребенку 3—4 игрушки, он называет их. Надо сразу научить правильно называть предмет: «Это... (заяц, лиса, утенок)». Взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их.

23. «Про кого я говорю»

 Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.

 Взрослый описывает сидящего перед ним ребенка, называя детали его одежды и внешнего вида, например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней».
24. «Скажи какой»

 Цель: учить выделять и называть признаки предмета.

 Взрослый достает из коробки предметы, называет их («Это груша»), а ребенок называет признаки («Она желтая, мягкая, вкусная». «Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный». «Это огурец». — «Он... продолговатый, зеленый, хрустящий»).

25. «Исправь ошибку»

 Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.

 Взрослый рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т.п. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка.
26. «Кто больше увидит и назовет»

 Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета. 

 Взрослый и ребенок рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно... ухий (длинноухий). А хвост у зайца... (короткий), значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она... белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки, колечки от пирамидки).

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x