Кл.час. История Волковыщины.Наши предки . ☼
Автор: Толшина Марина Владимировна
Тема: "История Волковыщины. Наши предки".
Цель: углубить знания учащихся о древней и средневековой истории Волковыщины.
Задачи:
- способствовать развитию интереса к истории родного края;
- формировать представления о жизни наших предков;
- развивать коммуникативные умения и навыки;
- воспитывать патриотизм и любовь к Родине.
Форма проведения: заочная экскурсия.
Оборудование: карта Волковысского района, карта Беларуси, презентация, экспонаты школьного музея Волковыщины в чемодане.
Ход занятия
(Звучит песня "С чего начинается Родина"музыка В. Баснера, слова М.Л.Матусовского. На доске карта Беларуси, карта Волковысского района.)
Учитель. Мяжуе з Польшчай, Украiнай,
Расiяй, Латвiяй, Лiтвой
Твой родны край, твая Айчына˗
Жыццё тваё i гонар твой,
I ты яе запомнi iмя,
Як неба, сонца i зару.
Твая зямля, твая Радзiма
Названа светла ˗ Беларусь.
Ю.Свiрка
Родина – страна, в которой человек родился и вырос, гражданином которой является. У каждого человека есть своя малая Родина – край, где он родился, где все ему кажется особенным и родным.
Учитель. Как вы понимаете слова – МОЯ МАЛАЯ РОДИНА?
Учащиеся:
МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа...
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны…
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди…
Учитель. Слово “Родина” произошло от древнего слова “род”, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (родня).
Словарик (на доске):
родители – отец и мать, у которых рождаются дети
родич – родственник, член рода
родня – родственники
родословная – перечень поколений одного рода.
Учитель. Наша малая родина˗ Волковыщина. Край, который имеет самобытную историю. Край богатый традициями и известными людьми. Изучая его историю и культуру, удивляешься, сколько труда, вдохновения было необходимо нашим предкам, чтобы создать то, что мы имеем сегодня.
˗А с чего же все начиналось?
˗Где же мы можем найти ответ на тот вопрос?
Учащиеся: в книгах, на экскурсиях, в музее.
Учитель. Сегодня школьный музей у нас в гостях, а все экспонаты находятся в этом чемодане. (Слайды 1-2)
Они помогут нам ответить на вопросы:
˗ Какими промыслами и ремеслами занимались предки?
˗ Как организован был их быт?
˗ Какие исторические места тех времен сохранились?
Помогать мне будут наши учащиеся, сегодня они – экскурсоводы.
Учитель. Заселение территории Волковыщины началось после отступления последнего ледника в 12-10 тысячелетиях до нашей эры.
-Как вы думаете какой экспонат того периода есть в нашем чемодане?
Экскурсовод 1.Посмотрите это рог северного оленя. Он найден на дне реки Россь, около деревни Ятвезь. О чем свидетельствует эта находка? Наши предки охотились на северных оленей, зубров, лосей, медведей. Охота велась группами людей. Загнав зверя в болото или ров, люди добивали его камнями и копьями.( Слады 3-4)
После отступления ледника люди стали заниматься собирательством. Основной вид собирательства ˗ заготовка лесных плодов: ягод, грибов, лесных яблок и груш, орехов.(Слайд 5)
Распространены были и другие промыслы, служившие дополнительными занятиями. Такие как рыболовство, сбор меда диких пчел, ловля птиц. Раскопки Волковыска вскрыли значительное количество рыболовных снастей, костных останков рыб, чешуи.(Слайд 6)