Классный час "Наши права и обязанности" | Кублий Руслан Николаевич. Работа №210227
Автор: Кублий Руслан Николаевич
Классный час "Наши права и обязанности" позволит обобщить знания детей об основных правах ребенка, развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей, а также воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам.
КЛАССНЫЙ ЧАС
НА ТЕМУ: «НАШИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»
Составитель педагог-психолог Кублий Р.Н.
г.Воркута
Цель:
Обобщить знания детей об основных правах ребенка;
Развести понятия
«
права
»
и
«
обязанности
»
, показать единство прав и обязанностей;
Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам.
Оборудование:
Карточки – ситуации по разграничению
«
прав
»
и
«
обязанностей
»
учащихся в школе;
Выставка литературы по правовому воспитанию;
Анкета на закрепления материала.
Ход занятия:
Приветствие
(все встают в круг):
Педагог:
«Сейчас мы с вами будем здороваться, но делать это мы будем необычным способом!
Я предлагаю поздороваться всем тем, кто самый высокий, кто самый маленький, кто пришел с хорошим настроением, кто родился зимой, летом, весной, осенью».
Педагог:
«Сегодня радостно от того, что мы собрались снова вместе с вами для серьезного разговора».
Целеполагание
Педагог: В нашем государстве, в Российской Федерации, как и в любой другой стране мира, законами защищены и взрослые и дети. Особенно дети. Ведь это будущее любой нации.
Давайте обратимся к тем законам международного и федерального уровней, которые действительно призваны защищать нас, граждан: взрослых и детей, определяя и подчеркивая наши права.
Вы сами сделали подборку таких документов.
Учащийся (по таблице):
Всеобщая декларация прав человека и гражданина (10 декабря 1948 г.);
Конвенция ООН о правах ребенка (1989 год);
Конституция РФ (12 декабря 1993 года);
Конституция РБ (24 декабря 1993 года);
Постановление Президента РФ В. В. Путина
«
Об основных направлениях государственной политики по улучшению положения детей
»
;
Президентская программа
«
Дети России
»
;
Законы РФ и РБ
«
Об образовании
»
,
«
О правах ребенка
»
,
«
О государственной поддержке молодежных объединений
»
,
«
Об общественных объединениях
»
.
Педагог: Из года в год увеличивается количество законов и постановлений республиканского, федерального, международного уровней, которые защищают права человека-гражданина, особенно права ребенка, ваши права.
Пример тому, разработанный и утвержденный Генеральной Ассамблеей ООН, Календарь правовых дат на 2001–2010 гг.
Учащийся (по таблице):
XXI век – век ребенка, 2001–2010 годы – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты;
1 июня – Международный день защиты детей;
4 июня – Международный день детей – жертв агрессии;
20 ноября – Всемирный день прав ребенка;
10 декабря – День прав ребенка.
Педагог: Молодцы! Сегодня мы возьмем для работы один документ международного уровня: «Конвенцию ООН о правах ребенка» и выделим основные ваши права и обязанности, права ребенка, подростка, юного гражданина планеты Земля.
Но для начала давайте заполним кроссворд и вспомним качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности:
1
2
3
4
5
1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе (ПОРЯДОЧНОСТЬ).
2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим (СПРАВЕДЛИВОСТЬ).
3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности (РАЗУМНОСТЬ).
4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия (ВОСПИТАННОСТЬ).
5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются ……(ОБЯЗАННОСТИ)».
3. Основная часть
Педагог:
«Сейчас наш разговор пойдет о том, какие права ребенка вы знаете, как вы их понимаете.
И первый вопрос, который я вам хочу задать, звучит так «Что такое право?» (Совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми) – толковый словарь Ожегова.
Второй вопрос: «Зачем нужно знать права людям?» (Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни).
Следующий вопрос: «Что это за документ?» (Карточка 1) (Паспорт). «О каком праве он вам напоминает?» (Право на имя, так как паспорт – это основной документ удостоверяющий личность).
Карточка 1
«Какое право может обозначать «сердце»?» (Карточка 2) (Право на любовь и заботу). «Что значит забота?» (Действия по отношения к кому-либо нацеленные на его благополучие) «Кто о вас заботится?»
Карточка 2
«Что может обозначать «дом»?» (Карточка 3) (Право на имущество). «Можно ли брать чужую вещь без разрешения?»
Карточка 3
«А с чем у вас ассоциируется «конверт»? О каком праве может идти здесь речь?» (Карточка 4) (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать друг за другом – вмешательство в его частную жизнь и тайна корреспонденции).
Карточка 4
«А о каком праве вам могут напомнить «учебники»?» (Карточка 5) (Право на обучение).
Карточка 5
«Вы все разные, но каждому из вас принадлежат одинаковые права. Об этом говорит первая статья «Декларации прав человека»«.
«Итак, 1 статья1 Всеобщей декларации прав человека (принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) гласит:
«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».»
4. Работа по группам
1) Вам необходимо соотнести статьи «Декларации прав человека» (Приложение 10.1.) с иллюстрациями сказок, где это право нарушено!
Нарушена статья 3 в сказках: «Серая шейка», «Красная шапочка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Колобок», «Маша и медведь».
Нарушена статья 12 в сказках: «Заюшкина избушка», «Теремок», «Зимовье зверей», «Три поросенка».
Нарушены статьи 23, 24 в сказках: «Золушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко».
Нарушены статьи 4,5 в сказках: «Золотой ключик», «Карабас Барабас».
Соотнести статьи «Декларации прав человека» с иллюстрацией сказки, где воспользовались своими правами!
Воспользовались правами, указанными в статье 13 п.1 в сказке «Лягушка путешественница».
Воспользовались правами, указанными в статье 14 в сказке «Дюймовочка».
Воспользовались своими правами в статье 23 п.3 в сказках: «Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и работнике его Балде».
2) А с каким знаком или предметом у вас ассоциируется то или иное право из «Декларации прав человека». Нарисуйте и обоснуйте.
«Ребята, каждый человек помимо прав имеет, и обязанности о чем и гласит статья 29 «Декларации прав человека»:
Статья 29
1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.
2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.
3) «Так что такое обязанности?» (Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения).
Какая самая главная
ваша обязанность
?
У кого больше всего обязанностей?
А какие обязанности существуют у
учащихся
?
А откуда вы это знаете? (Устав школы).
Давайте с вами обозначим некоторые из обязанностей школьника!
В Уставе школы ваши обязанности прописаны следующим образом:
Уважать права, честь и достоинство всех участников;
Прилежно учиться;
Иметь аккуратный вид;
Соблюдать правила техники безопасности;
Беречь школьное здание, оборудование;
Придерживаться общепринятых правил поведения;
Умножать и развивать лучшие традиции коллектива, беречь честь школы.
4) А с каким знаком или предметом у вас ассоциируется та или иная обязанность из «Декларации прав человека». Нарисуйте и обоснуйте.
5. Анализ ситуаций
- Мы обозначили главные права и обязанности. Хорошо ли мы умеем их различать? (Каждая группа получает ситуацию, которую необходимо проанализировать и проиграть перед слушателями).
6. Заключительная часть
«Для того чтобы узнать насколько, вы усвоили материал урока, я предлагаю вам заполнить анкету (каждому подростку раздается анкета)».
В заключении каждому из гостей мы подарим по «сердцу», где записаны мудрые мысли достойных людей о жизни, праве, правах, совести и гуманизме.
Анкета
1. Как ты считаешь, существуют ли у тебя обязанности перед обществом?
А) Да, существуют.
Б) Затрудняюсь ответить.
В) НЕ существуют.
2. Как ты считаешь, существуют ли у тебя обязанности перед школой?
А) Да, существуют.
Б) Затрудняюсь ответить.
В) НЕ существуют.
2. Разрешено ли нам нарушать права других людей?
А) Да, конечно разрешено.
Б) Разрешено только в редких случаях.
В) Абсолютно запрещено.
3. Кем были созданы права человека?
А) Народом.
Б) Государственной властью.
В) Сотрудниками милиции.
4. Как вы считаете, каждый ли ребенок имеет право жить и воспитываться в семье?
А) Нет, это право имеют только те дети, которые любят и уважают своих родителей.
Б) Это право доступно для каждого ребенка.
В) Ни один ребенок не имеет такого права.
5. Как вы считаете, соблюдение дисциплины в школе – это …
А) Право учащихся.
Б) Обязанность учащихся.
В) Ни то и не другое.
http://base.garant.ru/10135532/#block_1#ixzz48YuXUX3D