Статья КЛАССИФИКАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ ПРОТИВОСКОЛЬЖЕНИЯ К КОЛЕСНЫМ ДВИЖИТЕЛЯМ ЛУНОХОДОВ. Автор: ММахмутов М.М., Ефименко Н.Р., Меркулов П.С.

Автор: ММахмутов М.М., Ефименко Н.Р., Меркулов П.С.
В данной статье на основе анализа существующих устройств противоскольжения приведена классификация по десяти признакам. На основе критического анализа различных конструкции приведены способы их решения.

         С целью повышения проходимости луноходов  приведен способ повышения функциональных свойств колесного движителя и дано устройство для его осуществления.


Автор: ММахмутов М.М., Ефименко Н.Р., Меркулов П.С.
УДК 631. 372
КЛАССИФИКАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ ПРОТИВОСКОЛЬЖЕНИЯ К КОЛЕСНЫМ ДВИЖИТЕЛЯМ ЛУНОХОДОВ
к.т.н., доцент Махмутов М. М., Ефименко Н.Р., Меркулов П.С.
В данной статье на основе анализа существующих устройств противоскольжения приведена классификация по десяти признакам. На основе критического анализа различных конструкции приведены способы их решения.
С целью повышения проходимости луноходов приведен способ повышения функциональных свойств колесного движителя и дано устройство для его осуществления.
In given article on the basis of the analysis of existing devices Sidings classification by ten signs is resulted. On the basis of the critical analysis various designs are resulted ways of their decision. For the purpose of increase of functional qualities of the unit it is resulted Way of increase of taboo-coupling and saving up qualities of wheel running systems the device for its realization also is given.
Применение дополнительных приспособлений для повышения сцепления колес с почвой значительно изменяются функциональные свойства колесных луноходов. При движении по мягким грунтам мелкозвенчатые и браслетно-звеньевые цепи малоэффективны вследствие небольшой высоты зацепов, Для мягких грунтов применяют траковые цепи с высокими зацепами различной формы /1/.
Известны устройства противоскольжения (рис. 1 а и б), позволяющие при движении агрегата автоматически изменять высоту стойки устройства в зависимости от твердости почв. В отличие от накладных и спиральных
аб
вг
де
ж з
Рис. 1. Съемные устройства противоскольжения различных конструкций: а – патент США № 2496924 по кл. 301-51; б – патент Франции № 1559167 по кл. В 60 В 1500; в – для тракторов класса тяги 9…20 кН; г – для тракторов класса тяги 6 кН; д – со складывающимися зацепами; е – с волнообразной формой сегментного диска; ж - с выдвижными зацепами ; з – образующие опору в подпахотных слоях почвы
зацепов, противобуксовочных колодок и манжет, дисков со складывающимися лопатками, цепей различных конструкций и т.д., данные устройства устанавливаются не на шинах, а на дисках обода и ступицах колеса, что дает возможность не только предохранять резинокордный материал каркаса от местных разрушений, но и снизить тангенциальные деформации и износ шин.
Анализ существующих конструкций устройств противоскольжения позволяет классифицировать по следующим признакам:
- форма рабочей поверхности зацепа (прямоугольная, треугольная, круглая, овальная, спиральная);
- характер внедрения зацепа в почву (пассивный; активный - поступательное, вращательное, вращательно-поступательное);
- способ выдвижения зацепа (ручной, механизированный, полуавтоматический, автоматический);
- источник энергии привода (механический, пневматический, гидравлический, электрический, электромагнитный, комбинированный);
- крепление к диску обода колеса (резьбовое, штифтовое, штыковое, фрикционное);
- форма сечения стойки (круглое, коническое, полое);
- способ регулирования параметров внедрения зацепов и длины стойки (ручное, автоматическое);
- конструкции устройств (съемные - рис. 1 в, г; выдвижные - рис. 1 ж; складывающиеся - рис. 1 д).
Рассматриваемые устройства различаются также по характеру крепления и расположению зацепов и стойки устройства, по конструкции направляющих втулок и щеки и т.д.
Недостаточно широкое применение съемных средств можно объяснить следующими причинами: большой массой и металлоемкостью приспособлений; трудоемкостью их установки и снятия с колес; необходимостью транспортировки; опасением повредить шины жесткими элементами; недостаточной изученностью экономической целесообразности применения приспособления /2/.
В связи с переуплотненностью почв сельскохозяйственных угодий повысились требования к движителям. В сложившейся ситуации устройства противоскольжения должны обеспечить повышение не только сцепных свойств, но и почвосберегающих качеств движителя. С целью повышения надежности крепления на колеса и сокращения времени монтажа и демонтажа съемных устройств в КазГАУ разработаны новые устройства противоскольжения /3/ (рис. 2).
Устройство состоит из оси 1, приваренной к ней втулки 2, гаек 3, щеки 4, стойки 5 и болта его фиксации 6, грунтозацепа 7 и болтов его крепления 8, 9. С целью регулирования высоты стойки 5 устройства противоскольжения болтом фиксации 6 предусмотрены несколько отверстий а.
Принцип действия состоит в следующем. При движении транспортного средства по твердому покрытию, где сила сцепления колесного движителя с почвой достаточная, о чем можно судить по буксованию колеса, необходимо отрегулировать стойку 5 на минимальную высоту, благодаря чему грунтозапеп 9 устройства не будет взаимодействовать с поверхностью качения. При движении транспортного средства в условиях неустойчивой проходимости, повышенного буксования и т.д., необходимо, при помощи болта фиксации 6, высоту стойки 5 в зависимости от состояния поверхности качения.
Использование данного устройства противоскольжения на колесных агрегатах позволяет за счет силы сцепления движителя с грунтом повышать проходимость на трудно преодолеваемых участках бездорожья, тяговые и почвосберегающие свойства, что ведет к расширению диапазона использования колесных агрегатов на различных видах работ сельского и лесного хозяйства, сократить простои техники.
Рис. 2. Устройство противоскольжения для колеса транспортного средства
Снижению уплотняющего воздействия движителя на почву способствуют устройства (рис. з), позволяющие образовывать опору и за счет этого реализовывать тяговую нагрузку агрегата. В данном режиме работы функцию несущего основания выполняет устройство противоскольжения /4/.
Таким образом, приведенная классификация дополнительных устройств противоскольжения к колесным движителям тракторов позволяет также наметить тенденции дальнейшего развития функциональных свойств колесных агрегатов.
Литература
1. Зимагулов А.Х., Юлдашев А.К. Повышение тягово-сцепных качеств колесных тракторов. - Казань, Татарское книжное изд-во, 1975, - 64 с.
2. Агейкин Я.С. Вездеходные колесные и комбинированные движители (теория и расчет).- М: Машиностроение, 1972.- 184 с.
3.Махмутов М.М. Устройство противоскольжения для колеса транспортного средства / Патент РФ, МКИ В 60 В 15 / 18 № 95103566; Заявлено 13.03.95; Опубл. 20.12.96 Бюл. № 35.
4. Махмутов М.М., Макаров П.И., Фасхутдинов М.Х., Фасхутдинов Х.С). Способ повышения тягово-сцепных свойств движителя и устройство для его осуществления. Решение о выдаче патента на изобретение по заявке № 2006100124/11(000143) о 14.12.2006 г. Заявл. 10.01.2006 г.
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x