Картотека пальчиковой гимнастики для старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) | Легошина Ирина Валерьевна. Работа №210403
Автор: Легошина Ирина Валерьевна
Картотека пальчиковой гимнастики для детей старшей группы по лексическим темам
Картотека.
Пальчиковая гимнастика
для старшей группы
комбинированной направленности для детей с ТНР (ОНР)
по лексическим темам
«Я и мои друзья»
«Наш детский сад»
«Помиримся».
Два больших пальца спорят:
(Дети сжимают руки в кулаки, сближают их и помещают перед грудью.)
Кто главней из них двоих?
(Вытягивают вверх большие пальцы и начинают их сгибать и разгибать.)
Не дадим случиться ссоре
И помирим тут же их.
(Сцепляют большие пальцы друг с другом.)
«Дружба».
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(Пальцы ритмично соединяются в замок и разъединяются.)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
(Одновременно дотрагиваемся подушечками пальцев одной руки до пальцев другой.)
Раз, 2, 3, 4, 5.
(Поочередно соединяем одноименные пальцы: большой с большим и т.д.)
Начинай считать опять.
(Одновременное касание подушечками пальцев.)
Раз, 2, 3, 4, 5.
(Поочередное касание.)
Мы закончили считать.
(Кисти рук опустить вниз, встряхнуть.)
«Игрушки»
«Овощи»
«Мои игрушки».
У меня игрушек много,
С ними я люблю играть.
(Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно.)
Этот пальчик – пирамидка,
Этот пальчик – желтый мяч,
Этот – красная машинка,
Этот – детская кровать,
Это пальчик – кукла Зина,
( Загибают пальчики на обеих руках.)
Я сложу их всех в корзину.
(Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно.)
«У Лариски – две редиски»
У Лариски – две редиски.
У Алешки – две картошки.
У Сережки-сорванца – два зеленых огурца.
А у Вовки – две морковки.
Да еще у Петьки две хвостатых редьки.
(По очереди разгибать пальчики.)
«Фрукты»
«Осень. Изменения в природе.
Лиственные деревья»
«Фруктовая ладошка».
Этот пальчик – апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит:»Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
(Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.)
Фрукт для вас и для нас.
(Показывают ладошками вокруг и на себя.)
«Осенние листья».
Раз, два, три, четыре, пять,
(Загибают пальчики, начиная с большого.)
Будем листья собирать.
(Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья берёзы,
листья рябины,
листики тополя,
листья осины,
листики дуба мы соберём,
(Загибают пальчики, начиная с большого.)
маме осенний букет принесём.
(Шагают по столу средним и указательным пальчиками.)
«Дикие животные наших лесов»
«Домашние животные»
«В лесу».
(Поочередно загибать пальчики, начиная с большого пальца.)
- Мальчик с пальчик,
Где ты был?
(Четыре раза сгибать большой палец левой руки.)
Долго по лесу бродил!
(Четыре раза сгибать большой палец правой руки.)
Встретил я медведя, волка,
зайку, ежика в иголках.
(Большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами.)
Встретил белочку, синичку,
Встретил лося и лисичку.
(Большой палец левой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами.)
Всем подарки подарил,
Всяк меня благодарил.
(Четыре пальца последовательно соприкасается с остальными пальцами.)
«Котята».
(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу.
Локти опираются о стол).
У кошечки нашей есть десять котят,
(Покачиваем руками, не разъединяя их).
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга
(от большого к мизинцу).
«Перелетные птицы»
«Осень (обобщение)»
«Птицы к югу улетают».
Птицы в небе тают, тают –
Птицы к югу улетают.
(Машем руками, постепенно поднимая их вверх.)
Всё, растаяли вдали
(Ладонь «козырьком» ко лбу.)
Аист, цапли, журавли.
(Загибаем по очереди, начиная с мизинца, мизинец, безымянный и средний пальцы.)
«Дождь».
Что такое, что мы слышим?
Это дождь стучит по крыше.
А теперь пошел сильней
И по крыше бьет быстрей.
(Дети постукивают по ладони одной руки поочередно подушечками пальцев другой руки. При повторе руки поменять.)
«Человек. Части тела»
«Одежда»
«Очень сложен человек».
Очень сложен человек:
(Указательный палец на лбу, нахмуриться.)
Двое глаз и двое век.
(Указательными пальцами показываем на глаза, затем на веки.)
И – внимательно смотри! –
(Указательные и средние пальцы «идут» от глаз в направлении висков.)
Уха два и две ноздри.
(Показываем на уши и ноздри.)
А вот пальчиков – по пять,
(Растопырить пальцы на обеих руках.)
Чтобы ими все держать.
(Хватающий жест руками.)
«Гномики – прачки».
Жили-были в домике
Маленькие гномики:
(Дети сжимают и разжимают кулачки.)
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.
(Загибают пальчики, начиная с больших.)
Раз, два, три, четыре, пять,
(Разгибают пальчики, начиная с мизинцев.)
Стали гномики стирать:
(Трут кулачки друг о друга.)
Токи – рубашки,
(Загибают пальчики, начиная с больших.)
Пики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки,
Мики умница был,
Всем водичку носил.
«Зимующие птицы»
«Зимние забавы»
«На кормушке».
(Ритмично сжимать и разжимать кулачки.)
Сколько птиц
К кормушке нашей
Прилетело?
(На каждое название птицы загибать по одному пальчику.)
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
(Опять сжимать и разжимать кулачки.)
Всем хватило зернышек!
«Снеговики».
Между елок вдоль реки
(Нарисовать в воздухе елку.)
Разбрелись снеговики.
(Обе руки с «ножками» – указательными и средними пальцами – расходятся в разные стороны.)
Каждый ищет
(Рука «козырьком» ко лбу.)
и зовет
(Ладони «рупором» ко рту.)
Снежных баб на хоровод.
(Нарисовать в воздухе снежную бабу.)
«Хвойные деревья»
«Скоро Новый год»
«Елка».
Вот стоит большая елка,
(Руки перед собой, пальцы вместе. Показать толстый ствол большой елки.)
А на ней растут иголки,
(Пальцы на обеих руках широко развести.)
Есть на елке также шишки,
(Собрать пальцы на обеих руках в кулаки.)
А внизу – берлога мишки.
(Скрестить пальцы вместе, образовав «крышу».)
«На елке».
Мы на елке веселились,
(Ритмичные хлопки в ладоши.)
И плясали, и резвились,
(Ритмичные удары кулачками.)
После добрый Дед Мороз
(«Шагают» по столу средним и указательными пальцами обеих рук.)
Нам подарки преподнес.
Дал большущие пакеты,
(«Рисуют» руками большой круг.)
В них же — вкусные предметы:
(Ритмичные хлопки в ладоши.)
Конфеты в бумажках синих,
(Загибают пальчики на руках, начиная с больших.)
Орешки рядом с ними,
Груша, яблоко, один
Золотистый мандарин.
«Мой город»
«Мой дом»
«До города».
До города дорога в гору,
От города – с горы.
(Внутренняя сторона обеих ладоней опущена вниз. Ладони соприкасаются большими пальцами, имитируя волнообразные движение в гору (вверх) и с горы (вниз).
«Строим дом».
Целый день тук да тук,
(Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх.)
Раздаётся звонкий стук
(Движение сверху большим пальцем.)
Молоточки стучат,
(Постучать кулаком о кулак.)
Строим дом для ребят.
(Правым кулаком постучать сверху по левому.)
Вот какой хороший дом,
(Сжимание пальцев обеих рук и разжимание их.)
Как мы славно заживём.
(Вращение кистями обеих рук.)
«Мебель»
«Посуда»
«Наша мебель».
Это стул — на нем сидят.
(Левая ладонь в кулачке прижимается к правой, вытянутой пальцами вверх.)
Это стол — за ним сидят.
(Левая в кулачке, правая открытая ладошка лежит сверху.)
Вот кровать – на ней лежат.
(Руки согнутые в локтях перед грудью лежат одна на другой.)
В шкаф мы вещи убираем,
(Имитация складывания вещей.)
На прогулку все шагаем.
(Пальчики обеих рук шагают по коленкам.)
«Помощники».
Раз, два, три, четыре,
(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить.)
Мы посуду перемыли:
(Одна ладонь скользит по другой по кругу.)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
(Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли,
(Одна ладонь скользит по другой по кругу.)
Только чашку мы разбили,
(Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали.
(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить.)
«Продукты питания»
«День защитника Отечества»
«Блины».
Мама нам печет блины,
Очень вкусные они.
Встали мы сегодня рано
И едим их со сметаной.
(Попеременно касаться поверхности стола тыльной
стороной кисти руки и ладонью.)
«Наши защитники».
Не допустят к нам войну,
(Обе ладони от себя.)
Защитят свою страну:
(Руки соединить перед собой.)
Пограничник, вертолетчик,
Врач военный и танкист,
(Смена рук.)
А еще – десантник, летчик,
Снайпер и артиллерист.
(Произнося слова, загибаем пальцы по одному сначала на правой руке, потом на левой, начиная с мизинца.)
«Зима (обобщение)»
«Снежок».
Раз, два, три, четыре,
(Загибать пальчики, начиная с большого пальца.)
Мы с тобой снежок слепили,
(«Лепят», меняя положение ладоней.)
Круглый, крепкий, очень гладкий
(Показать круг, сжимая ладони вместе, гладить одной ладонью другую.)
И совсем, совсем не сладкий
(Грозить пальчиком.)
Раз – подбросим.
Два – поймаем.
Три – уроним.
И… сломаем.
(Выполнять соответствующие словам действия.)
«Мамин день»
«Профессии»
«Маму я свою люблю».
Маму я свою люблю,
(Кулачок-ладошка поочерёдно.)
Я всегда ей помогу.
(Кулачок-ладошка поочерёдно.)
Я стираю, полощу,
(Имитация стирки, полоскания.)
Воду с ручек отряхну,
(Трясём кистями рук.)
Пол я чисто подмету
(«Подметаем».)
И дрова ей наколю.
(«Колем дрова».)
Маме надо отдыхать,
(Ладошки под голову.)
Маме хочется поспать.
(Закрываем глаза.)
Я на цыпочках хожу.
(«Идём на цыпочках».).
И ни разу, (Водим указательным пальчиком вправо-влево.)
И ни разу, (Грозим пальчиком.)
Ни словечка не скажу: "Тс-тс-тс!"
(Прижимаем пальчик к губам.)
«Много есть профессий знатных…».
Много есть профессий знатных,
(Соединять пальцы правой руки с большим.)
И полезных, и приятных.
(Соединять пальцы левой руки с большим.)
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтёр, строитель…
(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)
Сразу всех не называю,
(Сжимать и разжимать кулачки.)
Вам продолжить предлагаю.
(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.)
«Транспорт»
«Безопасность на улице и дома»
«Есть игрушки у меня».
Есть игрушки у меня:
(Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно.)
Паровоз и два коня,
Серебристый самолет,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал, подъемный кран -
Настоящий великан.
(Загибают пальчики на обеих руках.)
Сколько вместе?
Как узнать?
Помогите сосчитать!
(Хлопают попеременно в ладоши и ударяют кулачками друг о друга.)
«Дорожных правил очень много».
Раз – внимание дорога!
(Загибаем все пальцы, начиная с большого на обеих руках одновременно.)
Два – сигналы светофора.
Три – смотри, дорожный знак,
А четыре – переход.
Правила все надо знать
(Разжимаем и сжимаем пальцы на обеих руках одновременно.)
И всегда их выполнять.
«Рыбы»
«День космонавтики»
«Рыбка-малютка».
Рыбка-малютка по речке плывет,
Рыбка-малютка хвостиком бьет.
(Речка – плавное движение расслабленных кистей рук;
рыбка – поворачивать сомкнутые ладони вправо и влево,
имитируя движения рыбки).
«Солнце – яркая звезда».
Солнце – яркая звезда,
(Левая рука как будто держит небольшой мячик, пальцы разомкнуты – это Солнце.)
А вокруг – планеты.
(Правая рука – пальцы сомкнуты и «летают» вокруг «Солнца».)
И летают – кто куда –
(Собрать пальцы левой руки вместе в движении справа налево.)
Быстрые кометы.
(Собрать пальцы правой руки вместе в движении слева направо.)
«Детеныши домашних
и диких животных»
«Весна. Изменения в природе»
«Детеныши диких животных»
Это зайчонок, это бельчонок,
(По очереди загибают пальцы, начиная с мизинца.)
Это лисенок, а это волчонок.
А это спешит, ковыляет спросонок
(Вращают большим пальцем.)
Бурый, лохматый, смешной медвежонок.
(Качают ладошку, ставя на стол
то большой палец, то мизинец.)
«Домашние животные и их детеныши»
Довольна корова своими телятами,
(Пальцы зажаты в кулак,
поочередно разгибаем пальцы, начиная с больших.)
Овечка довольна своими ягнятами,
Кошка довольна своими котятами.
Кем же довольна свинья?
Поросятами!
А я довольна своими ребятами!
(Показывают на себя и разводят ладони в сторону.)
«Распускаются цветы».
После снежной пустоты
(Развести руки в стороны ладонями вниз.)
Распускаются цветы.
(Кисть вверх, пальцы раскрыть.)
Как давно не видел ты
(То же самое другой рукой.)
Этой хрупкой красоты!
(Дунуть на обе ладони и распрямить пальцы, ладони вверх.)
«Цветы»
«День Победы»
«Цветочек».
Солнце поднимается –
Цветочек распускается!
Солнышко садится –
Цветочек спать ложится.
(Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основание кистей прижаты друг к другу.
Разводим одновременно пальцы рук в стороны, а потом сводим пальцы вместе.)
«Бойцы».
Пальцы эти – все бойцы,
(Показать раскрытые ладони.)
Удалые молодцы.
Два – больших и крепких малых
И солдат в боях удалых.
Два – сметливых молодца,
Два – героя безымянных,
Но в работе очень рьяных!
Два – мизинца-коротышки –
Очень славные мальчишки!
(Сжать пальцы в кулаки и поочередно разжимать пальцы на обеих руках одновременно, начиная с больших.)
«Насекомые»
«Здравствуй, лето!»
«Сколько насекомых здесь!».
На полянке я сижу,
Во все стороны гляжу.
(Дети сидят на коврике, опираясь на руки, поворачивают головой сначала налево, затем направо.)
Сколько насекомых здесь!
(Руки через верх разводят в стороны.)
Всех, пожалуй, и не счесть.
Вот пчела, а вот оса,
Это бабочка – краса.
Муравей и стрекоза,
(Поочередно загибают пальцы на каждое название насекомого на двух руках одновременно.)
Попрыгунья, егоза.
Все спешат, все трудятся,
А она красуется!
(Поочередно ударяют кулаками и ладонями.)
«Радуга».
В небе гром, гроза.
(Сжимают и разжимают пальцы.)
Закрывай глаза!
(Закрывают ладонями глаза, потом открывают.)
Дождь прошёл, трава блестит,
(Стучат пальцами по столу.)
В небе радуга стоит.
(Рисуют в воздухе полук