Статья КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ТЕМЕ: «Запомнить твердо нужно нам – пожар не возникает сам!». Автор: Нурманова Ляйлем Сансызбаевна

Автор: Нурманова Ляйлем Сансызбаевна
Классный час по пожарной безопасности


Автор: Нурманова Ляйлем Сансызбаевна

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.ЛУКОВ КОРДОН АЛЕКСАНДРОВО-ГАЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ТЕМЕ:

«Запомнить твердо нужно нам

пожар не возникает сам!»

(1-2 классы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

учитель начальных классов

МБОУ СОШ с.Луков Кордон

Нурманова Ляйлем Сансызбаевна

 

 

 

 

 

Апрель 2019г

Тема: «Запомнить твердо нужно нам - пожар не возникает сам!»

Цели: закрепить и систематизировать знания детей о правилах пожарной безопасности.

Задачи: познакомить учащихся с некоторыми причинами пожаров и правилами поведения при их возникновении;

научить предвидеть и прогнозировать опасные ситуации, связанные с возникновением пожаров в помещении;

воспитывать чувство ответственности.

Ход занятия

I.Организационный момент.

Введение в тему. Сообщение цели классного часа.

-Ребята, давайте наш классный час начнём со сказки. Прочитав сказку, мы узнаем тему. СЛАЙД 1

Сказка.

«Жил- был Огонь. Был он очень весёлым и горячим. Гулял, где хотел: по лесам, полям и деревьям. Никого Огонь не щадил на своём пути, сжигал всё подряд, и был он злейшим врагом всего живого.

Однажды повстречался на его пути человек и сказал: «Слушай, Огонь, давай померимся силой!» Огонь с улыбкой отвечает: «Да куда тебе, человек, со мной силой мериться!» А человек стоял на своём» «Давай! Давай!» Огонь согласился.

Вот начался бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду. Огонь за ним. Схватил человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить, но взмолился Огонь: « Не туши меня, человек, верой и правдой буду тебе служить».

Вот так и стал служить огонь человеку и стал его другом».

-Скажите, так о чём эта сказка?

-В каком случае мы говорим «Огонь- друг», а когда «Огонь-враг»?

-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем вести разговор? (Ответы учащихся)

-Сегодня мы вспомним правила пожарной безопасности, повторить алгоритм действий при пожаре. - ----Перед началом звонка я разделила вас на две группы.

1 группа – «Огонек»

Девиз: "Огонь – опасная штука

Он над собой не любит шуток."

2 группа – «Огнетушитель»

Девиз:

«Крепко помните, друзья,

Что с огнем шутить нельзя».

- Классный час пройдет в виде игры. Каждая группа будет получать задания и набирать жетоны.

II. Актуализация знаний.

СЛАЙД 2

-Посмотрите внимательно на экран. Здесь вы видите два костра, один - добрый костёр, другой – злой.

1 конкурс

Задание для 1 группы – рассказать, когда огонь бывает другом.

Задание для 2 группы – рассказать, когда огонь бывает врагом.

(Учащиеся работают в группах, после обсуждения учитель принимает ответы)

Учитель. В жизни человека огонь играет очень важную роль. С давних пор огонь стал другом человека. Он помогал людям обороняться от диких зверей, освещать жилище, отапливать дома в холодное время года. Благодаря огню человек научился вкусно готовить пищу. Без огня мы уже не представляем жизни, он нужен повсюду: в домах, и школах, на заводах и фабриках, в городах и сёлах. Огонь приводит в движение автомашины, пароходы, самолеты, помогает вырабатывать электроэнергию. Можно ещё долго перечислять, как помогает всем огонь и в быту, и на производстве, но нужно всегда помнить, огонь приносит пользу, если человек обращается с ним осторожно, соблюдая необходимые меры безопасности. Он может обратиться в бедствие для человека из-за небрежного обращения с ним, из-за нарушения правил пожарной безопасности.

Огонь- друг человека. Без него невозможна жизнь на земле.

Огонь- враг. Огонь, постоянный спутник человека, может быть не только другом и помощником человека во всех добрых делах, но и врагом. Это зависит от того, правильно ли используется огонь. Какой стороной он повернётся к нам, зависит от нас.

Причины пожаров во всех случаях почти одни и те же.

Неосторожное обращение с огнем, небрежное использование бытовых нагревательных приборов, нарушение правил противопожарной безопасности при эксплуатации сети и электропроводки, возгорание телевизоров, шалости детей с огнем и т.д.

Посмотрите на экран, вот к чему могут привести игры с огнем.

СДАЙД 3,4 с изображениями пожаров.

-Ребята, скажите, что такое ПОЖАР? (Ответы учащихся)

ПОЖАР это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

2 конкурс: «Ситуационные задачи».

Ситуация для 1-й группы.

При просмотре телепередачи пропало изображение, а из телевизора пошел дым. Ваши действия.

Отключить телевизор от сети.

Сообщить взрослым.

Вызвать мастера.

Ситуация для 2-й группы.

Вы находитесь дома. Заметили, что на балконе от брошенного окурка начали гореть различные вещи. Ваши действия.

Сообщить в пожарную службу «01».

Тушить возгорание любыми подручными средствами (водой, мокрой тканью, землей из цветочных горшков).

Предупредить соседей с верхних этажей, позовите на помощь.

Выслушивается ответы. Раздаются жетоны.

Учитель. Кто нам поможет справиться с пожаром?

- Отгадайте загадку:

С огнём бороться мы должны-

Мы смелые работники,

С водою мы напарники,

Мы очень людям всем нужны,

Так, кто же мы? (пожарные)

- Так как же вызвать людей этой профессии?

Пожар мы быстро победим,

Коль позвоним по 01.

Почему телефон пожарной службы-01? (ответы детей)

-Потому что номер 01 – простой, его всякий запомнит.

- Потому что 01 – удобный номер, его даже в темноте легко набрать на диске телефона

- Потому что 01 – короткий номер, ведь на пожаре дорога каждая минута.

Пусть знает каждый гражданин:

Пожарная служба – 01!

 

3 конкурс. Каждая группа должна назвать по 3 правила безопасного обращения с электроприборами.

Не пользуйтесь не исправными электроприборами.

Не оставляйте без присмотра электроприборы.

Не включайте в одну розетку несколько электроприборов.

Не прикасайтесь к включенному электроприбору мокрыми руками.

Не

ремонтируйте сам электроприбор

Не пользуйтесь приборами, если есть оголенные провода.

Творческая защита плакатов о пожарной безопасности

(конкурс домашнего задания)

- А сейчас мы разберем вопросы, и выясним, как нужно действовать при возникновении опасности.

Вопросы:

1. По каким признакам можно почувствовать и увидеть опасность в квартире? (запах гари, дым, искры из розетки, горячий электроприбор)

2. Как двигаться в сильно задымленном помещении? (Пригнувшись или ползком, дышать через увлажненную ткань для защиты от угарного газа)

3. Что предпринять, если загорелась одежда? (Лечь и путем перекатывания сбить пламя, нельзя бежать)

4. Что сделаете, увидев человека в горящей одежде? (Накрыть покрывалом и плотно прижать его)

5. Можно ли при возникновении пожара прятаться под кровать, скрываться в труднодоступных помещениях, открывать окна? (Нельзя, вы подвергаете опасности, гибели, затрудняете работу спасателей по выполнению их миссии вашего спасения; открытие окон и дверей увеличит приток воздуха и усилит огонь)

6. Как следует реагировать на возгорание? (Быстро, используя все доступные средства для тушения огня (вода, мокрая тряпка, песок)

7. Чем опасен пожар? (Открытым огнем, высокой температурой воздуха, ядовитыми газами, дымом и другими неблагоприятными факторами, обрушениями.)

8. Как действовать при возгорании телевизора? (Быстро обесточить телевизор, накрыть его пледом или другой плотной тканью (лучше мокрой), ограничив тем самым доступ воздуха.

9. Что называют пожаром? (Стихийное распространение огня, вырвавшегося из-под контроля человека)

10. Как оказать помощь пострадавшему при пожаре? (Немедленно погасить пламя, сорвать с пострадавшего горящую одежду, накрыть его чем-либо препятствующим доступу воздуха – плащом, пледом или любой плотной тканью. Далее освободить обожженную часть тела от одежды, если нужно, разрезать, не сдирая, приставшие к телу куски ткани. Нельзя вскрывать пузыри, касаться ожоговой поверхности руками, наносить на место ожога растительные масла, прижигающие вещества (марганцовку, йод), так как они усиливают ожог и боль и замедляют заживление ран. На обожженный участок тела наложить стерильную марлевую повязку или чистую ткань)

11. Каковы основные причины возникновения пожара? (Нарушение правил пожарной безопасности, эксплуатации бытовой и производственной электротехники, газовых приборов и отопительных печей, невнимательность в обращении с горящими предметами и легковоспламеняющимися материалами)

12. Нередко человек в горящей одежде теряет ориентацию, начинает метаться, убегать, тем самым усиливает пламя. Что делать в этом случае? (Следует сбить его с ног, а затем погасить пламя)

13. При пожаре часто происходят отравления угарным газом. Назовите признаки отравления угарным газом. (Первыми признаками отравления угарным газом являются головная боль, шум в ушах, «стук в висках», общая слабость, тошнота, рвота. При сильном отравлении возникают сонливость, апатия, нарушение или потеря дыхания, расширение зрачков)

14. Как оказать первую медицинскую помощь пострадавшему при отравлении угарным газом? (Пострадавшего следует немедленно вывести или вынести из зараженной зоны на свежий воздух, предоставить покой. На голову положить холодный компресс, спрыснуть лицо холодной водой, дать понюхать нашатырный спирт, напоить крепким чаем или кофе. В тяжелых случаях сделать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца)

 

 

4 конкурс: « Найди правильную фразу».

Учитель: сейчас каждая группа получит карточку с заданием: нужно соединить начало фраз с их окончанием, и вы получите правила пожарной безопасности и действий при пожаре.

Огонь нельзя оставлять

Если увидишь пламя –

Вызывай пожарных

От огня

Из горящего помещения

Опасней всего при пожаре

А) по телефону 01.
Б) нельзя прятаться.
В) без присмотра.
Г) зови на помощь взрослых.
Д) дым.
Е) надо быстро уйти.

 

 

ПАМЯТКА

В случае пожара:

Услышав или увидев сигнал СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ, сориентируйся и покинь горящее здание! Постарайся выбрать самый безопасный и быстрый способ.

Звучат 3 коротких, 1 длинный звонок - это сигнал о возникновении пожара. Что нужно делать, услышав этот сигнал? Ответ: надо эвакуироваться

Но сначала давайте запомним правила эвакуации.

1.Построиться быстро, без паники.

2.Не толкать друг друга.

3.Запомнить, кто стоит с вами рядом, кто впереди и позади вас.

4.При эвакуации очень важно не потерять никого.

5.Выходим по плану эвакуации через запасные выходы.

 

5 конкурс. Игровые задания. Чья группа быстрее ответит.

СЛАЙД 5

1. Какой орган при пожаре защищает ватно-марлевая повязка? В этом слове 7 букв.

Ответ: дыхание.

2. Одна из причин ожогов. В этом слове 7 букв.

Ответ: кипяток.

3. Самая распространенная причина ожогов. В этом слове 5 букв.

Ответ: пламя.

4. Средство пожаротушения. В этом слове 12 букв.

Ответ: огнетушитель.

5. Отчего чаще всего погибают при пожаре люди? Принимаются два варианта ответа: в одном слове 4 буквы, в другом 3 буквы.

Ответ: угар.

Ответ: дым.

6. Какая причина чаще всего приводит к пожару? В этом слове 11 букв

Ответ: небрежность.

6 конкурс: «Знаток пословиц и поговорок об огне»

Учитель. Мы с вами не раз убеждались, что «старинная пословица не мимо молвится». По верному замечанию народа, пословицы и поговорки учат, предостерегают, ограждают, охраняют. Вот поэтому снова предлагаю вам обратиться к давней, через века пронесенной мудрости нашего народа об огне, его значении и опасности. Вы будете участниками конкурса знатоков пословиц и поговорок. Кто больше знает пословиц и поговорок об огне и со словами, связанными с этим явлением? Прямо сейчас и проверим.

Примеры пословиц и поговорок для ответа:

Дыма без огня не бывает.

Там не загорится, где огня нет.

Солома с огнем не дружит.

Из огня да в полымя.

Спички не тронь – в них огонь.

Спичка невеличка, огонь великан.

Жжется печь, ее не тронь, потому что в ней огонь.

Искру туши до пожара, беду отводи до удара.

Там не загорится, где огня нет.

Не имей привычки, носить в кармане спички.

Коробка спичек хоть мала, но может сделать много зла.

Пожар могут вызвать электроприборы, когда остаются без надзора.

Со спичками игры опасны всегда, от маленькой искры – большая беда.

Не имей привычки носить в кармане спички.

Маленькая спичка сжигает большой лес.

В огне и железо плавко.

III. Подведение итогов игры.

- Послушайте стихотворение.

Опасная забывчивость

Ленту гладила Анюта

И увидела подруг,

Отвлеклась на три минуты

И забыла про утюг.

Тут уж дело не до шутки!

Вот что значит — три минутки!

Ленты нет, кругом угар,

Чуть не сделался пожар.

Огнеопасная игрушка

Смастерил Сергей пугач,

Пострелял немного.

А теперь Сережу врач

Лечит от ожога.

От такого пугача

Путь обычный – до врача!

Совет взрослым

Спички детям не игрушка –

Не забудьте их убрать!

Не оставьте на подушке,

Не бросайте под кровать!

Попадут ребенку в руки,

И устроит он пожар.

Вам тогда одни лишь муки,

Превратится жизнь в кошмар!

-Какой совет вы услышали из этого стихотворения?

IV. Рефлексия.

- О чем сегодня вели разговор? Чем опасен огонь?

-Какие правила поведения при пожаре вы должны знать?

СЛАЙД 6 (плакат)

Правила пожарные без запинки знай.

Правила пожарные строго соблюдай!

Утром, вечером и днем

Осторожно будь с огнем!

V. Домашнее задание.

-Нарисовать знаки пожарной безопасности.

 

 

Список литературы:

Анастасова Л.П., Иванова Н.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей. Учись быть самостоятельным: Альбом-задачник. – М.: Вентана-Граф, 1998.

Основы безопасности жизнедеятельности. 1-4 классы: школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками / авт.-сост. Г.П.Попова.

Пожарная безопасность в начальной школе: конспекты занятий и классных часов / сост. О.В.Павлова, Г.П.Попова, Г.Н. Шевченко.

Сюнькова В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности». 1-4 кл.: книга для учителя. – М.: Просвещение.

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x