Краеведение занимает особое место в формировании гражданственности личности, воспитании чувства патриотизма. На занятиях в классе учитель знакомит школьников с героическим прошлым нашей Родины, с достижениями в области науки и культуры. Перед учащимися возникают картины жизни, труда и борьбы народа. В ходе систематического изучения курса у них вырабатываются необходимые представления и понятия, понимание закономерности исторического процесса, но как бы превосходно ни владел словом учитель, ему не всегда удается (даже с помощью наглядности) воссоздать картины прошлого. Практика показала, что добиться глубоких, осознанных и конкретных знаний можно путем органического соединения учебной классной и внеклассной работы по предмету. Внеклассная работа широка и многообразна, но особенно следует остановиться на роли экскурсии. Экскурсии дают учащимся возможность увидеть подлинные памятники материальной культуры, документы, а через них как бы прикоснуться к прошлому; они в значительной мере конкретизируют знания и помогают по-новому увидеть и осмыслить исторические явления. В данной методической разработке-отчёте изложены принципы и этапы подготовки и проведения экскурсии и наглядно отображена экскурсия к Мемориальному комплексу "Безымянная высота".