Статья Классный час "Наши права и обязанности". Автор: Кублий Руслан Николаевич

Автор: Кублий Руслан Николаевич
Классный час "Наши права и обязанности" позволит обобщить знания детей об основных правах ребенка, развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей, а также воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам.


Автор: Кублий Руслан Николаевич

 

 

 

 

 

КЛАССНЫЙ ЧАС

НА ТЕМУ: «НАШИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель педагог-психолог Кублий Р.Н.

 

 

 

г.Воркута


Цель:

Обобщить знания детей об основных правах ребенка;

Развести понятия

«

права

»

и

«

обязанности

»

, показать единство прав и обязанностей;

Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам.

 

Оборудование:

Карточки – ситуации по разграничению

«

прав

»

и

«

обязанностей

»

учащихся в школе;

Выставка литературы по правовому воспитанию;

Анкета на закрепления материала.

 

Ход занятия:

Приветствие

(все встают в круг):

Педагог:

«Сейчас мы с вами будем здороваться, но делать это мы будем необычным способом!

Я предлагаю поздороваться всем тем, кто самый высокий, кто самый маленький, кто пришел с хорошим настроением, кто родился зимой, летом, весной, осенью».

Педагог:

«Сегодня радостно от того, что мы собрались снова вместе с вами для серьезного разговора».

Целеполагание

Педагог: В нашем государстве, в Российской Федерации, как и в любой другой стране мира, законами защищены и взрослые и дети. Особенно дети. Ведь это будущее любой нации.

Давайте обратимся к тем законам международного и федерального уровней, которые действительно призваны защищать нас, граждан: взрослых и детей, определяя и подчеркивая наши права.

Вы сами сделали подборку таких документов.

Учащийся (по таблице):

Всеобщая декларация прав человека и гражданина (10 декабря 1948 г.);

Конвенция ООН о правах ребенка (1989 год);

Конституция РФ (12 декабря 1993 года);

Конституция РБ (24 декабря 1993 года);

Постановление Президента РФ В. В. Путина

«

Об основных направлениях государственной политики по улучшению положения детей

»

;

Президентская программа

«

Дети России

»

;

Законы РФ и РБ

«

Об образовании

»

,

«

О правах ребенка

»

,

«

О государственной поддержке молодежных объединений

»

,

«

Об общественных объединениях

»

.

Педагог: Из года в год увеличивается количество законов и постановлений республиканского, федерального, международного уровней, которые защищают права человека-гражданина, особенно права ребенка, ваши права.

Пример тому, разработанный и утвержденный Генеральной Ассамблеей ООН, Календарь правовых дат на 2001–2010 гг.

Учащийся (по таблице):

XXI век – век ребенка, 2001–2010 годы – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты;

1 июня – Международный день защиты детей;

4 июня – Международный день детей – жертв агрессии;

20 ноября – Всемирный день прав ребенка;

10 декабря – День прав ребенка.

Педагог: Молодцы! Сегодня мы возьмем для работы один документ международного уровня: «Конвенцию ООН о правах ребенка» и выделим основные ваши права и обязанности, права ребенка, подростка, юного гражданина планеты Земля.

Но для начала давайте заполним кроссворд и вспомним качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе (ПОРЯДОЧНОСТЬ).

2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим (СПРАВЕДЛИВОСТЬ).

3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности (РАЗУМНОСТЬ).

4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия (ВОСПИТАННОСТЬ).

5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются ……(ОБЯЗАННОСТИ)».

3. Основная часть

Педагог:

«Сейчас наш разговор пойдет о том, какие права ребенка вы знаете, как вы их понимаете.

И первый вопрос, который я вам хочу задать, звучит так «Что такое право?» (Совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми) – толковый словарь Ожегова.

Второй вопрос: «Зачем нужно знать права людям?» (Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни).

Следующий вопрос: «Что это за документ?» (Карточка 1) (Паспорт). «О каком праве он вам напоминает?» (Право на имя, так как паспорт – это основной документ удостоверяющий личность).

Карточка 1

«Какое право может обозначать «сердце»?» (Карточка 2) (Право на любовь и заботу). «Что значит забота?» (Действия по отношения к кому-либо нацеленные на его благополучие) «Кто о вас заботится?»

Карточка 2

 

«Что может обозначать «дом»?» (Карточка 3) (Право на имущество). «Можно ли брать чужую вещь без разрешения?»

 

Карточка 3

 

«А с чем у вас ассоциируется «конверт»? О каком праве может идти здесь речь?» (Карточка 4) (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать друг за другом – вмешательство в его частную жизнь и тайна корреспонденции).

Карточка 4

«А о каком праве вам могут напомнить «учебники»?» (Карточка 5) (Право на обучение).

Карточка 5

«Вы все разные, но каждому из вас принадлежат одинаковые права. Об этом говорит первая статья «Декларации прав человека»«.

«Итак, 1 статья1 Всеобщей декларации прав человека (принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) гласит:

«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».»

4. Работа по группам

1) Вам необходимо соотнести статьи «Декларации прав человека» (Приложение 10.1.) с иллюстрациями сказок, где это право нарушено!

Нарушена статья 3 в сказках: «Серая шейка», «Красная шапочка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Колобок», «Маша и медведь».

Нарушена статья 12 в сказках: «Заюшкина избушка», «Теремок», «Зимовье зверей», «Три поросенка».

Нарушены статьи 23, 24 в сказках: «Золушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко».

Нарушены статьи 4,5 в сказках: «Золотой ключик», «Карабас Барабас».

Соотнести статьи «Декларации прав человека» с иллюстрацией сказки, где воспользовались своими правами!

Воспользовались правами, указанными в статье 13 п.1 в сказке «Лягушка путешественница».

Воспользовались правами, указанными в статье 14 в сказке «Дюймовочка».

Воспользовались своими правами в статье 23 п.3 в сказках: «Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и работнике его Балде».

2) А с каким знаком или предметом у вас ассоциируется то или иное право из «Декларации прав человека». Нарисуйте и обоснуйте.

«Ребята, каждый человек помимо прав имеет, и обязанности о чем и гласит статья 29 «Декларации прав человека»:

Статья 29

1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.

2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.

 

3) «Так что такое обязанности?» (Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения).

Какая самая главная

ваша обязанность

?

У кого больше всего обязанностей?

А какие обязанности существуют у

учащихся

?

А откуда вы это знаете? (Устав школы).

Давайте с вами обозначим некоторые из обязанностей школьника!

В Уставе школы ваши обязанности прописаны следующим образом:

Уважать права, честь и достоинство всех участников;

Прилежно учиться;

Иметь аккуратный вид;

Соблюдать правила техники безопасности;

Беречь школьное здание, оборудование;

Придерживаться общепринятых правил поведения;

Умножать и развивать лучшие традиции коллектива, беречь честь школы.

4) А с каким знаком или предметом у вас ассоциируется та или иная обязанность из «Декларации прав человека». Нарисуйте и обоснуйте.

 

5. Анализ ситуаций

- Мы обозначили главные права и обязанности. Хорошо ли мы умеем их различать? (Каждая группа получает ситуацию, которую необходимо проанализировать и проиграть перед слушателями).

 

6. Заключительная часть

«Для того чтобы узнать насколько, вы усвоили материал урока, я предлагаю вам заполнить анкету (каждому подростку раздается анкета)».

В заключении каждому из гостей мы подарим по «сердцу», где записаны мудрые мысли достойных людей о жизни, праве, правах, совести и гуманизме.

Анкета

 

1. Как ты считаешь, существуют ли у тебя обязанности перед обществом?

А) Да, существуют.

Б) Затрудняюсь ответить.

В) НЕ существуют.

 

2. Как ты считаешь, существуют ли у тебя обязанности перед школой?

А) Да, существуют.

Б) Затрудняюсь ответить.

В) НЕ существуют.

 

2. Разрешено ли нам нарушать права других людей?

А) Да, конечно разрешено.

Б) Разрешено только в редких случаях.

В) Абсолютно запрещено.

 

3. Кем были созданы права человека?

А) Народом.

Б) Государственной властью.

В) Сотрудниками милиции.

 

4. Как вы считаете, каждый ли ребенок имеет право жить и воспитываться в семье?

А) Нет, это право имеют только те дети, которые любят и уважают своих родителей.

Б) Это право доступно для каждого ребенка.

В) Ни один ребенок не имеет такого права.

 

5. Как вы считаете, соблюдение дисциплины в школе – это …

А) Право учащихся.

Б) Обязанность учащихся.

В) Ни то и не другое.

 

 


http://base.garant.ru/10135532/#block_1#ixzz48YuXUX3D

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x