Статья классный ча в 4 классе "Природа не прощает ошибок" . Автор: Олокина Наталья Викторовна

Автор: Олокина Наталья Викторовна
Классный час по экологическому воспитанию.


Автор: Олокина Наталья Викторовна
4А класс. Олокина Н.В.
Классный час
Природа не прощает ошибок
Цели: расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.
Оформление:
а) Эпиграф:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Е.Евтушенко
б) Четыре закона экологии
1. Всё связано со всем.
2. Всё должно куда-то деваться.
3. Ничто не даётся даром.
4. Природа знает лучше.
План классного часа:
1.Введение в тему классного часа.
2.Беседа по теме.
3.Вступительное слово.
4.Проблемная ситуация Нужны ли комары?
5.Интерактивная беседа.
6.Информационный блок Законы экологии
7. Экологический рейд Какие законы нарушены?
8.Работа в группах Обращение от имени природы.
9.Викторина-конкурс.
10.Заключительная беседа Убивай зверей внутри себя
11.Подведение итогов.
Ход классного часа.
1. Введение в тему классного часа.
Классный руководитель. Ребята, я сегодня получила очень странное письмо.Я не скажу-от кого оно,а просто вам его прочитаю, и вы мне сами скажите, кто его написал.После прочтения мы с вами решим, что делать и как помочь автору письма.
<Здравствуйте, дорогие ребята!
Обращаюсь к вам. Потому что больше не могу терпеть то,что происходит со мной. Человек-это самое развитое существо в мире.Ему подвластны все мои ресурсы, но он в последнее время перестал задумываться, что он сам часть меня. И поэтому он творит со мной непоправимые вещи: безжалостно вырубает мои леса, убивает животных, чистой воды в моих водоемах почти не осталось, из-за этого стало мало рыбы , в воздухе появились и все больше увеличиваются озоновые дыры.
Идет глобальное потепление климата на планете Земля.Уважаемые дети, я понимаю, что многое зависит не от вас,но и вы часто рвете цветы, ломаете ветки, прямо себе под ноги бросаете мусор. Все это тоже загрязняет меня и постепенно уничтожает.Помните, что брошенная вами газета будет год, а то и два года размокать и смешиваться с землей.
С консервной банкой это произойдет через несколько десятков лет.Стеклянная бутылка будет меня обезображивать веками.
Очень прошу вас остановиться и задуматься! Мы с вами одно целое и должны беречь друг друга. Надеюсь на ваше понимание.
Ваша…(Природа).>
2.Беседа по теме
Классный руководитель. Да, ребята, очень тревожное письмо мы получили.
-Вы сразу догадались, от кого нам пришло письмо.А что вас натолкнуло на отгадку?
-О чем из прочитанного вам было известно?
-Что вас поразило?
-О чем Природа умолчала в письме, а вы сами об этом знаете? На что она могла бы еще пожаловаться?
(На экране кадры загрязненного леса)
-Что же нужно делать ,чтобы не случилось экологической катастрофы?
(Больше заботиться об экологии планеты, запретить использование технологий, нарушающих природное равновесие, больше сажать растений, следить за чистотой в городе и на природе и т.д.)
3. Вступительное слово(слайды 1-4)
Кл. руководитель. Тема нашего классного часа – Природа не прощает ошибок.И эпиграфом классного часа будут слова Е.Евтушенко (презентация)
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платитьи будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре.
4. Проблемная ситуация Нужны ли комары?.(слайд 5)
Кл. руководитель. Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту нечисть! - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.
5. Интерактивная беседа.(слайд 6)
Кл. руководитель. Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?
Примерные ответы детей (слайд 7)
- Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.
- В природе всё находится в равновесии, всё связано.
- Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.
Кл. руководитель. Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология. А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?
Примерные ответы детей:(слайд 8-9)
- Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.
(слайд 10)
- В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.
(слайд 11)
- В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит, предотвращали эпидемии.
6. Информационный блок Законы экологии.
Кл. руководитель. Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!
Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Эти законы мы сейчас прочитаем. (слайд 12)
Первый закон: Всё связано со всем. Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.
Второй закон гласит: Всё должно куда-то деваться. Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.
Третий закон: Ничто не даётся даром. Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.
Четвёртый закон: Природа знает лучше. Человек, самонадеянно желая улучшить природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.
Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.
7.Экологический рейд. Какие законы нарушены? (слайд 13)
Кл. руководитель. Сейчас мы проведём рейд по улицам нашего города и увидим, выполняют ли его жители экологические законы? А вот и первый нарушитель. (слайд 14)
Завод сбросил в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации?
Примерные ответы детей:
- Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек по закону получит пищевое отравление.
- Нарушены первый и второй экологические законы.
- Нужно пропустить промышленные отходы через очистку.
Кл. руководитель. Идём дальше. Что-то трудно становится дышать! (слайд 15 ) Ага, это дворники сжигают листву, чтобы не вывозить её за город. Чем это грозит нам, и какой экологический закон дворники нарушают?
Примерные ответы детей:
- Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов. Её обязательно нужно уничтожать.
- Типичное нарушение второго закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.
- Листьякатегорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город.
Кл. руководитель. В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения биогумус.На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного мусора, а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учёными! (слайд 16) Интересная информация! Читаем дальше. Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая всё это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки два раза больше, чем весит, а ещё он не прихотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусовС. Живёт этот труженик целых 16 лет.
Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет?
Примерные ответы детей.
- Это, наоборот, строгое выполнение законов экологии.
- Тут выполняется второй закон: Всё должно куда-то деваться. Мусор не превращается в токсические отходы, а даёт пищу червяку и становится ценным удобрением.
- А ещё и четвёртый закон выполняется: Природа знает лучше. Червяк существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы.
Кл. руководитель. Мы выехали за город, в дачный посёлок. (слайды 17-20) Когда-то тут было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но дачники решили избавиться от болота и начали его осушать. К каким последствиям для леса и речки это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу?
Примерные ответы детей:
-Ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадёт!
- Нарушается четвёртый закон природы: Природа знает лучше. Если тут , в этом месте, природа создала болото, так тут ему и нужно быть.
- Для экологического равновесия в этом месте очень нужно и болото, и лягушки, и комары, иначе будет засуха.
Кл. руководитель. Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры.
8. Работа в группах. Обращение от имени Природы.
Кл. руководитель. Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям? Давайте напишем письма-обращения от имени природы.
Первая группа напишет обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.
Вторая группа напишет военным.
Третья группа подготовит обращение к учёным.
Четвёртая группа обратится к фермерам и крестьянам.
Пятая группа напишет морякам и рыбакам.
Шестая группа напишет письмо ученикам нашей школы.
Включается музыка, в течение 5 минут дети пишут обращения.
Пришло время прочитать наши обращения. Приглашаю к доске представителей групп.
К доске выходят представители групп и читают обращения.
Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.
9.Викторина-конкурс.
Участвуют 2 команды.4А класс Ивушка,4Б класс Березка.
(Командам вручают разные по цвету карточки (зеленые и желтые).Команда поднимает карточку,если знает ответ.Право отвечать предоставляется той команде , которая первой поднимет карточку.)
1 Конкурс.
1.Детеныши каких животных питаются молоком чужой матери? (зайчата)
2.Кто охраняет лесную поляну от вредных мух? (стрекоза)
4.У какого дерева ствол белый? (береза)
5.Кто спит вниз головой? (летучая мышь)
6.Какое животное строит дом на воде? (бобр)
7.Кто может пить ногой? (лягушка)
8.Какой цветок лето начинает? (колокольчик)
9.Что теряет лось каждую зиму? (рога)
10.У кого самый чуткий нос? (у бабочки)
2 Конкурс. Кто в лесу живет? Какого зверя называют…
1 команда
Косой
Сохатый
Серый
2 команда
Колючий
Рыжая
Косолапый
3 Конкурс.
Путешествуя по планете и открывая ее для самих себя,мы можем столкнуться с разными вопросами. Попробуем на них ответить.
-Какое растение можно использовать в турпоходе ,если натрешь ногу или поцарапаешь палец? (подорожник)
-Листья каких растений можно использовать в лесу для заварки чая? (листья земляники,малины,черники,клюквы)
-Почему растения в лесу не мешают друг другу расти? (они растут ярусами)
-Как называется начало и конец реки? (исток и устье)
-В каком озере содержится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды планеты? (озеро Байкал)
4 Конкурс Загадки
1. Весь мир кормлю,
А сама не ем.(Земля)
2. Если невидимка :
В дом не просится,
А прежде людей бежит,
Торопится. (Воздух)
3.Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.(Лес)
4.Если руки ваши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?(Вода)
10. Заключительная беседа Убивай зверей внутри себя.
Кл. руководитель. Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этихзаконов – важнейший признак экологической культуры. Но этого не достаточно. Нужна ещё и экология души. Прочитайте эпиграф к нашему классному часу. Это строки поэта Евгения Евтушенко (читает).
О чём говорит здесь поэт?
Примерные ответы детей:
- Что нужно беречь природу.
- Что нельзя убивать зверей.
- Что нужно любить самую маленькую былиночку и букашку.
Кл. руководитель. Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?
Примерные ответы детей:
- Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т.д.
- Это всё плохое, чёрное, дикое, что есть в человеке.
- Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.
Кл. руководитель. Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.
И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своём сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.
11.Подведение итогов (рефлексия).
Кл. руководитель. Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?
Примерные ответы детей:
- Запомнился рассказ о червяке, который делает биогумус.
- Запомнился рассказ об эвене, который разрезал рыбу и показал комаров в нём.
- Я ещё недостаточно культурный, много зверей внутри меня.
- До культуры ещё далеко, но понятно, что делать.
- Знать законы и исполнять их легко, самое трудное – быть добрым.
(слайд 21)
И в заключение классного часа ответим Природе музыкальным письмом всем известной песней Не дразните собак.
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x